ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-10626/2021 от 28.09.2022 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 октября 2022 года

г. Вологда

Дело № А13-10626/2021

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зреляковой Л.В. и  Ралько О.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.

при участии от главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 ФИО2 по доверенности от 02.08.2021, от администрации Кирилловского муниципального района ФИО3 по доверенности от 24.08.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Куликова Антона Владимировича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 марта 2022 года по делу № А13-10626/2021 ,

у с т а н о в и л:

глава крестьянского фермерского хозяйства Куликов Антон Владимирович (адрес: 160000, город Вологда; ОГРНИП 319352500014730 , ИНН 352517462975; далее – Глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Комитету по управлению имуществом администрации Кирилловского муниципального района (адрес: 161100, Вологодская область, Кирилловский район, город Кириллов, улица Преображенского, 4; ОГРН 1033500790180, ИНН 3511001546; далее – Комитет), администрации Кирилловского муниципального района (адрес: 161100, Вологодская область, район Кирилловский, город Кириллов, улица Преображенского, дом 4, ОГРН 1033500790223, ИНН 3511001063; далее – Администрация) о признании незаконными действий по отказу в предварительном согласовании предоставления земельных участков в собственность за плату по заявлениям № 1787480, 1787490, выраженному в письме от 11.05.2021 № 1873 и возложении на ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Решением суда от 05 марта 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Глава КФХ с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что испрашиваемые земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и наличие на них древесно-кустарниковой растительности не является препятствием для выделения и последующей передачи в собственность.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Администрация в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании  просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение  суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 09.02.2021 ФИО1 обратился в Комитет с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 442 416 кв. м, расположенного в границах муниципального образования Талицкое Кирилловского муниципального района, образованного из земельных участков с кадастровыми номерами  35:05:0000000:102 и 35:05:0000000:103 (заявка № 1787490) и предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 35:05:0204002:510  площадью 91 249 кв. м, расположенного в границах сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района (заявка № 1787480).

Земельные участки имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения», расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

В заявке № 1787490 указано, что ФИО1 не имеет статуса индивидуального предпринимателя, цель использования не указана, заявка               № 1787490 подана ФИО1 как индивидуальным предпринимателем, заявленная цель использования земельного участка: сельскохозяйственная деятельность.

Письмом от 11.05.2021 № 1873 Администрация сообщила                  ФИО1 об отказе в предварительном согласовании и предоставлении испрашиваемых земельных участков, находящихся в территориальной зоне «зона лесов», со ссылкой на постановление Администрации от 22.04.2020             № 266 «О запрете на предоставление земельных участков на расчистку от древесно-кустарниковой растительности на территории Кирилловского муниципального района», которым установлен запрет на предоставление земельных участков из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», покрытых древесно-кустарниковой растительностью (том 1, лист 24).

Считая отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность неправомерным, Глава КФХ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных этим пунктом.

В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.

В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статьях 39.14, 39.17 ЗК РФ.

Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 статьи 39.17 ЗК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы предусмотрен пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Согласно подпункту 3 пункта 16 названной статьи одним из таких оснований является разработка схемы расположения участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, которые, в частности, предполагают, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 4 Закона Вологодской области от 28.12.2018   № 4476-ОЗ «Об особенностях предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области» перечень территорий и (или) земельных участков (перечень территорий фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Вологодской области, муниципальной собственности или государственной неразграниченной собственности, расположенных на территориях муниципальных образований Вологодской области, установленных в приложении к настоящему закону области, и включенных в государственную информационную систему, устанавливаемый органами местного самоуправления муниципальных районов области) утверждается муниципальным правовым актом органа местного самоуправления с учетом необходимости планирования и организации рационального использования земель, развития экономики, улучшения организации территорий муниципальных образований области на основании документов территориального планирования, предложений органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления поселений, входящих в состав соответствующего муниципального района, при соблюдении условий отбора территорий и (или) земельных участков, установленных частью 1(1) настоящей статьи.

Включению в перечень подлежат территории и (или) земельные участки при условии отсутствия в их границах территорий площадью более 0.5 га с деревьями высотой более 5 м и с сомкнутостью крон древесного яруса 0.8 - 1.

Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Николоторжское, утвержденным решением Совета сельского поселения Николоторжское от 28.12.2017 № 38 и сельского поселения Талицкое, утвержденным решением Совета сельского поселения Талицкое от 10.07.2017 № 12 испрашиваемые земельные участки находятся в зоне лесов на землях сельхозназначения.

Схемами расположения земельных участков, справками администрации муниципального образования Талицкое и сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района подтверждено, что испрашиваемые Главой КФХ земельные участки покрыты древесно-кустарниковой растительностью и спелым лесом.

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции комиссией в составе  заместителя начальника Кирилловского отдела - государственного лесничества ФИО4, ведущего специалиста Кирилловского территориального отдела - государственного лесничества ФИО5, старшего специалиста 2 разряда Кирилловского территориального отдела - государственного лесничества ФИО6 проведены осмотры спорных земельных участков и установлено следующее.

В отношении земельного участка № 1:

по представленным Администрацией Кирилловского района геодезическим координатам был обследован участок с целью описания его свойств и произрастания древесно - кустарниковой растительности.

В ходе обследования был применен метод глазомерной таксации (было заложено 5 пробных площадей) и выявлено, что данный участок пройден рубкой на площади 23 га. Остальной участок представлен лесными насаждениями на площади примерно 18 га.

По данным глазомерной таксации на участке определен состав 7ЕЗБ+С+Ос (на данном участке преобладает хвойная порода - ель в составе примерно 70 %), средний запас (объем) 194 куб.м./га, возраст главной породы (Ель) составляет примерно около 55 лет (возраст рубок в хвойных насаждениях в Вологодской области составляет с 81 года с 1 по 3 бонитет, с 4 и более со 101 года), полнота на данном участке составляет 0,9, бонитет 2.

В отношении земельного участка № 2  в ходе обследования также был применен метод глазомерной таксации (было заложено 6 пробных площадей) и выявлено, что участок представлен лесными насаждениями на площади примерно 9,1 га.

По данным глазомерной таксации на участке определен состав 5СЗЕ2Б+Ос+Олс (на данном участке преобладает хвойная порода - сосна и ель в составе примерно 80 %), средний запас (объем) 209 куб. м/га, возраст главной породы (Сосна) составляет примерно около 60 лет (возраст рубок в хвойных насаждениях в Вологодской области составляет с 81 года с 1 по 3 бонитет, с 4 и более со 101 года), полнота на данном участке составляет 0,8, бонитет 2.

К актам приложены ведомости материально-денежной оценки делянок, схемы земельных участков, фотоматериалы (том 2, листы 48–66)

Правовых оснований не доверять представленной информации у суда апелляционной инстанции не имеется.

Согласно ГОСТ 18486-87 «Термины и определения», утвержденного и введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 10.12.1987                № 4445 лес - это элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности деревьев, занимающих доминирующее положение, кустарников, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и на внешнюю среду.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, на земельных участках сложилась экологическая система - лес.

Согласно статье 1 ЛК РФ к основным принципам лесного законодательства относится принцип обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, использования лесов с учетом их экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания.

Лес, как природный ресурс, является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося вред экосистеме в целом.

В силу статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1).

В силу статьи 123 ЛК РФ леса на земельных участках сельскохозяйственного назначения подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Лесозаготовка не поименована как вид использования земель сельскохозяйственного назначения.

Сведения о характеристиках и свойствах территории, в границах которой предполагалось образование земельного участка, о возможности его использования в сельскохозяйственных целях, являются значимыми при принятии решения

Учитывая наличие на испрашиваемых Предпринимателем земельных участках сложившейся экосистемы - леса, суд пришел к верному выводу о том, что указанные участки непригодны для осуществления сельскохозяйственной деятельности без нанесения вреда для окружающей природной среды.

Предоставление спорных участков для целей сельскохозяйственного производства не отвечает принципу рационального использования природных ресурсов.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно оставил исковые требования Главы КФХ без удовлетворения.

Кроме того, согласно информации, предоставленной администрацией на территориях поселений имеются невостребованные земельные паи ТОО «Труженик» и АОЗТ «Николоторжское» (том 1 листы 109-111).

Доводы подателя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 марта                 2022 года по делу № А13-10626/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Н. Шадрина

Судьи

Л.В. Зрелякова

О.Б. Ралько