ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
http://14aas.arbitr.ru
17 мая 2016 года | г. Вологда | Дело № А13-11137/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2016 года .
В полном объёме постановление изготовлено мая 2016 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Смирнова В.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой А.В.,
при участии от общества ФИО1 по доверенности от 28.07.2015, от Департамента ФИО2 по доверенности от 28.12.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кичгородецкая лесная компания» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 января 2016 года по делу № А13-11137/2015 (судья Киров С.А.)
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Кичгородецкая лесная компания» (место нахождения: 160009, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - ООО «Кичгородецкая лесная компания», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (место нахождения: 109074, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Министерство, Минпромторг России) от 28.04.2015 № 973 «Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» (далее - приказ от 28.04.2015 № 973), приказа Департамента лесного комплекса Вологодской области от 09.04.2015 № 301 «О мерах по исключению приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Кичгородецкая лесная компании» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» (далее - приказ от 09.04.2015 № 301), а также о признании незаконным решения Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент) от 15.06.2015 № 02-01-18/315 о расторжении договора аренды лесного участка от 01.01.2013 № 04-01-11/29-2013 (с учетом уточнения и дополнения требований, принятых судом).
Решением суда от 28 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Считает доказанным факт исполнения обществом инвестиционного проекта.
Министерство и Департамент в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения. Считают решение суда законным и обоснованным.
Министерство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, Министерство приказом от 10.12.2012 № 1861 (далее - приказ от 10.12.2012 № 1861) включило инвестиционный проект общества в области освоения лесов «Организация комплексной переработки древесных ресурсов ООО «Кичгородецкая лесная компания» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
На основании данного приказа 01.01.2013 между Департаментом (арендодателем) и ООО «Кичгородецкая лесная компания» (арендатором) заключен договор № 04-01-11/29-2013 аренды лесного участка общей площадью 68 314 га, используемого для реализации инвестиционного проекта, сроком действия до 31.12.2016.
В связи с изменившимися экономическими условиями общество 31.10.2013 обратилось в Департамент с заявкой о внесении изменений в концепцию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Приказом Департамента от 20.01.2014 № 37 данная заявка общества утверждена. Министерство письмом от 05.11.2014 № 13-5132 согласовало вносимые в концепцию изменения.
Общество представило отчет о ходе реализации проекта за 4-й квартал 2014 года, согласно которому привлечено инвестиций на сумму 236,6 млн.руб., в том числе в 4-м квартале 2014 года - 138,6 млн. руб. Кроме того, общество сообщило о приобретении готового деревообрабатывающего производства.
Департаментом при проверке данного отчета выявлено нарушение обществом Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (далее – Положение № 419) и приказа от 10.12.2012 № 1861, выразившееся в фактическом невыполнении поэтапного плана реализации инвестиционного проекта.
При этом Департамент исходил из того, что согласно плану в указанный период предусмотрено финансирование проекта в размере 235,1 млн.руб., приобретение, поставка и монтаж линии лесопиления и другого технологического оборудования для организации лесопиления, а также организация производства пиломатериалов естественной влажности.
Приобретение обществом готового деревообрабатывающего производства в Кичменгско-Городецком районе, по мнению Департамента, противоречит концепции инвестиционного проекта и не соответствует Федеральному закону от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон № 39-ФЗ), поскольку капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, проектно-изыскательские работы. Приобретение действующего производства не является инвестициями в основной капитал.
На основании этого Министерство в соответствии с пунктом 19 Положения № 419 направило в адрес общества предписание от 27.01.2015 № 07/29, которым заявителю предложено в срок до 31.03.2015 устранить нарушения реализации инвестиционного проекта.
В связи с неустранением обществом в установленный срок выявленных нарушений Департамент 09.04.2015 принял приказ от 09.04.2015 № 301 и решение о направлении в Минпромторг заявления об исключении указанного инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
На основании названного решения Минпромторгом России принят приказ от 28.04.2015 № 973 об исключении инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Решением Департамента, направленным в адрес ООО «Кичгородецкая лесная компания» письмом от 15.06.2015 № 02-01-18/315, договор аренды лесного участка от 01.01.2013 № 04-01-11/29-2013, заключенный Департаментом и обществом, расторгнут в одностороннем порядке с 01.07.2015 в соответствии с пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктом 26 названного договора. Данное решение содержало требование о возврате в течение 10 дней, начиная с 01.07.2015, лесного участка арендодателю по акту приема-передачи.
Не согласившись с приказом Министерства от 28.04.2015 № 973, приказом Департамента от 09.04.2015 № 301, решением Департамента лесного от 15.06.2015 № 02-01-18/315, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Законом № 39-ФЗ.
В силу статьи 1 Закона № 39-ФЗ инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты; инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений, который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации; срок окупаемости инвестиционного проекта - срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
Пунктом 3 Положения № 419 предусмотрено, что к инвестиционным проектам относятся инвестиционные проекты по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и др.) с минимальным объемом капитальных вложений не менее 300 млн. рублей, предусматривающие переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях.
В силу пункта 4 данного Положения ведение перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно подпункту «б» пункта 5 Положения № 419 основанием для включения инвестиционного проекта в перечень является решение об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией, желающей реализовать инвестиционный проект (далее - заявка), принятое в отношении проектов, реализуемых на лесных участках в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Положения № 419 инвестор обязан ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о ходе реализации инвестиционного проекта.
Требования по содержанию и порядку подготовки отчета о ходе реализации инвестиционного проекта устанавливаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Заинтересованный орган рассматривает отчет о ходе реализации инвестиционного проекта и представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства доклад о результатах его реализации.
Пунктом 18 Положения № 419 установлено, что контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган. Объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ).
Заинтересованный орган представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации данные о проверке хода реализации инвестиционного проекта с учетом поэтапного плана его реализации, в том числе о ходе создания (завершения) и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Пунктом 19 Положения № 419 определено, что в случае появления предусмотренных подпунктом «д» пункта 11 настоящего Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.
В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.
При этом в соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Положения № 419 заинтересованный орган в течение 30 календарных дней со дня приема заявки, а в случае реализации инвестиционного проекта на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в течение 45 календарных дней принимает решение, которое должно содержать сведения о включении в проект договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, следующих оснований для досрочного расторжения указанного договора по инициативе арендодателя:
нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год;
невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
нарушение предусмотренных графиком сроков заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков;
нарушение более чем на 3 месяца предусмотренного пунктом 17 настоящего Положения срока представления отчета о ходе реализации инвестиционного проекта;
отсутствие государственной регистрации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, в течение 90 дней со дня его подписания.
В данном случае из содержания поэтапного плана реализации инвестиционного проекта общества (раздел 3 стр. 32 Концепции проекта), включенного Минпромторгом России в перечень приоритетных инвестиционных проектов, следует, что план включает в себя следующие работы за период 2013 года, 1 этап:
1) проектные работы:
- подготовка проектной документации по созданию лесоперерабатывающей инфраструктуры и лесной инфраструктуры в Кич-Городецком лесничестве на территории Кич-Городецкого района Вологодской области,
- утверждение проектной документации,
- заключение договоров аренды;
2) формирование лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры и организация производства продукции:
- создание лесной инфраструктуры на арендованных лесных участках,
- приобретение лесозаготовительной и лесохозяйственной техники,
- организация лесозаготовок с изъятием древесины не более 30% ежегодного допустимого отпуска,
- начало строительства цеха лесопиления.
В соответствии со структурой инвестиционных затрат по периодам реализации инвестиционного проекта (таблица 7.3, стр. 89-90 концепции) за период 2013 года на указанные цели инвестор обязался соблюсти объемы инвестиций в сумме 64 млн. руб., что соответствует и графику привлечения инвестиционных ресурсов для реализации проекта (таблица 7.5, стр.91 концепции).
В 2014 году – на 2 этапе плана реализации инвестиционного проекта предусмотрено выполнение следующих работ:
- создание лесной инфраструктуры на арендованных лесных участках;
- приобретение лесозаготовительной и лесохозяйственной техники;
- организация лесозаготовок с изъятием древесины не более 70% ежегодного допустимого отпуска;
- завершение строительства цеха лесопиления;
- приобретение, поставка и монтаж линии лесопиления и другого технологического оборудования для организации лесопиления;
- организация производства пиломатериалов естественной влажности.
В соответствии со структурой инвестиционных затрат по периодам реализации инвестиционного проекта (таблица 7.3, стр. 89-90 концепции) за период 2014 года на указанные цели инвестор обязался соблюсти объемы инвестиций в сумме 171,1 млн. руб., что соответствует и графику привлечения инвестиционных ресурсов для реализации проекта.
Общество, указав в отчете об исполнении указанных этапов инвестиционного проекта, не представило ни Департаменту, ни в суд соответствующие доказательства.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества о подготовке и утверждении проектной документации, поскольку представленный договор от 29.07.2009 № 0077/07-2014 заключен с ООО «ПК «ПрофМетМонтаж» на изготовление металлокунструкций.
Также в материалы обществом не представлена подготовленная и утвержденная в установленном порядке проектная документация.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы общества о приобретении в феврале - марте 2015 года одним из учредителей - ФИО3 лесозаготовительной и лесохозяйственной техники, которая была подарена обществу.
Согласно пункту 2 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей.
В данном случае такой договор в материалы дела не представлен.
Имеющийся в материалах дела акт приема-передачи имущества от 03.03.2015 подтверждает лишь только передачу лесозаготовительной и лесохозяйственной техники от ФИО3 ООО «Кичгородецкая лесная компания» на забалансовый учет. Какая-либо ссылка на договор дарения в акте от 03.03.2015 отсутствует.
Доказательств перерегистрации транспортных средств, изменения сведений о собственнике в технических документах, также суду не представлено.
Обоснованно не приняты судом первой инстанции доводы общества о выполнении инвестиционного проекта путем приобретения для строительства земельного участка с кадастровым номером 35:25:17:0201007:55, стоимость которого в соответствии с отчетом об оценке от 24.12.2014 № 493 составляет 20 180 тыс. руб.
Как следует из представленного договора от 11.03.2013, общество приобрело указанный земельный участок у ФИО4 за 850 000 руб.
Доказательств, в том числе финансовых, бухгалтерских документов, подтверждающих доведение участка до состояния пригодного для использования в соответствии с видом разрешенного использования, суду не представлено.
В мае 2014 года участок имел вид разрешенного использования - «для строительства деревообрабатывающего завода по углубленной переработке древесины» с кадастровой стоимостью 4 352 339,89 руб., что подтверждается кадастровой выпиской от 22.05.2014.
Таким образом, в мае 2014 года при использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением он имел стоимость 4 млн. руб., а к декабрю 2014 года, то есть через шесть месяцев, его стоимость выросла в пять раз.
При этом доказательств улучшений земельного участка не представлено.
Сведений в государственный кадастр недвижимости об изменении стоимости участка не внесено.
Также в соответствии со статьей 1 Закона № 39-ФЗ капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации приказом от 04.06.2009 № 490 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» утверждены согласованные с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации требования по содержанию и порядку подготовки отчета о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта.
Согласно данным требованиям инвестор должен документально подтвердить объем средств, непосредственно направленных на создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктур и соблюдение сроков их ввода.
В связи с этим переоценка основного средства и получение в дар техники не могут быть расценены как инвестиции общества и, соответственно, не доказывают исполнение им инвестиционного проекта.
При этом следует отметить, что инвестиционным проектом не предусмотрено инвестирование на 2013 год как приобретение земельного участка под строительство.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы общества о том, что планом реализации инвестиционного проекта за 2013 год предусмотрено только начало строительства цеха лесопиления, в рамках которого выполнена подготовка земельного участка и проектирование, поскольку согласно тому же плану на 2 этапе реализации инвестиционного проекта в 2014 году предусмотрено завершение строительства цеха лесопиления.
В ходе проведенной совместной проверки Департаментом и прокуратурой Кичменгско-Городецкого района установлено, что на 05.02.2015 какие-либо строительные работы на участке общества не ведутся, фундаменты, производственные здания и сооружения отсутствуют, что позволяет сделать вывод о том, что в 2013 году обществом не было начато строительство цеха лесопиления.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества о том, что лесозаготовительная и лесохозяйственная техника не относится к объектам лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры и, соответственно, она не может являться объектом контроля со стороны уполномоченного органа.
Согласно инвестиционному проекту общество обязалось инвестировать приобретение конкретной лесозаготовительной техники и Департамент имеет право осуществлять контроль за исполнением проекта в указанной части.
На основании пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» промышленная инфраструктура - совокупность объектов недвижимого имущества, объектов транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности в сфере промышленности.
Следовательно, лесозаготовительная и лесохозяйственная техника относится к объектам лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры как ее необходимая составная часть.
Включение обществом указанных объектов в состав инвестиционного проекта также свидетельствует о том, что заявитель считает лесозаготовительную и лесохозяйственную технику необходимым и неотъемлемым элементом лесоперерабатывающего производства.
Иных доказательств, свидетельствующих об исполнении инвестиционного проекта обществом не представлено.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно сделан вывод о непредоставлении обществом доказательств реализации как 1 этапа инвестиционного проекта - 2013 год, так и 2 этапа – 2014 год в части подтверждения инвестиционных затрат, а также доказательств исполнения требований предписания Департамента от 27.01.2015.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 января 2016 года по делу № А13-11137/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кичгородецкая лесная компания» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.Н. Осокина |
Судьи | А.Ю. Докшина В.И. Смирнов |