ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-11356/18 от 31.01.2019 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 февраля 2019 года

г. Вологда

Дело № А13-11356/2018

Резолютивная часть постановления объявлена января 2019 года .

В полном объеме постановление изготовлено февраля 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,

при участии от администрации муниципального образования поселок Хохлово ФИО1 по доверенности от 02.10.2018, от индивидуального предпринимателя ФИО2 представителя
ФИО3 по доверенности от 22.02.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования поселок Хохлово на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 ноября 2018 года по делу
№ А13-11356/2018 (судья Зрелякова Л.В.),

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (место нахождения: 162532, Вологодская область; ОГРНИП <***>,
ИНН <***>; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к администрации муниципального образования поселок Хохлово (место нахождения: 162712, Вологодская область, <...>;
ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации по отказам в заключении договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 35:20:0402006:37, выраженного в письме от 23.04.2018 № 211 и от 19.07.2018 № 755; о возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, подготовить проект договора купли-продажи в трех экземплярах и его подписание, а также направить проект указанного договора для подписания заявителю в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
АПК РФ)).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.11.2018 заявление Общества удовлетворено.

Администрация с решением не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что на испрашиваемом земельном участке находится автобусная остановка, которая не является собственностью Предпринимателя, но относится к дороге местного значения в соответствии с проектом организации дорожного движения и обустройства дорожно-уличной сети муниципального образования, утвержденным Администрацией в 2011 году.

Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Предприниматель в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали.

Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанного лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителей Предпринимателя и Администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое здание магазина с кадастровым номером 35:20:0402006:1601, площадью 107,3 кв.м, расположенное по адресу: Вологодская обл., Кадуйский р-н, МО поселок Хохлово, р.п. Хохлово,
ул. Торфяников, д. 2.

Право собственности Предпринимателя на здание зарегистрировано Управлением Росреестра 20.03.2018 на основании решения Кадуйского районного суда Вологодской области от 01.02.2018.

Указанное нежилое здание магазина расположено на земельном участке с кадастровым номером 35:20:0402006:37, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - магазины, общей площадью 277 кв.м, по адресу: <...>.

Постановлением главы местного самоуправления поселка Хохлово от 02.03.1998 № 47 Предпринимателю предоставлен земельный участок площадью 0,015 га в аренду для строительства торгового павильона-остановки.

На основании данного постановления 29.04.1998 Администрация (арендодатель) и Предприниматель (арендатор) заключили договор аренды земель несельскохозяйственного назначения, по которому арендатору передан земельный участок площадью 0,015 га для строительства торгового павильона-остановки сроком на один год.

В соответствии с проектом торгового павильона-остановки и договором аренды ранее расположенная на земельном участке автобусная остановка реконструирована в торговый павильон-остановку.

Постановлением главы местного самоуправления поселка Хохлово от 07.09.1999 № 73 Предпринимателю дополнительно предоставлен земельный участок площадью 0,01 га для расширения торгового павильона-остановки.

Сторонами также 13.09.1999 заключен договор аренды земель несельскохозяйственного назначения № 32, по условиям которого арендатору дополнительно передан земельный участок площадью 0,01 га для расширения торгового павильона-остановки сроком на один год.

В 2004 году проведены межевые работы по уточнению площади и границ предоставленного Предпринимателю в аренду земельного участка.

В результате выполнения данных работ общая площадь участка составила 277 кв.м, автобусная остановка также вошла в границы арендуемого участка.

Муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом администрации Кадуйского муниципального района» (арендодатель, который в указанный период осуществлял полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена) и Предприниматель 07.06.2004 заключили договор пользования земельным участком на условиях аренды № 49, согласно пунктам 1.1, 1.2 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 35:20:0402006:0037, общей площадью 277 кв.м, расположенный по адресу: <...>, сроком на 5 лет для эксплуатации павильона-остановки.

Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи.

Ограничение (обременение) права в виде аренды зарегистрировано 17.11.2004 в установленном порядке.

Дополнительным соглашением от 19.03.2013 к договору пользования земельным участком на условиях аренды от 07.06.2004 № 49 в пункте 1.2 договора слова «для эксплуатации торгового павильона» заменены словами «с разрешенным использованием – магазины».

Предприниматель 28.03.2018 на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обратился к Администрации с заявлением о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 35:20:0402006:37 по договору купли-продажи, поскольку на указанном участке расположен принадлежащий заявителю объект недвижимости.

К указанному заявлению приложено сообщение от 28.03.2018, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю, в котором указано: Здание (нежилое здание) по адресу: Вологодская обл., Кадуйский р-н, МО поселок Хохлово, <...>, с кадастровым номером 35:20:0402006:1601.

Письмом от 23.04.2018 № 211 Администрация отказала Предпринимателю в выкупе земельного участка, указав, что в границах земельного участка с кадастровым номером 35:20:0402006:37, кроме здания магазина, расположена  автобусная остановка общественного транспорта, представляющая собой участок территории с твердым покрытием и расположенным на нем строением некапитального характера, примыкающим к зданию магазина, которая используется жителями поселка по назначению. Однако в сообщении, приложенном к заявлению, отсутствует информация о расположении в границах участка автобусной остановки. Поскольку Предприниматель не является собственником автобусной остановки, то в выкупе земельного участка ему отказано. При этом Администрация указала, что для заключения договора купли-продажи участка необходимо произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 35:20:0402006:37 с образованием участка, занятого автобусной остановкой.

Предприниматель 21.06.2018 повторно обратился в Администрацию с аналогичным заявлением о продаже земельного участка с кадастровым номером 35:20:0402006:37, приложив к нему сообщение о перечне расположенных на участке зданий.

Администрация письмом от 19.07.2018 № 755 предложила Предпринимателю погасить задолженность по арендной плате за использование испрашиваемого земельного участка по договору пользования земельным участком на условиях аренды от 07.06.2004 № 49.

Не согласившись с обжалуемыми отказами, Предприниматель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В соответствии со статьей 198 упомянутого Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 39.1. ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», вступившей в силу с 01.03.2015) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.2 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.

В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно пункту 5 статьи 39.20 указанного Кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» (далее – Приказ
№ 1).

Согласно пункту 2 Приказа № 1 лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.

Перечень документов, которые необходимо представить для получения в собственность земельного участка, определен в подпункте  6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен в статье 39.17 ЗК РФ.

Пунктом 5 статьи 39.17 Кодекса установлена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю.

В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).

Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае обстоятельства, предусмотренные статьей 39.16
ЗК РФ, отсутствуют.

Согласно отзыву на заявление Управления Росреестра в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированных правах только Предпринимателя на здание с кадастровым номером 35:20:0402006:1601.

Таким образом, Администрация не представила доказательств наличия на испрашиваемом земельном участке такого объекта недвижимости, как остановка.

Наличие сведений об остановке в проекте организации дорожного движения и обустройства дорожно-уличной сети муниципального образования правового значения для настоящего дела не имеет.

Администрация не представила доказательств невозможности размещения остановки в ином месте и внесения соответствующих изменений в указанный проект.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что законных оснований для отказа в предоставлении истребуемого земельного участка в собственность заявителя не имелось.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с этим, подлежат отклонению.

Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобыв федеральный бюджет не взыскивается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 ноября 2018 года по делу № А13-11356/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования поселок Хохлово – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи

Ю.В. Зорина

А.Н. Шадрина