ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-1258/2021 от 08.06.2021 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 июня 2021 года

г. Вологда

Дело № А13-1258/2021

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .

В полном объеме постановление изготовлено июня 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,

при участии от федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» представителя ФИО1 по доверенности от 01.09.2020, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области представителя ФИО2 по доверенности от 12.01.2021 № 35-ЛЕ-03/80, от Департамента лесного комплекса Вологодской области представителя ФИО3 по доверенности от 06.04.2021 № 85,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 апреля 2021 года по делу                       № А13-1258/2021,

установил:

федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» (адрес: 160034,  <...>;                          ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (адрес: 160000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Теруправление) о возложении на ответчика обязанности по реализации полномочий собственника в отношении древесины, полученной при использовании лесов, в отношении древесины, вырубленной на земельном участке с кадастровым номером 35:22:0114022:432 в целях реализации объекта: «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Строительство площадки отдыха на автомобильной дороге А-114   Вологда - Тихвин - автомобильная дорога Р-21 «Кола» км 143+400, Вологодская область», включая ее приемку у Учреждения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного комплекса Вологодской области  (адрес: 160000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Департамент).

Решением суда от 07.04.2021 иск удовлетворен.

Теруправление с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что, поскольку земельный участок не относится к землям лесного фонда, порядок реализации вырубленной древесины, установленный статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) применению не подлежит. Учреждение не обращалось за предоставлением разрешения на вырубку деревьев и кустарников с последующей передачей древесины, не имело право производить рубку деревьев и кустарников. Департамент не имеет полномочий на распоряжение древесной и кустарниковой растительностью при переводе земель лесного фонда в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Представители Теруправления и Департамента в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили ее удовлетворить.

Учреждение в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав представителей Теруправления, Департамента, Учреждения, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, во исполнение государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» подпрограммы «Автомобильные дороги», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596, Учреждение реализует проект «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Строительство площадки отдыха на автомобильной дороге А114 ФИО4 – автомобильная дорога Р-21 «Кола» км 143+400 Вологодская область».

Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, Перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928, сооружение – автомобильная дорога А-114 Вологда – Новая Ладога, до магистрали «Кола» через Тихвин (в настоящее время А-114 Вологда – Тихвин – автомобильная дорога Р-21 «Кола»), относится к собственности Российской Федерации и имеет федеральное значение.

Заказчиком работ по строительству объекта капитального строительства выступает федеральное казенное учреждение Упрдор «Холмогоры», исполнителем работ – общество с ограниченной ответственностью «Автодороги» (далее – Общество) на основании заключенного государственного контракта от 26.07.2019 № 189/19-С.

Распоряжением Федерального дорожного агентства от 12.10.2015                        № 1888-р утверждена документация по планировке территории объекта «Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Строительство площадки отдыха на автомобильной дороге А-114 ФИО4 – автомобильная дорога Р-21 «Кола» км 143+400 Вологодская область». В составе документации по планировке территории объекта капитального строительства разработан проект межевания территории.

В соответствии с утвержденной Федеральным дорожным агентством документацией по планировке территории, разработанным проектом межевания территории, в зону производства работ (в формируемую полосу отвода объекта капитального строительства) вошел земельный участок с кадастровым номером 35:22:0000000:260, категории земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, из которого впоследствии образован земельный участок с кадастровым номером 35:22:0114022:432.

Земельный участок, кадастровым номером 35:22:0114022:432, сформирован и поставлен на учет 29.04.2020. Этой же датой на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Приказом Департамента от 19.05.2020 № 438 земельный участок, кадастровым номером 35:22:0114022:432, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Учреждения. Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, кадастровым номером 35:22:0114022:432, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН) 28.05.2020.

В связи с проведением работ на объекте капитального строительства, а также с учетом того, что на земельном участке, кадастровым номером 35:22:0114022:432 имелись лесные насаждения, которые препятствовали использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, подрядчик – Общество провело работы по рубке лесных насаждений. В результате рубки лесных насаждений на земельном участке, кадастровым номером 35:22:0114022:432, образовалась древесина общим объемом 276 куб.м, в том числе по породам: сосна – 3 куб.м, ель – 91 куб. м, береза – 57 куб.м, осина – 121 куб.м, ольха – 4 куб.м, обладающая потребительскими свойствами, предполагающими возможность ее последующей реализации и использования (из 276 куб.м древесины, деловой – 237 куб.м, дровяной – 39 куб.м). Данный подсчет произведен в ходе рубки подрядчиком.

После завершения рубки лесных насаждений и заготовки на земельном участке, кадастровым номером 35:22:0114022:432, Учреждение 28.07.2020 сообщило Теруправлению о заготовке древесины на земельном участке, кадастровым номером 35:22:0114022:432, при строительстве площадки отдыха на автомобильной дороге А-114 ФИО4-автомобильная дорога Р-21 «Кола» км 143+400.

Земельный участок, кадастровым номером 35:22:0114022:432 – относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Как указано в исковом заявлении, вышеуказанная древесина складирована у Общества, ответственность за нее до настоящего времени несет Учреждение как владелец участка и заказчик работ, вынуждено обеспечивать ее сохранность за счет собственных средств, неся при этом расходы на привлечение подрядной организации.

Ссылаясь на наличие права Теруправления  на спорное имущество и его бездействие, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их  обоснованными, требования удовлетворил.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125                  ГК РФ.

Как правомерно указал суд первой инстанции, законодательство не содержит четкого определения плодов. Плоды – это материальные продукты органического развития вещи, отделяющиеся от нее в качестве новых вещей без существенного ее изменения и служащие объектами гражданских правоотношений.

Древесно-кустарниковая растительность (далее – ДКР), находящаяся на земельном участке в момент передачи его в пользование арендатору либо иному владельцу, не является плодом использования земельного участка, она является его составной частью. Древесина, образовавшаяся в результате сноса ДРК, становится самостоятельной вещью и предметом гражданского оборота, не будучи плодом древесно-кустарниковой растительности, так как ее возникновение сопряжено с гибелью ДКР.

Таким образом, древесина не связана с эксплуатацией земельных участков, не является плодами и собственностью владельца участка, которому земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

В  соответствии с пунктами 5.3 и 5.4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - Положение), Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже.

Согласно пункту 5.2 Положения Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.

Таким образом, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества независимо от его назначения, за исключением того имущества, право распоряжения которым в силу прямого указания закона предоставлено соответствующим государственным органам.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что Росимущество, будучи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным государством осуществлять полномочия собственника в отношении имущества, относящегося     к     федеральной     собственности,    обязано     реализовать    полномочия собственника     в отношении древесины, полученной в результате проведения работ на объекте капитального строительства на находящемся в федеральной собственности земельном участке из состава земель промышленности, предназначенного для строительства площадки отдыха на автомобильной дороге А-114 ФИО4 - автомобильная дорога Р-21 «Кола» км 143+400.

Как правильно указал суд первой инстанции, не реализовывая свои полномочия собственника в части распоряжения древесиной, которая является собственностью Российской Федерации, образовавшейся в результате рубки лесных насаждений при строительстве площадки отдыха на автомобильной дороге А-114 ФИО4-автомобильная дорога Р-21 «Кола» км 143+400 на земельном участке, кадастровым номером 35:22:0114022:432, Теруправление бездействует необоснованно. При этом такое бездействие напрямую затрагивает права и обязанности истца.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Постановление № 516) предложено Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, при предоставлении земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в аренду, безвозмездное пользование в соответствующих договорах в качестве условий предусматривать возможность осуществления рубок деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом (видами) разрешенного использования, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением № 516 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее – Правила № 1244), в соответствии с которым в заявлении о выдаче разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, должна быть указана информация о необходимости осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в отношении которых подано заявление, - в случае такой необходимости.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 1244 в редакции Постановления        № 516 решение о выдаче разрешения согласование осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в отношении которых выдается разрешение, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (при условии представления заявителем информации, указанной в подпункте «з» пункта 3 настоящих Правил).

Как правомерно указал суд первой инстанции, порядок предоставления Теруправлению разрешения на вырубку деревьев и кустарников на землях промышленности, находящихся в федеральной собственности, до введения указанной нормы действующим законодательством не предусмотрен.

Из материалов дела видно, что приказом Департамента от 19.05.2020                    № 438 земельный участок, кадастровым номером 35:22:0114022:432, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению. Древесина, полученная при использовании лесов для строительства линейного объекта, подлежит реализации в соответствии с Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604.

Учреждение не обращалось за специальным разрешением в Теруправление, полагая, что вопросы вырубки древесины разрешены в указанном Приказе.

После завершения рубки лесных насаждений на земельном участке, кадастровым номером 35:22:0114022:432, Учреждение 28.07.2020 обратилось в Теруправление об организации приемки вырубленной древесины для дальнейшей ее реализации.

Теруправление 05.08.2020 сообщило Учреждению, что для рассмотрения вопроса по перемещению вырубленной древесины до момента передачи на реализацию, истцу необходимо обратиться в Департамент.

В ответ на обращение Учреждения Департамент 12.08.2020 сообщил, что в связи с тем, что земельный участок, кадастровым номером 35:22:0114022:432, не относится к землям лесного фонда. Департамент не уполномочен направлять сведения о вырубленной древесине в Теруправление и предложило самостоятельно предоставить сведения о вырубленной древесины в уполномоченный орган по реализации вырубленной древесины в соответствии с действующим законодательством.

Учреждение 29.10.2020 повторно просило Теруправление организовать приемку древесины для дальнейшей ее реализации.

Теруправление 10.11.2020 сообщило Учреждению, что в настоящее время действующие нормативные правовые акты не содержат порядка реализации полученной от вырубки древесины.

Поскольку как собственник Теруправление имеет право различным образом распорядиться своим имуществом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что достаточным в качестве восстановительной меры обязать его реализовать свои   полномочия собственника в отношении спорной древесины после получения данной древесины от Учреждения.  То обстоятельство, что нормативными актами не урегулирован порядок реализации древесины, не может служить основанием для отказа в иске. В противном случае, древесина, являющаяся государственной собственностью, пропадет. Кроме того, ответчик вправе применить для реализации древесины по аналогии Правила реализации древесины, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации». Полагая, что древесина вырублена без разрешения, с нарушением законодательства, Теруправление вправе обратиться за рамками настоящего дела, в соответствующие правоохранительные органы и в случае принятия соответствующих правовых решений, реализовать древесину в порядке, аналогичном порядку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2012 № 848 «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено».

Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции  у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 апреля 2021 года по делу № А13-1258/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

          А.Я. Зайцева

Судьи

          О.Б. Ралько

          Н.В. Чередина