ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-14279/18 от 22.05.2019 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 мая 2019 года

г. Вологда

Дело № А13-14279/2018

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2019 года .

В полном объеме постановление изготовлено мая 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зориной Ю.В. и              Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания              Варфоломеевой А.Н.,

при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области представителя ФИО1 по доверенности от 09.01.2019, от открытого акционерного общества «Заря» представителя ФИО2 по доверенности от 30.10.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 января 2019 года по делу                   № А13-14279/2018 (судья Парфенюк А.В.),

                                           у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Заря» (адрес: <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (адрес:                <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее - Территориальное управление) о признании незаконным решения от 07.08.2018 № 5946 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 35:25:0502041:47 в аренду без проведения торгов; о возложении обязанности принять решение о предоставлении Обществу спорного земельного участка в аренду на срок до 5 лет без проведения торгов и заключении договора аренды с Обществом.

Решением суда от 11 января 2019 года решение Территориального управления от 07.08.2018 № 5946 признано несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее – ЗК РФ); на Территориальное управление возложена обязанность в срок не позднее 20 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Обществу в аренду без проведения торгов на срок до 5 лет для ведения сельского хозяйства земельного участка с кадастровым номером 35:25:0502041:47, площадью 41 577 кв. м и выполнить предусмотренные пунктами 3.13-3.13.7 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.04.2017 № 166 (далее – Административный регламент), действия по подготовке соответствующего проекта договора аренды указанного земельного участка, акта приема-передачи и их направлению письмом в адрес заявителя. Этим же решением суда с ответчика в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.; Обществу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 3 000 руб.

Территориальное управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что заявителем в ходе рассмотрения дела не доказан факт участия в программах государственной поддержки, отнесение заявителя к сельскохозяйственным организациям. Кроме того, законодательно не определен круг субъектов, на которых распространяется программа государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, а в перечне документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1, отсутствует информация о том, какими именно документами должно быть подтверждено, что заявитель относится к сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

В судебном заседании представитель Территориального управления поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель Общества в судебном заседании доводы ответчика отклонил по мотивам, изложенным в отзыве.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 09.07.2018 Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением от 06.07.2018 № 1120 о предоставлении в аренду без проведения торгов сроком на пять лет для ведения сельского хозяйства земельного участка с кадастровым номером 35:25:0502041:47, площадью 41 577 кв. м, находящегося по адресу: Вологодская обл., Вологодский р-н, у д. Окулово, указав, что является сельскохозяйственной организацией, участвующей в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 35:25:0502041:47 находится в собственности Российской Федерации, относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование - для опытно-производственной и сельскохозяйственной деятельности.

Территориальное управление по результатам рассмотрения заявления сообщило заявителю в письме от 07.08.2018 № 5946, что основания для предоставления Обществу в аренду испрашиваемого земельного участка без проведения торгов отсутствуют.

Считая вышеуказанное решение Территориального управления от 07.08.2018 № 5946 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции признал требования заявителя правомерными.

Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Таким образом, для признания оспариваемых действия и решения ответчиков незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иным правовым актам и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в числе прочего на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу пункта 1 статьи 125 и пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение № 432), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

Пунктом 4 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – Типовое положение), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 4.1.20 Типового положения территориальный орган заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.

Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона; исключения составляют случаи, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.

Так, в силу подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18  ЗК РФ.

В обоснование отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка Территориальное управление сослалось на то, что в рамках реализации пункта 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ законодательством не урегулирован вопрос установления круга субъектов, на которые распространяется программа государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, а в перечне документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1, отсутствует информация о том, какими именно документами, должно быть подтверждено, что заявитель относится к сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

Меду тем приведенные мотивы отказа в предоставлении земельного участка не могут быть признаны правомерными, поскольку отсутствие законодательного регулирования порядка отнесения заявителей к лицам, на которые распространяется программа государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства для целей применения пункта 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, не может служить основанием препятствующим предоставлению земельного участка в аренду организациям, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями,  фактически участвующим в таких программах, и которыми земельный участок необходим для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2017 № 79-р.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона № 264-ФЗ одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012                 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Постановлением правительства Вологодской области от 22.10.2012               № 1222 утверждена государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы», в состав которой в числе прочих включена подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса Вологодской области на 2017-2020 годы» (приложение 3-а к государственной программе).

В разделе 3 подпрограммы «Характеристика основных мероприятий подпрограммы 1» предусмотрено, что в рамках реализации указанного основного мероприятия предусматривается выделение сельхозтоваропроизводителям субсидий на: оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства; повышение продуктивности в молочном скотоводстве.

Судом установлено, что Общество относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям применительно к пункту 1 статьи 3 Закона № 264-ФЗ и в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя участвует в государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1222, в связи с чем получает государственную поддержку.

Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, содержащимися в справках Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области от 05.09.2017 № 02-4078/17, от 14.02.2018 № 02-0724/18, соглашениями о предоставлении субсидии, заключенными Обществом и Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области от 26.02.2018 № 22, от 20.04.2018 № 22, условиями которых предусмотрено предоставление Обществу как сельхозтоваропроизводителю субсидий из областного бюджета.

Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.

С учетом изложенного  суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, Общество представило необходимые доказательства, подтверждающие, что оно является сельскохозяйственной организацией, участвующей в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, и в силу пункта 8 статьи 10 Закона № 101-ФЗ имеет право получить земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной собственности, в аренду на срок до пяти лет для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

Доказательств, свидетельствующих о том, что в Территориальное управление поступило несколько заявлений о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 35:25:0502041:47, что препятствовало бы предоставлению участка без проведения аукциона, в материалы дела не представлено.

Сведений о том, что заявление Общества по форме и содержанию не соответствовало требованиям, установленным пунктами 1, 2 статьи 39.17                    ЗК РФ, также не имеется. На наличие предусмотренных пунктом 3 статьи 39.17                ЗК РФ оснований для возврата заявления Общества Территориальное управление в оспариваемом решении не ссылалось.

Таким образом, ввиду недоказанности наличия оснований, препятствующих передаче спорного земельного участка в аренду, требования заявителя о признании незаконным решения Территориального управления об отказе в предоставлении участка правомерно удовлетворены судом.

Во исполнение требований пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд, признавая незаконными действия ответчика, обоснованно в целях восстановления прав заявителя возложил на Территориальное управление обязанность совершить действия, предусмотренные статьей 39.17 ЗК РФ, пунктами 3.13-3.13.7 Административного регламента.

По результатам рассмотрения жалобы апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Апелляционная жалоба Территориального управления не содержит доводов, опровергающих законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.

В свете изложенного решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Территориального управления – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 января 2019 года по делу № А13-14279/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Чередина

Судьи

Ю.В. Зорина

А.В. Романова