ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-14378/2021 от 09.06.2022 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 июня 2022 года

г. Вологда

Дело № А13-14378/2021

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено июня 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и                   Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Группы заказчика по строительству и реконструкции интермодальных транспортно-пересадочных узлов – обособленного структурного подразделения дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 марта 2022 года по делу № А13-14378/2021,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Группы заказчика по строительству и реконструкции интермодальных транспортно-пересадочных узлов - обособленного структурного подразделения дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта (ОГРН <***>,                                 ИНН <***>; адрес: 107174, Москва, муниципальный округ Басманный внутренняя территория города, улица Новая Басманная, дом 2/1, строение 1; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 191028, Санкт-Петербург, улица Моховая, дом 3; далее – управление) о признании незаконным и отмене постановления                           от 26.10.2021 № 34-330-3363/ПС о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22 марта                  2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, а именно:  неприменение закона, подлежащего применение,  а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается в материалах дела, на основании программы проверок и решения от 04.08.2021 № 34-330 в период 13-23.09.2021 управлением в отношении общества проведена выездная проверка соблюдения требований градостроительного законодательства, обязательных норм и правил при строительстве объекта капитального строительства «Реконструкция моста I пути на 510 км ПК-7 участка Кошта – Вологда Северной железной дороги» по адресу: Вологодская область, п.Шексна, по результатам которой составлен акт проверки от 23.09.2021 №34-330-4225/А.

В ходе проверки установлено, что общество в нарушение пункта 2 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) эксплуатирует объект (движение по железнодорожному мосту поездов) в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.

По данному факту управлением в отношении общества составлен протокол от 06.10.2021 № 34-330-3743/ПТ об административном правонарушении по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Постановлением управления от 26.10.2021 № 34-330-3363/ПС общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 9.5  КоАП РФ, на общество наложено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

Частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

Объективную сторону правонарушения образуют действия по эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

Согласно статье 1 ГрК РФ объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10); линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1); реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14).

В силу части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется данным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выдано обществу разрешение от 16.11.2017 № 35-23-1199-2017МС на реконструкцию линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) «Реконструкция моста 1 пути на 510 км ПК 7 участка Кошта – Вологда Северной железной дороги», протяженностью 71,39 м, на земельных участках с кадастровыми номерами 35:23:0000000:0001, 35:23:0000000:0002 по адресу: Вологодская область,                   п. Шексна.

В ходе проверки управлением установлена эксплуатация названного объекта, тогда как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на указанную дату у общества отсутствовало, что заявителем не опровергается.

Заявитель, не соглашаясь с наличием в его деянии события правонарушения, полагает правомерной временную эксплуатацию объекта железнодорожной инфраструктуры.

Такая позиция общества правомерно отклонена судом первой инстанции.

В силу части 9 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020                         № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 254-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства (далее – временная эксплуатация) в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи.

В порядке части 10 статьи 3 Закона № 254-ФЗ техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, в состав которой в обязательном порядке включаются представители лица, осуществляющего строительство, представители застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции объекта на основании договора строительного подряда), а также представители организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию объекта капитального строительства, при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации. Порядок формирования и функционирования указанной комиссии устанавливается Правительством Российской Федерации.

Требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 3 Закона № 254-ФЗ).

Правила формирования и функционирования комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2057 (далее – Правила № 2057) и действуют с 22.12.2020. 

Пунктами 3-10 Правил № 2057 установлен порядок формирования упомянутой комиссии, пунктами 11-18 Правил определен порядок функционирования комиссии в том числе требования к содержанию решения о технической готовности объекта к временной эксплуатации.

В рассматриваемом случае акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии от 30.12.2020 № ЦУКСнВ-50, на который ссылается общество, не соответствует приведенным положениям Правил.

Акт составлен комиссией, состоящей из представителей различных подразделений общества, в акте отсутствуют сведения относительно срока временной эксплуатации объекта, предельной скорости движения транспортных средств. При этом в пункте 15 акта указано на частичный ввод, но в какой части разрешен ввод, не установлено. Доказательств уведомления органа, выдавшего разрешение на строительство, организации, осуществляющей строительный контроль, не представлено.

Ссылки апеллянта на составление акта 26.11.2020, то есть ранее начала действия Правил № 2057, не могут быть приняты, поскольку не изменяют дату утверждения акта – 30.12.2020, когда названные Правила уже подлежали применению заявителем.

Согласно пункту 2.11 СП 236.1326000.2015 Свода правил «Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта», утвержденного и введенного в действие Приказом Минтранса России от 06.07.2015 № 207 (далее – СП 236.1326000.2015), период временной эксплуатации, временная эксплуатация – период от окончания технологического этапа реконструкции или строительства объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта до сдачи этапа строительства в эксплуатацию, в течение которого по участку железнодорожного пути общего пользования обеспечиваются перевозки не только строительных, но и других грузов, грузобагажа, багажа, почты и пассажиров при обеспечении требований, установленных правилами технической эксплуатации.

В силу пункта 3.5 СП 236.1326000.2015 участок железнодорожного пути общего пользования, его составные части или элементы могут быть введены во временную эксплуатацию для обеспечения непрерывного процесса перевозок в условиях строящегося или реконструируемого объекта.

В соответствии с пунктом 3.6  СП 236.1326000.2015 техническую готовность участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента к вводу во временную эксплуатацию устанавливают совместно заказчик, застройщик, подрядчик и эксплуатирующая организация

При этом ими разрабатываются:

порядок подтверждения технической готовности ко вводу во временную эксплуатацию участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента;

порядок эксплуатации и технического обслуживания участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента, введенного во временную эксплуатацию, для выполнения требований ПТЭ и иных нормативных документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию.

Согласно пунктам 4.13, 4.14, 4.15 СП 119.13330.2017 Свод правил «Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция                             СНиП 32-01-95», утвержденного Приказом Минстроя России от 12.12.2017                 № 1648/пр, техническая готовность железнодорожной линии к вводу во временную эксплуатацию и предельные скорости движения устанавливают совместно технический заказчик, застройщик, подрядчик и эксплуатирующая организация. Комплекс работ и сооружений, обеспечивающих временную эксплуатацию участка железной дороги, определяется проектом и отражается в проектной документации. Порядок временной эксплуатации железнодорожных линий определяется инструкцией, утвержденной эксплуатирующей организацией.

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии от 30.12.2020 № ЦУКСнВ-50 исходя из его буквального содержания, а также приведенных норм права не является достаточным основанием для вывода о соблюдении обществом порядка подтверждения технической готовности к вводу во временную эксплуатацию участка железнодорожного пути общего пользования.

Иных документов, подтверждающих правомерность эксплуатации рассматриваемого объекта до получения разрешения на ввод его в эксплуатацию, обществом не представлено.

Фактически разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено обществом 23.11.2021.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно заключил о наличии в деянии обществасобытия административного правонарушения по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

На основании части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, но их соблюдение оказалось невозможным вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и препятствий, находящихся вне контроля заявителя, в материалах дела не имеется.

Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава вмененного ему в вину правонарушения.

Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено.

Предусмотренный в статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Исключительных обстоятельств совершения правонарушения, являющихся основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, не имеется.

Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в сумме 500 000 руб., то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 5 статьи 9.5 КоАП РФ для юридических лиц, что соответствует характеру совершенного административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными Кодексом.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 марта 2022 года по делу № А13-14378/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.Н. Болдырева

Судьи

Е.А. Алимова

А.Ю. Докшина