ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-14511/2021 от 16.02.2022 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 февраля 2022 года

г. Вологда

Дело № А13-14511/2021

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,

         при участии от общества с ограниченной ответственностью «Правда-плюс» ФИО1 по доверенности от 02.11.2021 № 1, от Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 по доверенности от 16.12.2021 № 869,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 декабря 2021 года по делу № А13-14511/2021,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Правда-плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 162022, Вологодская область, Грязовецкий район, деревня Жерноково; далее – ООО «Правда-плюс», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Грязовецкому территориальному отделу - государственному лесничеству Департамента лесного комплекса Вологодской области (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: <...>; далее – департамент) о признании незаконными действий по отказу в принятии лесной декларации от 06.10.2021 № 4, выраженному в письменном извещении от 06.10.2021 № 10-10-53/894, а также по отказу в принятии лесной декларации от 07.10.2021 № 5, выраженному в письменном извещении от 14.10.2021                          № 10-10-53/921.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 02 декабря 2021 года по делу № А13-14511/2021 заявленные требования удовлетворены. На лесничество возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества в срок не позднее пятнадцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Департамент с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.  В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Настаивает на том, что представленные  обществом декларации не соответствует проекту освоения лесов, приложению 3 к договору аренды в части ежегодных предельных объемов заготовки древесины на лесных участках ввиду превышения допустимого ежегодного объема заготовки древесины в части площади по хвойному хозяйству. Считает, что отказы территориального отдела департамента в принятии лесной декларации правомерны, поскольку приняты в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установленного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 № 641 (далее - Административный регламент).

ООО «Правда-плюс» в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в силу заключенного департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) договора аренды лесного участка                   от 14.10.2008 № 02-02-16/351-2008 (далее – договор) обществу сроком с 14.10.2008 по 20.05.2052 предоставлен находящийся в государственной собственности лесной участок общей площадью 707,0 га, расположенный по адресу: Вологодская область, Грязовецкий муниципальный район, Грязовецкий районный отдел - государственное лесничество, участковое лесничество Жерноковское, ТОО КСП «Правда» кварталы: № 2, 19, 20, 23, номер учетной записи в государственном лесном реестре 391-2008-10, для заготовки древесины со среднегодовым объемом использования в размере 1,34 тыс.м3 - по хвойному хозяйству на площади 4,1 га и в размере 1,49 тыс. м3 - по мягколиственному хозяйству на площади 5,5 га (пункт 4 договора, приложение № 3 к договору).

Во исполнение требований пункта 11 этого договора ООО «Правда-плюс» 06.10.2021 подало лесную декларацию № 4 с целью использования лесов для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке в период с 17.10.2021 по 16.10.2022 в соответствии с проектом освоения лесов со следующим общим объемом заготовки по мягколиственному хозяйству -                 314 м3 на площади 1,4 га; 07.10.2021 подало лесную декларацию № 5 с целью использования лесов для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке в период с 18.10.2021 по 17.10.2022 в соответствии с проектом освоения лесов со следующим общим объемом заготовки по хвойному хозяйству - 685 м3 на площади 3,9 га.

По результатам рассмотрения этих деклараций департамент письменными извещениями от 06.10.2021 № 10-10-53/894 и от 14.10.2021 № 10-10-53/921 соответственно отказал обществу в приеме указанных лесных декларации, сославшись на превышение допустимой площади заготовки по отношению к площади, установленной проектом освоения лесов по договору аренды.

Не согласившись с такими действиями департамента по отказу в принятии лесных деклараций, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) одним из видов использования лесов является заготовка древесины.

В силу статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины, указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах, лесопарках, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 статьи 26 ЛК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 26 ЛК РФ такая  лесная декларация в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ подается ежегодно.  

Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 539 утверждены соответствующие форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок № 539).

Согласно пункту 2 Порядка № 539 лесная декларация подается в одном экземпляре не менее чем за 5 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

Пунктом 3 этого Порядка установлено, что в лесной декларации отражается среди прочего информация о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

Абзацем вторым пункта 3 Порядка № 539 предусмотрено, что при использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.

Согласно пункту 4.1 Порядка № 539 в приложении 1 к лесной декларации отражается следующая информация:

- в графе «Площадь лесосеки (лесотаксационного выдела), га» указывается соответствующая площадь в гектарах. В случаях, когда отграничение площадей при отводе лесосек (выборочная рубка поврежденных и погибших лесных насаждений, уборка единичных деревьев, заготовка живицы и другие случаи) не производится, в данной графе указывается площадь лесотаксационного выдела;

- в графе «Единицы измерения» указывается: для заготовки древесины - кубические метры, для заготовки живицы - тонны;

- в графе «Объем заготовки» указывается определенный при таксации лесосеки ликвидный объем подлежащей заготовке древесины (в том числе при строительстве (сносе) объектов лесной инфраструктуры) по породам, живицы - с точностью до десятых долей тонны;

- в графе «Площадь, га» указывается занимаемая площадь объекта лесной инфраструктуры в гектарах.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка № 539 в приложении 2 к лесной декларации отражается, в том числе следующая информация:

- в графе «Площадь используемого лесного участка, га» указывается площадь используемого лесного участка в гектарах;

- в графе «Объем изъятия» указывается объем подлежащих заготовке лесных ресурсов по их видам;

- в графе таблицы «объем древесины» указывается ликвидный объем древесины по породам.

На основании пункта 2.6.1 Административного регламента для получения государственной услуги в части приема лесных деклараций заявитель представляет следующие документы: лесную декларацию; приложения к лесной декларации: а) объемы использования лесов в зависимости от вида использования лесов, создание (снос) объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; б) общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов; в) схема (схемы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры.

В силу пункта 6 Порядка № 539 уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверности указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в уполномоченном органе и не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение о приеме лесной декларации или извещение об отказе в приеме лесной декларации.

Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа (пункт 6.1 Порядка № 539).

Из материалов дела следует, что приказом департамента от 10.12.2018                № 1839 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда Грязовецкого лесничества Вологодской области, по договору аренды лесного участка от 14.10.2008 № 02-02-16/351-2008, заключенному с ООО «Правда-плюс», для заготовки древесины.

Согласно таблице 6.1.3.1 проекта освоения лесов проектируемый ежегодный объем заготовки древесины по хвойному хозяйству на площади 4.1 га составляет 1,48 тыс.м3, по мягколиственному хозяйству на площади 5,5 га -  1,68 тыс.м3.

В данном случае, как установлено судом и усматривается в материалах дела, отказывая обществу в приеме лесной декларации № 4 и № 5, департамент указал, что данные лесные декларации не соответствует проекту освоения лесов, поскольку содержащиеся в них сведения в части объема площади указывают на превышение допустимого ежегодного объема заготовки древесины.

В частности, департамент исходил из того, что обществом заявлено следующее:

- в лесной декларации № 1 от 04.02.2021 - об использовании лесов для заготовки древесины на период с 15.02.2021 по 14.02.2022 по мягколиственному хозяйству на площади 2,4 га;

- в лесной декларации № 2 от 25.06.2021 - об использовании лесов для заготовки древесины на период с 06.07.2021 по 05.07.2022 по хвойному хозяйству на площади 3, 7 га;

- в лесной декларации № 3 от 23.04.2020 - об использовании лесов для заготовки древесины на период с 21.07.2021 по 20.07.2022 по мягколиственному хозяйству на площади 3,1 га;

- в лесной декларации № 4 от 06.10.2021 - об использовании лесов для заготовки древесины на период с 17.10.2021 по 16.10.2022 по мягколиственному хозяйству на площади 1,4 га;

- в лесной декларации № 5 от 07.10.2021 - об использовании лесов для заготовки древесины на период с 18.10.2021 по 17.10.2022 по хвойному хозяйству на площади 3,9 га.

В связи с этим департамент пришел к выводу о том, что площадь заготовки по мягколиственному хозяйству в размере 1,4 га (6,9 га - 5,5 га) и по хвойному хозяйству в размере 3,5 га ( 7,6 га - 4,1 га), превышает допустимую площадь заготовки, предусмотренную договором и проектом освоения лесов.

Оценивая такой вывод департамента, суд обоснованно руководствовался следующим.

Само по себе простое сложение площадей, указанных в декларациях № 1, 3, 4 по мягколиственному хозяйству и декларациях № 2, 5 по хвойному хозяйству не может служить достаточным основанием для вывода о несоответствии результата проектируемым среднегодовым значениям, указанным в проекте освоения лесов.

Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 утверждены состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее -  Приказ № 69).

Согласно пункту 3 Приказа № 69 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, а также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В силу пункта 28 Приказа № 69 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

На основании пункта 31 Приказа № 69 при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Из приложения 28 к Приказу № 69 (в том числе наименования данного приложения) следует, что в проекте освоения лесов указывается проектируемый ежегодный объем заготовки древесины в тысячах кубических метров, включая показатели для эксплуатационных лесов отдельно в хвойном, твердолиственном и мягколиственном хозяйствах с обозначением показателей для рубок спелых и перестойных насаждений и рубок ухода.

В рассматриваемом случае, как следует из таблицы 6.1.3.1 проекта освоения лесов («Общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины»), сведения о площади носят справочный характер.

При этом конкретные данные по объему заготовки на каждой лесосеке определены обществом при подаче лесной декларации.

Согласно пункту 6.1.2 проекта освоения лесов заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки. Расчетная лесосека определяет оптимальный ежегодный размер пользования, обеспечивающий непрерывное, неистощительное и наиболее полное использование лесосырьевых ресурсов и служит основанием планирования размера отпуска леса.

На основании пункта 31 Приказа № 69 при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Полученная информация может быть использована при разработке проекта освоения лесов, если она внесена в установленном порядке в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Из приложения 28 к Приказу № 69 (в том числе наименования данного приложения) следует, что в проекте освоения лесов указывается проектируемый ежегодный объем заготовки древесины в тысячах кубических метров, включая показатели для эксплуатационных лесов отдельно в хвойном, твердолиственном и мягколиственном хозяйствах с обозначением показателей для рубок спелых и перестойных насаждений и рубок ухода.

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утверждены приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 (далее - Правила № 993).

Согласно пункту 7 Правил № 993 для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) (далее - лесосека) допускается осуществление рубок:

1) спелых, перестойных лесных насаждений;

2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;

3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 ЛК РФ.

Пунктом 9 Правил № 993 установлено, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.

Лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года по видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами) и хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) при условии использования не менее 80 процентов установленного на текущий год объема изъятия древесины по соответствующему виду рубок (рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка ухода за лесами) и хозяйству (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) по договору аренды лесного участка или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).

Дополнительный объем древесины предоставляется по тем видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами), хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному), по которым он был недоиспользован за предыдущие три года.

Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по соответствующему виду рубок и хозяйству по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год по соответствующему виду рубок и хозяйству.

При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества.

В соответствии с пунктами 17, 18, 19 Правил № 993 в целях заготовки древесины лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, проводится отвод лесосеки, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.

Согласно пункту 26 Правил № 993 таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку. В случаях, когда не представляется возможным определить запас подлежащей заготовке древесины до рубки, учет древесины производится по объему заготовленной древесины.

Судом первой инстанции из предъявленных в дело доказательств верно установлено, что на момент подачи лесных деклараций № 4 и № 5 суммарный объем заготовки по мягколиственному хозяйству и по хвойному хозяйству, заявленный на 2021 год по лесным декларациям № 1, 2, 3, 4, 5, не превышал установленный проектом освоения лесов среднегодовой объем заготовки; лесные декларации № 4 и № 5 в части сведений о площади по мягколиственному хозяйству и по хвойному хозяйству, вопреки позиции департамента, не противоречат обязательным разделам проекта освоения лесов; доказательства, свидетельствующие, что объем рубки по мягколиственному хозяйству и по хвойному хозяйству, указанный в лесных декларациях № 4, № 5, определен без соблюдения положений Правил № 993 в материалы дела не представлены.

В связи с этим у него имелось установленных пунктом 6.1 Порядка № 539 оснований для отказа в принятии лесных деклараций ООО «Правда-плюс» от 06.10.2021 № 4, от 07.10.2021 № 5 к договору аренды лесного участка от 14.10.2008 № 02-02-16/351-2008.

Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.2021 по делу № А13-9020/2020.

Все заявленные департаментом доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области, и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.

Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе  аргументы не могут быть приняты.

Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 02 декабря 2021 года по делу № А13-14511/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.А. Алимова

А.Ю. Докшина