ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
12 апреля 2021 года | г. Вологда | Дело № А13-14706/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено апреля 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.
при участии от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области ФИО1 про доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 декабря 2020 года по делу № А13-14706/2020,
у с т а н о в и л:
сельскохозяйственный производственный кооператив «Агрофирма Красная Звезда» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково; далее – кооператив, СХПК «Агрофирма Красная Звезда») обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее – департамент) в предоставлении субсидии, выраженного в уведомлении от 22.07.2020 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления субсидии на производство мясо скота в сумме 1 524 270 руб.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены. На департамент возложена обязанность в срок не позднее 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов кооператива, в том числе путем принятия решения о предоставлении субсидии в размере 1 524 270 руб. на производство мяса свиней в целях возмещения части затрат на 1 килограмм живого веса молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой в 1-м квартале 2019 года, в количестве 508 090 кг. С департамента в пользу кооператива взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Департамент с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Отмечает, что при вынесении судебного акта судом не принята во внимание действующая на дату вынесения отказа от 22.07.2020 редакция Порядка предоставления субсидий на производство мяса, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 29.10.2018 № 960 (далее – Порядок предоставления субсидии, Порядок № 960).
Кооператив в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
СХПК «Агрофирма Красная Звезда» надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, кооператив обратился в департамент с заявлением от 28.05.2019 о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии на производство мяса крупного рогатого скота и (или) свиней в целях возмещения части затрат на 1 кг живого веса молодняка крупного рогатого скота и (или) молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой и (или) выращенного и отгруженного на собственную переработку, в части приобретения кормов, ветеринарных препаратов и (или) оплаты труда (с начислениями).
В числе документов для получения названной субсидии были предоставлены товарные накладные, товарно-транспортные накладные (далее – ТТН), ветеринарно-сопроводительные документы (далее – ВСД), исходя из величины фактического совокупного объема реализации на убой и отгрузки на собственную переработку мяса молодняка свиней в I-м квартале 2019 года, составляющего 837 927 кг живого веса (328 192 кг + 509 735 кг).
По результатам проверки документов на соответствие требованиям Порядка № 960 уведомлением департамента от 28.06.2019 № 45 кооператив извещен о принятии решения по предоставлению ему из областного бюджета субсидии.
На основании приказа департамента от 28.06.2019 № 268 и заключенного 02.07.2019 договора № 225 кооперативу предоставлены 984 576 руб. субсидии, размер которой определен с учетом пункта 2.8 Порядка № 960 по ставке 3 руб. за килограмм живого веса молодняка свиней и величины фактического совокупного объема реализации на убой и отгрузки на собственную переработку мяса молодняка свиней в I-м квартале 2019 года, составляющего 328 192 кг живого веса (3 382 голов).
При этом письмом от 26.07.2019 № ИХ.02-4163/19 департамент отказал кооперативу в предоставлении субсидии на производство мяса свиней в части живого веса молодняка свиней в количестве 509 735 кг живого веса (837 927 кг – 328 192 кг), что соответствует субсидии в размере 1 529 205 руб., по мотиву выявления допущенных в отношении некоторых партий молодняка свиней нарушений пункта 6 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (приложение 1 к приказу Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589), что выразилось в оформлении части ВСД на 2 - 5 дней раньше, чем были оформлены ТТН.
Изложенный в письме департамента от 26.07.2019 № ИХ.02-4163/19 отказ являлся предметом исследования суда первой инстанции в рамках дела № А13-18599/2019.
Вступившим 30.06.2020 в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 22.04.2020 признаны незаконными выраженные в письме от 26.07.2019 № ИХ.02-4163/19 действия департамента по отказу кооперативу в предоставлении 1 524 270 руб. субсидии на производство мяса свиней в целях возмещения части затрат на 1 кг живого веса молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой в I-м квартале 2019 года, в количестве 508 090 кг. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке статьи 201 АПК РФ с учетом определенного кооперативом способа устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов на департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении субсидии в той части, относительно которой в письме департамента выражен отказ.
По результатам повторного рассмотрения заявление кооператива от 28.05.2019 департаментом издан приказ от 22.07.2020 № 198 об отказе в предоставлении субсидии.
В качестве причины отказа указано: «абз. 5 п. 2.7 Порядка».
Департамент направил в адрес заявителя уведомление от 22.07.2020 об отказе в предоставлении субсидии, в котором указал, что при повторном рассмотрении пакета документов, представленных кооперативом 28.05.2019 на получение из областного бюджета субсидии на производство мяса скота, установлено несоответствие представленных документов требованиям, указанным в пунктах 2.2, 2.3 Порядка № 960, выразившееся в том, что субсидия по затратам на 1 кг живого веса молодняка свиней, реализованных или отгруженных на собственную переработку в 1-м квартале 2019 года, подлежала выплате во втором-четвертом кварталах 2019 года. При этом предоставление в 2020 году в рамках лимита бюджетных обязательств субсидии в целях возмещения вышеуказанных затрат не предусмотрено.
Кооператив, считая, что выраженные в указанном выше уведомлении департамента от 22.07.2020 действия по отказу в предоставлении субсидии, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Из части 3 статьи 78 БК РФ следует, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий.
На территории Вологодской области Порядок предоставления субсидий на производство мяса скота, утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 29.10.2018 № 960.
Согласно пункту 1.4 Порядка № 960 (в редакции от 29.04.2019, действующей на дату обращения кооператива в департамент с заявлением от 28.05.2019) получателями субсидий являются, в частности, сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), юридические лица, относящиеся к организациям, занимающимся сельскохозяйственным производством, в соответствии со статьей 3 Закона области от 08.05.2013 № 3047-ОЗ «О развитии сельского хозяйства в Вологодской области» (далее – Сельхозтоваропроизводители).
Тот факт, что кооператив соответствует понятию сельхозтоваропроизводителя, департаментом под сомнение не ставится.
Субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям, осуществляющим деятельность на территории Вологодской области и состоящим на учете в налоговых органах на территории Вологодской области на первое число месяца подачи заявления на предоставление субсидии, а также имевшим поголовье крупного рогатого скота и (или) свиней на 1 января года, в котором предоставляется субсидия (при предоставлении субсидии за 1, 2, 3 кварталы текущего года), или имевшим поголовье крупного рогатого скота и (или) свиней на 1 января года, предшествующего году предоставления субсидии (при предоставлении субсидии за 4 квартал года, предшествующего году предоставления субсидии).
Пунктом 2.3 Порядка (в редакции от 29.04.2019) предусмотрено, что субсидии предоставляются во втором квартале:
- за четвертый квартал года, предшествующего году предоставления субсидии, исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка КРС и (или) мяса молодняка свиней в четвертом квартале года, предшествующего году предоставления субсидии (при этом во втором квартале 2019 года субсидии на фактический объем реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка свиней в четвертом квартале года, предшествующего году предоставления субсидии, не предоставляются);
- за первый квартал текущего года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка КРС и (или) мяса молодняка свиней в первом квартале текущего года;
в третьем квартале:
- за первый, второй кварталы текущего года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка КРС и (или) мяса молодняка свиней в первом и (или) втором кварталах текущего года;
в четвертом квартале:
- за первый, второй, третий кварталы текущего года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка КРС и (или) мяса молодняка свиней в первом, и (или) втором, и (или) третьем кварталах текущего года.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-18599/2019, в том числе с учетом анализа положений пункта 2.3 Порядка № 960, в редакции от 29.04.2019, действующей на дату отказа в предоставлении субсидии, установлено, что само по себе наличие указанных в письме департамента от 26.07.2019 № ИХ.02-4163/19 обстоятельств (несовпадение дат оформления документов (ВСД и ТТН)), не указывает на наличие достаточных оснований для вывода о недостоверности представленной СПК «Агрофирма Красная Звезда» информации о факте выращивания им и реализации в 1 квартале 2019 года на убой молодняка свиней в части спорного объема – 508 090 кг живого веса. Действия департамента по отказу в предоставлении субсидии не соответствуют абзацу седьмому пункта 2.3, пункту 2.7 Порядка № 960 и нарушают права и законные интересы кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с этим кооператив по результатам рассмотрения его заявления от 28.05.2019 о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета из величины фактического совокупного объема реализации на убой и отгрузки на собственную переработку мяса молодняка свиней в 1-м квартале 2019 года, должен был во 2-м квартале 2019 года получить субсидию в размере 1 524 720 руб.
Однако право на получение субсидии им не реализовано, при этом противоправного поведения со стороны заявителя не выявлено.
На дату повторного рассмотрения заявления кооператива от 28.05.2019 департамент применил новую редакцию пункта 2.3 Порядка № 960 от 08.06.2020, согласно которому субсидии предоставляются:
в срок до 1 июня 2020 года - за второй - четвертый кварталы 2019 года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка КРС и (или) мяса молодняка свиней во втором - четвертом квартале 2019 года;
во втором квартале - за первый квартал текущего года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса птицы, и (или) мяса молодняка КРС, и (или) мяса молодняка свиней в первом квартале текущего года;
в третьем квартале - за первый, второй кварталы текущего года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса птицы, и (или) мяса молодняка КРС, и (или) мяса молодняка свиней в первом и (или) втором кварталах текущего года;
в четвертом квартале - за первый, второй, третий кварталы текущего года исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса птицы, и (или) мяса молодняка КРС, и (или) мяса молодняка свиней в первом, и (или) втором, и (или) третьем кварталах текущего года.
Отказывая в предоставлении кооперативу субсидии, департамент ссылается на отсутствие с учетом действующей редакции пункта 2.3 Порядка № 960 основания для предоставления субсидии за 1-й квартал 2019 года
Такая позиция департамента обоснованно признана судом неправомерной и не соответствующей нормам действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами (часть 2 статьи 16 АПК РФ).
В решении по делу № А13-18599/2019 суд обязал устранить нарушения прав и законных интересов кооператива путем повторного рассмотрения заявления от 28.05.2019, признав при этом незаконными действия Департамента по отказу в предоставлении субсидии в размере 1 524 270 руб. на основании указанного выше заявления.
Отказ кооперативу также вынесен по рассмотрению заявления кооператива от 28.05.2019. Департамент, совершив незаконные действия, выраженные в принятии решения об отказе в выдаче субсидии, фактически лишил кооператив установленного, в том числе, и вступившим в законную силу судебным актом, права.
Вместе с тем, устранение нарушения прав подразумевает именно его восстановление.
Как следует из статьи 46 Конституции Российской Федерации, право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах на основе законодательно закрепленных критериев.
Суд первой инстанции верно отметил, что департамент, применяя редакцию Порядка № 960, которым на июль 2020 года не предусмотрена выдача субсидий по затратам на 1 кг живого веса молодняка свиней, реализованных или отгруженных на собственную переработку в 1-м квартале 2019 года, по сути совершил действия, направленные на преодоление юридической силы вступивших в законную силу судебных актов по делу № А13-18599/2019, что противоречит принципу правовой определенности и не приводит к восстановлению нарушенного права кооператива, что согласно части 1 статьи 16 АПК РФ является недопустимым.
Также суд считает необходимым указать, что отказ в предоставлении субсидии по причине недостаточности бюджетных ассигнований на эти цели или исчерпания лимитов бюджетных обязательств не допускается (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 № 32-П).
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные кооперативом требования и в порядке статьи 201 АПК РФ возложил на департамент обязанность в срок не позднее 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении кооперативу субсидии в размере 1 524 270 руб. на производство мяса свиней в целях возмещения части затрат на 1 кг живого веса молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой в 1 квартале 2019 года, в количестве 508 090 кг.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы, изложенные департаментом в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены Арбитражным судом Вологодской области при рассмотрении настоящего спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим приведенные департаментом аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 декабря 2020 года по делу № А13-14706/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | Е.Н. Болдырева Ю.В. Селиванова |