ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
23 ноября 2017 года | г. Вологда | Дело № А13-16318/2016 | |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2017 года .
В полном объеме постановление изготовлено ноября 2017 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от администрации Верховажского муниципального района главы ФИО1 на основании распоряжения от 02.05.2017 № 16-л, представителя ФИО2 на основании доверенности от 07.08.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Верховажского муниципального района Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 июня 2017 года по делу № А13-16318/2016 (судья Логинова О.П.),
установил:
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (место нахождения: 160000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к администрации Верховажского муниципального района Вологодской области (место нахождения: 162300, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - Администрация) о взыскании 18 081 000 руб. субсидии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика по капитальному строительству и жилищно - коммунальному хозяйству» (место нахождения: 162300, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - Учреждение), общество с ограниченной ответственностью «Устюггазсервис» (место нахождения: 119002, Москва, переулок Большой Николопесковский, дом 13, квартира I, комната 6; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - Общество), муниципальное казенное предприятие «Верховажская теплосеть» (место нахождения: 162300, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - Предприятие), общество с ограниченной ответственностью «Транспроект» (место нахождения: 160000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – ООО «Транспроект»).
Решением от 16.06.2017 суд взыскал с Администрации в пользу Департамента 18 081 000 руб. субсидии.
Администрация с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просила его отменить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Принятие в собственность построенных сетей водоснабжения затягивалось не по вине Администрации, а по объективным причинам, в связи с тем, что при проведении межевых работ по строительству индивидуальных жилых домов, проведенных по заявкам индивидуальных застройщиков, допущены кадастровые ошибки, произошли накладки на картах земельных участков, выделенных под индивидуальное жилое строительство на трассу сетей водоснабжения, об этом истцу было сообщено. В силу статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) проверкой, проведенной Харовским следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации, установлено, что данный объект построен в полном объеме, ущерб различным уровням бюджета не причинен. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.07.2017 по делу № А13-4990/2017 признано право собственности муниципального образования Верховажский муниципальный район на сооружение протяженностью 9298 м, назначение – иное сооружение («Водопровод в микрорайоне «Прибрежный» село Верховажье, деревня Сомицино, деревня Абакумовская, деревня Ексинская, деревня Кошево Верховажского района Вологодской области). Суд необоснованно отказал в приостановлении производства по делу. Одновременно произошла государственная регистрация права собственности Верховажского муниципального района на указанный объект. Нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) не установлены. Денежные средства субсидии направлялись на указанные в соглашении цели. Объект построен, введен в эксплуатацию, используется для нужд населения района.
Определением от 07.08.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 19.09.2017. Определением от 19.09.2017 рассмотрение жалобы отложено на 17.10.2017 в связи с необходимостью представления в суд дополнительных документов.Определением от 17.10.2017 рассмотрение жалобы отложено на 16.11.2017 в связи с необходимостью представления в суд дополнительных документов.
В связи с отпусками судей Шадриной А.Н., Романовой А.В. на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена их последовательная замена в составе суда на судей Чередину Н.В., Шадрину А.Н. соответственно, об этом имеются соответствующие определения, на что указано в протоколах судебных заседаний, объявлено в судебных заседаниях. Рассмотрение жалобы начато сначала.
Представители Администрации в судебном заседании апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, просили ее удовлетворить.
Департамент в отзыве на жалобу и дополнении к нему возразил против изложенных в жалобе доводов и требований, просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителей Администрации, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, дополнении к ней, отзывах на нее и письменные доказательства, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка на 2013-2020 годы» (далее - Подпрограмма) и на условиях Правил предоставления и расходования субсидий на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы» (далее - Правила), утвержденных постановлением правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1222, Департамент и Администрация (муниципальное образование) заключили соглашение по предоставлению и расходованию субсидий из областного бюджета (включая субсидии из федерального бюджета) бюджету Верховажского муниципального района по финансированию объекта «Строительство водопровода в микрорайоне «Прибрежный» села Верховажье, д. Сомицыно, д. Абакумовская, д. Ексинская, д. Кошево, д. Высокое, д. Наумиха Верховажского района Вологодской области» от 15.06.2015 № 450 с учетом дополнительного соглашения от 15.12.2015.
Согласно подпункту 1.1 Правил, целью предоставления субсидий является софинансирование расходных обязательств муниципальных районов области, включенных в число участников Подпрограммы связанных с реализацией мероприятий, направленных, в том числе, и на развитие водоснабжения. Субсидии имеют строго целевое назначение и расходуется муниципальными образования области исключительно на цели, указанные в пункте 1.1 Правил.
В соответствии с пунктом 1 предметом соглашения является взаимодействие сторон по предоставлению и расходованию субсидий на финансирование объекта «Строительство водопровода в микрорайоне «Прибрежный» села Верховажье, д. Сомицыно, д. Абакумовская, д. Ексинская, д. Кошево, д. Высокое, д. Наумиха Верховажского района Вологодской области».
Пунктами 2.1.1, 2.2 соглашения установлено, что Департамент перечисляет субсидии из областного бюджета на софинансирование объекта в объемах согласно приложению 2 к приказу Минсельхоза России от 04.03.2015 № 85 «О реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных законом области «Об областном бюджете на 2015 год и плановой период 2016 и 2017 годов» на финансирование объекта. Муниципальное образование принимает на себя обязательство выполнить условие по уровню софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет средств местного бюджета и привлечь средства внебюджетных источников на финансирование объекта для выполнения целевых индикаторов согласно приложению к соглашению.
Подпунктом 2.2.5 соглашения предусмотрено, что Администрация обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на строительство объекта - «Водопровод в микрорайоне «Прибрежный» села Верховажье, д. Сомицыно, д. Абакумовская, д. Ексинская, д. Кошево, д. Высокое, д. Наумиха Верховажского района Вологодской области» и выполнение значений целевых индикаторов согласно приложению к соглашению.
В приложении к соглашению в редакции от 15.12.2015 определено, что целевым индикатором является ввод в действие объекта протяженностью 8,7 км. Срок действия соглашения сторонами определен до 31.12.2015.
В силу пунктов 2.2.6, 2.2.7 соглашения, пунктом 8.1 Правил Администрация предоставляет Департаменту следующие отчеты: ежегодно в срок до 12 января года, следующего за отчетным, отчет о достижении целевых показателей результативности предоставления субсидий на реализацию мероприятий Федеральной программы по форме согласно приложению 2 к Правилам; ежемесячно в срок до 3 числа месяца, следующего за отчетным, и ежегодно в срок до 20 января года, следующего за отчетным, - отчет по форме федерального статистического наблюдения № 1-УРСТ «Сведения о ходе реализации Федеральной программы», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.04.2015 № 207; ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет об использовании субсидий на софинансирование мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в рамках реализации Федеральной программы и Подпрограммы по форме согласно приложению 3 к Правилам. Администрация назначает с муниципальном образовании должностное лицо, ответственное за строительство объекта, своевременное представление документов для финансирования объекта и отчетности Департаменту.
Подпунктом 2.2.8 соглашения предусмотрена обязанность Администрации по регистрации права муниципальной собственности на объект в соответствии с действующим законодательством.
В пунктах 3.1, 3.2 соглашения определено, что стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае нецелевого и неэффективного использования выделенных средств федерального и областного бюджетов, направленных на реализацию Проекта, муниципальное образование несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Сумма выделенной субсидии составила 18 081 000 руб., в том числе 5 426 000 руб. из областного бюджета, 12 655 000 руб. из федерального бюджета.
Департамент перечислил Администрации денежные средства платежными поручениями от 22.12.2015 № 639741, от 23.12.2015 № 89891, от 29.12.2015 № 89948, от 29.12.2015 № 718588.
В результате рабочего совещания по вопросу досудебного разрешения ситуации о неисполнении целевых индикаторов стороны установили, что разногласия по исполнению соглашения путем переговоров устранить не представляется возможным, о чем указано в протоколе совещания.
Ссылаясь на то, что нарушения не устранены, подтверждающие выполнение обязательств документы не представлены, сумма субсидии, полученная Администрацией, в областной бюджет не возвращена, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик не исполнил пункты 2.2.6, 2.2.8 соглашения, не выполнил целевые индикаторы в установленный в соглашении срок.
Суд апелляционной инстанции не может не согласиться с обжалуемым судебным актом по следующим основаниям.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в названном Кодексе.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
БК РФ определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 289 БК РФ не целевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 указанного Кодекса субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или актом уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 названного Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1.2 Правил установлено, что целью предоставления субсидий (грантов) является софинансирование расходных обязательств сельских поселений области, включенных в число участников Подпрограммы 17, связанных с реализацией мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по следующим приоритетным направлениям: создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок; сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников; поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил субсидии (гранты) имеют строго целевое назначение и расходуются сельскими поселениями области исключительно на цели, указанные в пункте 1.2 настоящих Правил.
Органы местного самоуправления сельского поселения области несут ответственность за не целевое использование субсидий (грантов) в соответствии со статьей 306.4 БК РФ (пункт 1.6 Правил).
В силу статьи 306.4 БК РФ не целевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Применительно к настоящему спору следует, что ссылка истца на нарушение пункта 2.2.7 соглашения, в связи с тем, что ответственное за строительство объекта в 2014 - 2015 годах должностное лицо в Администрации района не назначалось, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку Администрация представила приказ от 10.09.2015 № 7/1-2 о назначении ответственным лицом за строительство объекта ФИО3
Довод Департамента о том, что Администрация не предоставила ежегодный отчет по форме федерального статистического наблюдения 1-УРСТ; отчет о достижении целевых показателей результативности предоставления субсидий; ежеквартальные отчеты об использовании субсидий на софинансирование мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, не принимается во внимание.
Администрация в доказательство надлежащего исполнения пункта 2.2.6 соглашения, пункта 8.1 Правил, представила скриншот письма от 12.01.2016, свидетельствующий о получении реестра получателей субсидий формы 2-УРСТ, сведений по показателям к расчету целевых индикаторов инженерного обустройства села за 2015 год по форме ГП-2.
Департамент 12.01.2016 уведомил Администрацию о необходимости представления отчетов о достижении показателей результативности, реестров выданных свидетельств, отчетов по формам 1-УРСТ, 1 -СРС.
В судебном заседании представители Администрации пояснили, отчетность направлена по электронной почте, скриншоты не сохранились. Отчетность форм 2-УРСТ, ГП-2 содержит все необходимые сведения по финансированию объекта.
Согласно представленным в апелляционный суд документам, информация, отчеты о выполненных работах представлялись в Департамент в установленные сроки, что следует из переписки Администрации и представителя Департамента. Согласно письму от 12.01.2016 представитель Департамента благодарит за отчеты и просит внести корректировку в отчет, что было сделано ответчиком письмом 13.01.2016. Кроме того, сведения о результатах деятельности Администрации по освоению субсидии и выполнению работ, содержащиеся в представленных отчетах, использовались истцом при подготовке отчетов своей деятельности за 2015 год.
То обстоятельство, что представленные ответчиком отчеты имеют пороки оформления, замечания Департамента, на которые он указал в возражениях на жалобу, не свидетельствует о нарушении Администрацией условий соглашения, в результате которых требования истца подлежат удовлетворению.
Доводы Департамента о том, что цели, на которые должны быть направлены денежные средства субсидии, не достигнуты, целевые индикаторы не выполнены, нарушены сроки соглашения, являются необоснованными, опровергаются материалами дела, в том числе представленными в апелляционный суд.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 ГрК РФ, к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Статьей 49 ГрК РФ предусмотрен государственный строительный надзор при строительстве объектов капитального строительства.
Пунктом 1 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 51 ГрК РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
В части 17 статьи 51 ГрК РФ приведен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство. В соответствии с подпунктом 5 этой нормы выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если в соответствии с кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.
Водопровод в микрорайоне «Прибрежный» является линейным объектом капитального строительства, его возведение требует получение разрешения на строительство.
Согласно пункту 5 статьи 52 ГрК РФ, в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ.
Пунктом 1 статьи 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства линейного объекта проекту планировки территорий и проекту межевания территорий, а также проектной документации.
В силу пункту 2 статьи 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления выдавшие разрешение на строительство.
Статьей 55 ГрК РФ предусмотрен перечень документов необходимый для получения разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, среди прочих документов, необходимо заключение органа государственного строительного надзора, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Администрация 27.04.2017 направила в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области заявление о регистрации права собственности на объект недвижимости - подводящий водопровод. Действия по государственной регистрации объекта приостановлены в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Администрация 19.04.2017 обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости - «Водопровод в микрорайоне «Прибрежный» села Верховажье, д. Сомицыно, д. Абакумовская, д. Ексинская, д. Кошево, д. Высокое, д. Наумиха Верховажского района Вологодской области».
Дело № А13-4990/2017 принято к производству.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.07.2017 по делу № А13-4990/2017 признано право собственности муниципального образования Верховажский муниципальный район на сооружение протяженностью 9298 м, назначение - иное сооружение («Водопровод в микрорайоне «Прибрежный» с. Верховажье, д. Сомицино, д. Абакумовская, д. Ексинская, д. Кошево Верховажского района Вологодской области).
При рассмотрении названного дела суд пришел к выводу о том, что объект полностью построен Обществом во исполнение муниципального контракта, оплата работ по которому произведена за счет бюджетных средств, предоставленных ответчиком (заказчик), 20.10.2015 составлен акт приемки законченного строительства объекта водопровода, составлен строительный паспорт водопровода, технический план объекта. При этом суд установил со ссылкой на материалы дела, что объект построен с соблюдением строительных норм и правил, его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровья граждан. Суд указал, что получение разрешительной документации в настоящее время не представляется возможным, ее отсутствие, при фактической постройки объекта и введении в эксплуатацию, нарушает права граждан на водоснабжение населенных пунктов - деревень района.
Из материалов дела видно, что объект поставлен на кадастровый учет, введен в эксплуатацию, используется для тех целей, ради которых он создан: заключены договоры водоснабжения с гражданами, взяты, исследованы пробы воды, представлены лабораторные заключения, определены границы балансовой принадлежности, заключены договоры обслуживания, передачи на баланс.
То обстоятельство, что построен объект большей протяженностью, чем сведения целевых индикаторов, установленных соглашением, не свидетельствует о нарушении соглашения.
Кроме того, из материалов дела видно, что представленные денежные средства субсидии расходованы на оплату работ по контрактам во исполнение работ по строительству данного объекта. Замечаний в этой части Департамент не заявил, нарушений не установил.
В силу статьи 219 ГК РФ право собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права, с которого лицо приобретает право распоряжения объектом недвижимости и может по своему усмотрению совершать в отношении объекта любые действия (статья 209 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 218, статей 263 и 222 ГК РФ право собственности на вновь создаваемые объекты недвижимости возникает на основании совокупности следующих юридических фактов: для строительства объекта отведен земельный участок; для строительства получено разрешение; при возведении объекта соблюдены градостроительные, строительные, природоохранные нормы; объект введен в эксплуатацию, получен соответствующий документ (акт ввода).
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены в статье 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно пункту 1 данной статьи объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии со статьей 55 ГрК РФ строительство завершается получением застройщика разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта в полном объеме; осуществление строительства в соответствии с разрешением на строительство; соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство, и является основанием для постановки построенного объекта на государственный учет, а также для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта.
Разрешение на ввод в эксплуатацию должно содержать сведения об объекте недвижимости, необходимые для постановки построенного объекта на государственный учет, а для реконструированных объектов - для внесения изменений в документы государственного учета.
Для объектов недвижимости, законченных строительством после введения в действие нового ГрК РФ (после 30.12.2004) специальным основанием государственной регистрации права является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а для объектов, завершенных до 30.12.2004, акт приемки объекта в эксплуатацию.
Поскольку при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию осуществляется проверка соблюдения при строительстве объекта градостроительных, строительных и других норм и правил, то каких-либо иных документов, подтверждающих данный факт, не требуется.
Объект недвижимого имущества расположен на земельном участке и неразрывно с ним связан и, соответственно, не может существовать без земельного участка. Следовательно, право строительства на земельном участке и возникновение права на построенный объект обусловлены наличием права на земельный участок. Именно собственнику земельного участка положениями статьи 263 ГК РФ предоставлено право осуществить его застройку или разрешить осуществлять строительство другим лицам. Кроме собственника земельного участка таким правом обладают лица, имеющие другие права на использование земельного участка - право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды.
В соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Положения ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или не наступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела и вновь представленные документы в порядке статьи 71 АПК РФ, полагает, что Администрация подтвердила целевое использование полученной субсидии с учетом указанного в соглашении предмета. Недобросовестности в действиях ответчика судом не установлено. Объект построен, его использование направлено на достижение общественно значимой цели по водоснабжению населения деревень района.
С учетом изложенного, по мнению апелляционного суда, отсутствуют основания для удовлетворения иска.
В связи с этим решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, в иске следует отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 июня 2017 года по делу № А13-16318/2016 отменить.
В иске отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Я. Зайцева |
Судьи | Н.В. Чередина А.Н. Шадрина |