ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
22 мая 2018 года | г. Вологда | Дело № А13-16627/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2018 года .
В полном объёме постановление изготовлено мая 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от Управления Федерального казначейства по Вологодской области ФИО1 по доверенности от 09.01.2018 № 30-12-40/3, ФИО2 по доверенности от 11.05.2018 № 30-12-40/49, от администрации Семенковского сельского поселения ФИО3 по доверенности от 11.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 марта 2018 года по делу № А13-16627/2017 (судья Мамонова А.Е.),
у с т а н о в и л:
администрация Семенковского сельского поселения (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160515, <...>; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>; далее – УФК по Вологодской области, Управление, казначейство) о признании недействительным представления от 19.09.2017 № 30-11-27/19-5321 в части пунктов 1 и 2.
Определением суда от 11 декабря 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Дизайн-СтройПроект» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160029, <...>; далее - ООО «ДИЗСП»), государственное казенное учреждение Вологодской области «Служба единого заказчика» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>), федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» в лице Межрегионального филиала в г. Санкт-Петербурге (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 109240, город Москва, площадь Славянская, дом 4, строение 1; далее - Учреждение), Департамент строительства Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>; далее – Департамент строительства).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 марта 2018 года по делу № А13-16627/2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Казначейство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что суд пришел к неверным выводам о том, что предметом муниципального контракта являются готовые квартиры, считает, что администрацией некорректно применены индексы изменения сметной стоимости при определении начальной максимальной цены контракта, цена контракта завышена; заявителем не представлено положительное заключение государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объектов.
Представители казначейства в судебном заседании поддержали доводы и требования апелляционной жалобы.
Администрация в отзыве и ее представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Учреждение в отзыве с жалобой согласилось, в поступившем 14.05.2018 ходатайстве просило рассмотреть дело в отсутствие представителей.
Иные третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав пояснения представителей казначейства и администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, должностными лицами УФК по Вологодской области на основании приказа руководителя Управления от 26.06.2017 № 216о/д в соответствии с утвержденными планами контрольных мероприятий на 2017 год и централизованным заданием Федерального казначейства от 24.01.2017 № 18-01-06/8 (том 2, листы дела 126-128) в период с 29 июня по 3 августа 2017 года проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в виде имущественного взноса в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в администрации по адресу: Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково (Семенковское МО), ул. Первомайская, д. 17, по результатам которой составлен акт проверки от 03.08.2017 (том 4, листы дела 6-47).
И. о. руководителя УФК по Вологодской области направлено главе администрации представление от 19.09.2017 № 30-11-27/19-5321 (том 1, листы дела 65-72, том 4, листы дела 59-62), согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о представлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объекта контроля.
В пункте 1 представления указано, что администрацией в 2016 году приняты к учету и оплачены застройщику - ООО «ДИЗСП» в рамках контракта от 27.05.2016 № 0130200002416000811-0239137-02 (№ 1) на участие в долевом строительстве 34 жилых помещений в поселке Кувшиново для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Семенковском сельском поселении Вологодского муниципального района Вологодской области, заключенного администрацией с ООО «ДИЗСП», первичные документы: акты формы КС-2 от 25.08.2016 № 10, от 09.09.2016 № 13, от 08.11.2016 № 18, от 17.11.2016 № 20, от 08.12.2016 № 31 по объекту «Участие в долевом строительстве 34 жилых помещений в поселке Кувшиново для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Семенковском сельском поселении Вологодского муниципального района Вологодской области» с недостоверными сведениями (завышенными объемами работ, выявленными по результатам выборочных контрольных обмеров отдельных видов и объемов работ, и завышенными объемами работ, выявленными по результатам проверки соответствия актов формы КС-2 нормативам по строительству) в сумме 3 276 401 руб. 66 коп., из них по средствам Фонда - 1 393 125 руб. 99 коп. (42,52 %) - нарушены положения пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ), пункта 9 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).
В пункте 2 представления отражено, что администрацией не представлено в Департамент строительства в составе документов для выделения субсидии за счет средств Фонда положительное заключение государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объектов в нарушение пункта 3.2.9 соглашения от 02.10.2015 № 129/С о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства за счет средств, поступивших от государственной корпорации, - Фонда, и за счет средств областного бюджета (в редакции дополнительного соглашения от 24.11.2015 № 1, далее – Соглашение № 129/С, Соглашение).
В связи с этим УФК по Вологодской области потребовало от администрации рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения. По пункту 1 представления предложено принять меры к возврату предоставленных средств бюджета в сумме 1 393 125 руб. 99 коп. в срок 60 календарных дней с даты получения представления.
Администрация не согласилась с представлением казначейства в указанной части и обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Пунктом 3 статьи 265 БК РФ определено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, которое в силу пункта 3 статьи 166.1 названного Кодекса осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 4, 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила № 1092), которые определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - деятельность по контролю) во исполнение пункта 3 статьи 269.2 БК РФ, статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ).
В силу статьи 269.2 БК РФ, пунктов 6, 7, 10, 67, 68 Правил № 1092 при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания. По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение: о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения; об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, а также предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Таким образом, казначейство наделено функциями по контролю в финансово-бюджетной сфере, при осуществлении которых вправе проводить проверки, выдавать представления объектам контроля.
Законом № 185-ФЗ предусмотрено предоставление средств Фонда на реализацию утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на условиях долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы (статьи 14, 16, 17, 19 названного Закона).
На основании частей 1.1, 1.2 статьи 20 Закона № 185-ФЗ проверку использования средств Фонда, направленных на финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Постановлением правительства Вологодской области от 29.04.2013 № 484 утверждена областная адресная программа № 7 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы» (далее - Программа № 7).
Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований области на переселение граждан из аварийного жилищного фонда определен в разделе 7 Программы № 7.
Согласно указанному порядку предоставление средств Фонда и средств областного бюджета муниципальным образованиям области осуществляется Департаментом строительства - главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с правилами предоставления и расходования субсидий, утвержденными постановлением правительства Вологодской области от 12.03.2014 № 191 «Об утверждении правил предоставления и расходования субсидий», при соблюдении муниципальным образованием области определенных условий, в том числе при наличии заключенного между Департаментом строительства и администрацией муниципального образования области соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования области на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Средства, полученные муниципальными образованиями области за счет финансовой поддержки Фонда и из областного бюджета, направляются на:
строительство муниципальных многоквартирных домов;
приобретение жилых помещений у застройщиков;
приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками;
выкуп жилых помещений у собственников.
Муниципальные образования области по требованию главного распорядителя бюджетных средств и органов финансового контроля представляют необходимую документацию по финансированию реализации мероприятий Программы, а также несут ответственность за нецелевое и неэффективное использование выделенных бюджетных средств и несвоевременное представление отчетности.
Следовательно, казначейство вправе проводить проверки использования муниципальными образованиями области средств Фонда, направленных на финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, то есть на строительство муниципальных многоквартирных домов либо на приобретение жилых помещений у застройщиков.
Как следует из материалов дела, в целях реализации Программы № 7 и в соответствии с Законом № 185-ФЗ между Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области и администрацией заключено Соглашение от 02.10.2015 № 129/С (том 3, листы дела 13-30, том 6, листы дела 86-97).
По условиям заключенного Соглашения целью предоставления субсидий является софинансирование за счет средств Фонда и областного бюджета расходных обязательств муниципального образования, связанных с реализацией мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, путем финансирования приобретения жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), строительства таких домов (пункт 1.2 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 24.11.2015 № 1).
При переселении граждан из аварийного жилищного фонда муниципальное образование обязано обеспечить переселение 108 человек из 39 жилых помещений общей площадью 1671,80 кв. м и заключить с ними договоры социального найма или мены в срок до 31.12.2016 (пункт 3.2.16 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 14.11.2016 № 4).
Объемы финансирования предусмотрены в соответствии с Программой № 7 в размере 56 858 043 руб., в том числе субсидии за счет средств Фонда - 23 683 805 руб. 08 коп. (пункт 2.1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 25.01.2017 № 5).
Комитетом государственного заказа Вологодской области на основании приказа от 12.04.2016 № 821 проведен электронный аукцион на участие в долевом строительстве 34 жилых помещений в поселке Кувшиново для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Семенковском сельском поселении Вологодского муниципального района Вологодской области (том 7, листы дела 139-173).
По результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе 11.05.2016 принято решение о соответствии участника аукциона ООО «ДИЗСП» и поданной им заявки требованиям Закона № 44-ФЗ и документации об аукционе, с указанным обществом заключен контракт от 27.05.2016, реестровый номер № 0130200002416000811-0239137-02 (далее – контракт), на участие в долевом строительстве 34 жилых помещений в поселке Кувшиново для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (том 1, листы дела 80-107; том 3, листы дела 33-61; том 6, листы дела 98-115).
По условиям контракта застройщик (ООО «ДИЗСП») обязуется в установленный контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить многоквартирный дом по адресу: Вологодская область, Вологодский район, поселок Кувшиново, и после получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию передать заказчику (администрации) объект долевого участия - 34 квартиры. Цена контракта составляет 48 693 591 руб., является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Источниками финансирования на 2016 год определены федеральный бюджет - 20 899 289 руб. 25 коп., областной бюджет - 25 359 622 руб. 20 коп., районный бюджет - 2 434 679 руб. 55 коп. (пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.5).
В пункте 2.5 контракта регламентирован порядок оплаты: авансирование по контракту предусмотрено в размере 9 738 718 руб. 20 коп., погашение аванса производится ежемесячно равными долями в срок до окончания действия контракта; оплата осуществляется на основании представленных заказчику справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, подписываемой между заказчиком и застройщиком, актов выполненных работ формы КС-2, подтверждающих объемы и стоимость выполненных работ по строительству объекта и подписанных застройщиком и техническим заказчиком, и расчета затрат на выполненные работы по объекту долевого строительства пропорционально от общей площади квартир в рамках утвержденных лимитов бюджетных обязательств, но не более 90 % от цены контракта в течение 60 календарных дней при наличии положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства; окончательный расчет производится на основании представленных заказчику справки о стоимости выполненных работ формы КС-3, подписываемой между заказчиком и застройщиком, копий актов выполненных работ формы КС-2, подтверждающих объемы и стоимость выполненных работ по строительству объекта и подписанных застройщиком и техническим заказчиком, и расчета затрат на выполненные работы по объекту долевого строительства пропорционально от общей площади квартир, полученного разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, кадастровых паспортов и государственной регистрации права собственности Вологодского муниципального района на объект долевого строительства в рамках утвержденных лимитов бюджетных обязательств в течение 60 календарных дней.
Средства федерального бюджета перечислены администрации поселения, администрация произвела оплату обществу (том 6, листы дела 2-43).
УФК по Вологодской области в ходе проверки установило, что по данным бухгалтерского учета администрации за 2016 год контракт исполнен застройщиком на сумму 48 693 591 руб., заказчиком оплачены выполненные работы на сумму 48 355 762 руб. 02 коп. При этом заказчиком приняты к учету и оплачены застройщику ООО «ДИЗСП» денежные средства по актам формы КС-2 с недостоверными сведениями - завышенными объемами работ, выявленными по результатам выборочных контрольных обмеров отдельных видов, и объемов работ и по результатам проверки соответствия актов формы №КС-2 нормативам по строительству.
В связи с этим Управление пришло к выводу о расходовании бюджетных средств в сумме 3 276 401 руб. 66 коп., в том числе средств Фонда в размере 1 393 125 руб. 99 коп. (42,52 %), с нарушением пункта 1 статьи 711 ГК РФ, частей 1, 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ, пункта 9 Инструкции № 157н и обязало принять меры к возврату средств бюджета.
Из разъяснений, данных в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», следует, что основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Пункт 1 статьи 746 ГК РФ устанавливает, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 указанного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 711 указанного Кодекса, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В силу статьи 9 Закона № 402-ФЗ и пункта 9 Инструкции № 157н органы местного самоуправления в целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций) формируют первичные учетные документы в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции. Субъект учета обеспечивает достоверность содержащихся в документах данных.
По мнению казначейства, администрацией поселения при оплате строительных подрядных работ по контракту использованы первичные учетные документы, содержащие недостоверные сведения.
Казначейство в апелляционной жалобе сослалось на то, что отчетом о выполненном строительно-техническом исследовании работ по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: Вологодский район, поселок Кувшиново, выявлено некорректное применение индексов изменения сметной стоимости при определении начальной максимальной цены контракта. Применен индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ на 1 квартал 2016 года 10,33. Поскольку при строительстве жилого дома использованы средства федерального бюджета, по мнению апеллянта, в соответствии с рекомендациями Министерства строительства Российской Федерации (далее – Минстрой России) для определения начальной (максимальной) стоимости объектов капитального строительства, осуществляемого с привлечением средств федерального бюджета, следует применять квартальные индексы изменения сметной стоимости, публикуемые Минстроем России (письмо от 14.12.2015 № 40538-ЕС/05, индекс СМР - 7,9). Управление считает, что цена государственного контракта изначально завышена.
В силу положений статей 34, 70 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 настоящего Закона.
В пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ) определено, что объект долевого строительства - жилое или нежилое помещение, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.
В соответствии со статьей 4 Закона № 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства. В передаточном акте или ином документе о передаче объекта долевого строительства указываются дата передачи, основные характеристики жилого помещения или нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, а также иная информация по усмотрению сторон. Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (статья 8 Закона № 214-ФЗ).
В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 710 указанного Кодекса по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
В рассматриваемом случае документацией об аукционе и контрактом установлено, что объектом закупки являлось участие в долевом строительстве 34 жилых помещений в поселке Кувшиново для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Семенковском сельском поселении Вологодского муниципального района Вологодской области.
Результатом выполнения работ по строительству являются 34 благоустроенные квартиры (часть квартир) в многоквартирном доме с определенными характеристиками.
Пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.5 контракта предусмотрено, что по окончании строительства и ввода многоквартирного дома в эксплуатацию заказчику передаются 34 квартиры, а также доля в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади объекта долевого строительства.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 02 февраля 2017 года по делу №А13-14051/2016 по иску ООО «ДИЗСП» к администрации о внесении изменений в контракт (том 4, листы дела 33-39) установлено, что предметом заключенного между сторонами контракта являлось привлечение денежных средств администрации для строительства жилых помещений в многоквартирном доме, что входит в сферу регулирования Закона № 214-ФЗ.
Контракт 10.06.2016 зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с положениями Закона № 214-ФЗ.
Застройщиком (ООО «ДИЗСП») 07.04.2016 получено разрешение на строительство № 35-RU 35508319-6-2016 (том 4, листы дела 1-2), построен 41-квартирный жилой дом, 19.12.2016 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №35-RU 35508319-66-2016 (том 4, листы дела 3-5).
Сторонами контракта подписаны акты приема-передачи 34 квартир (том 5, листы дела 1-72).
Поскольку предметом контракта являлось не строительство объекта (дома), а передача объекта долевого строительства (в данном случае части квартир в возводимом доме) заказчику, он по своей правовой природе является договором долевого участия в строительстве.
В рассматриваемом случае цена контракта определена не на основании сметы, обоснованием начальной (максимальной) цена контракта при проведении аукциона в электронной форме послужила средняя стоимость 1 кв. м жилья при строительстве дома в поселке Кувшиново Вологодского района (том 4, листы дела 138-142). По контракту выплата аванса предусмотрена в твердой сумме, которая не зависит ни от объема выполненных работ, ни от примененных застройщиком расценок. Промежуточные платежи вносились пропорционально объему выполненных строительных работ, окончательный расчет – после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Суд первой инстанции верно указал, что имеющиеся в деле подписанные администрацией акты приемки выполненных работ по форме КС-2, справки формы КС-3 также не свидетельствуют о наличии подрядных отношений между сторонами контракта, поскольку по условиям контракта и Соглашения такие акты необходимы лишь для целей выделения субсидий (пункт 3.2.10 Соглашения) и осуществления дальнейших расчетов с застройщиком (пункт 2.5 контракта), а передача результата долевого строительства должна оформляться актом после ввода в эксплуатацию многоквартирного дома (пункты 1.1, 1.2, 4.2 - 4.5 контракта).
В пунктах 6, 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» разъяснено, что положения Закона № 214-ФЗ являются специальными по отношению к положениям ГК РФ, поэтому при рассмотрении споров, связанных с созданием недвижимого имущества по Закону № 214-ФЗ, к правоотношениям сторон не подлежат применению правила главы 37 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае нормы статьи 711 ГК РФ о порядке оплаты работ по договору подряда не подлежат применению к спорным правоотношениям сторон, поскольку положения данной нормы не регламентируют хозяйственные отношения участника долевого строительства с застройщиком на стадии выполнения отдельных этапов строительства.
Доводы казначейства, изложенные в апелляционной жалобе, о неверном применении индекса изменения сметной стоимости при определении начальной максимальной цены контракта апелляционным судом не принимаются, поскольку суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что муниципальный контракт является договором долевого участия в строительстве жилья.
Таким образом, выводы Управления, изложенные в пункте 1 оспариваемого представления, обоснованно признаны не соответствующими действующему законодательству.
Доводов по выводам суда первой инстанции о незаконности требования принять меры к возврату предоставленных средств бюджета в сумме 1 393 125 руб. 99 коп. в апелляционной жалобе не содержится.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленное казначейством в пункте 2 представления нарушение пункта 3.2.9 Соглашения также не соответствует приведенным выше нормам законодательства.
Согласно пункту 3.2.9 Соглашения № 129/С (в редакции дополнительного соглашения от 24.11.2015 № 1) для осуществления выделения субсидий при строительстве многоквартирных домов администрация в срок до 10-го числа текущего месяца предоставляет в Департамент строительства документы, в том числе положительное заключение государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объектов.
В соответствии с условиями контракта администрации поселения переданы 34 квартиры в многоквартирном жилом доме, субсидии выделены не для строительства дома, а для приобретения у застройщика жилых помещений в многоквартирном доме в порядке Закона № 214-ФЗ. Жилой дом, введенный в эксплуатацию на основании разрешения от 19.12.2016, не являлся предметом контракта, не передавался в муниципальную собственность.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно указал, что вмененное в вину администрации нарушение пункта 3.2.9 Соглашения, которое она обязана устранить согласно требованиям оспариваемого представления, не соответствует фактическим правоотношениям сторон и изложенным требованиям законодательства.
В то же время пунктом 3.2.10 Соглашения предусмотрена обязанность представления положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объектов для осуществления выделения субсидий при приобретении у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах.
Частью 15 статьи 48 ГрК РФ определено, что проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Представленное застройщиком положительное заключение государственной экспертизы от 06.04.2016 № 2015-0091/1 (номер в реестре 35-1-1-3-0021-16) на проектную документацию и результаты инженерных изысканий на многоквартирный жилой дом по адресу: Вологодский район, поселок Кувшиново, содержит оценку раздела 11 проектной документации «Смета на строительство объектов капитального строительства» (том 1, листы дела 108-143, том 3, листы дела 121-156, том 6, листы дела 125-145).
Кроме того, письмом от 22.09.2017 № 1-7/1560 (том 4, лист дела 57) автономное учреждение Вологодской области «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области» дополнительно подтвердило достоверность определения сметной стоимости.
Соответствующую информацию Департамент строительства направлял в казначейство письмом от 03.10.2017 № 12-7092/17 (том 4, лист дела 56).
Следовательно, ссылки подателя жалобы на то, что администрацией не представлено положительное заключение государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объектов, тем самым нарушены условия пункта 3.2.9 Соглашения № 129/С, коллегией судей не принимаются, поскольку судом первой инстанции установлено, что администрация при заключении рассматриваемого контракта не обязана получать такое разрешение, однако оно имелось у застройщика в составе проектной документации.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 марта 2018 года по делу № А13-16627/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Е.А. Алимова |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.В. Мурахина |