ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
04 июня 2018 года
г. Вологда
Дело № А13-170/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 июня 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от управления ФИО1 по доверенности от 10.01.2018, ФИО2 по доверенности от 19.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 февраля 2018 года по делу № А13-170/2018 (судья Логинова О.П.),
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160012, <...>; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 131000, Москва, Варшавское шоссе, дом 37; далее - предприятие) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением суда от 12 февраля 2018 года заявленное требование удовлетворено – предприятие привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Предприятие с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность события вмененного административного правонарушения. Указывает, что к лицензионным требованиям отнесена обязанность предприятия оказывать услуги связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые на момент выявления правонарушения отсутствовали.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не направило, его представители в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Предприятие о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей управления, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, управлением на основании приказов от 18.096.2017 № 149-нд, от 30.10.2017 № 183-нд проведено плановое систематическое наблюдение за соблюдением предприятием в период с 02.10.2017 по 18.12.2017 лицензионных условий (требований) и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи, в рамках которого проведены мероприятия по контролю за соблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции внутриобластного и межобластного потоков.
По результатам систематического наблюдения управлением оформлены акт от 18.12.2017 № А-35/3/149-нд/231 и заключения от 15.12.2017 (в отношении корреспонденции межобластного потока), от 18.12.2017 (в отношении корреспонденции внутриобластного потока).
По результатам наблюдения управление пришло к выводу о нарушении предприятием пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ), статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», подпунктов «а», «б», «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №2 34, пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160 (далее – Норматив № 160), а также подпункта «г» пункта 4 и пункта 5 лицензии от 11.04.2013 № 108074, а именно:
1). Не вернулись (не доставлены) контрольные письма, опущенные на территории:
- г. Череповец (административный центр муниципального района) 09.10.2017 в почтовый ящик № 32 (ул. М. Горького, 71) – 1 письмо. Контрольный срок пересылки и доставки с учетом даты выемки составляет 2 дня (11.10.2017);
- г. Сокол (административный центр муниципального района) 13.10.2017 в почтовый ящик № 14 (Лесной пер., 7) – 1 письмо. Контрольный срок пересылки и доставки с учетом даты выемки составляет 2 дня (15.10.2017);
- с. Шуйское (административный центр муниципального района) 16.11.2017 в почтовый ящик № 3 (Сухонская наб., д. 17) – 4 письма. Контрольный срок пересылки и доставки с учетом даты выемки составляет 2 дня (19.11.2017);
- с. Сосновка Вологодского района (поселение на территории муниципального района) 23.10.2017 в почтовый ящик № 80 (на здании ОПС) – 1 письмо. Контрольный срок пересылки и доставки с учетом даты выемки составляет 5 дней (31.10.2017);
- п. Стризнево Вологодского района (поселение на территории муниципального района) 23.10.2017 в почтовый ящик № 81 (на здании ОПС) – 5 писем. Контрольный срок пересылки и доставки с учетом даты выемки составляет 5 дней (29.10.2017);
- п. Федотово (поселение на территории муниципального района) 23.10.2017 в почтовый ящик без № (на здании № 32) – 1 письмо. Контрольный срок пересылки и доставки с учетом даты выемки составляет 5 дней (31.10.2017);
- п. Светилки Вологодского района (поселение на территории муниципального района) 23.10.2017 в почтовый ящик № 9 (на здании ОПС) – 5 писем. Контрольный срок пересылки и доставки с учетом даты выемки составляет 5 дней (29.10.2017);
- д. Слобода Грязовецкого района (поселение на территории муниципального района) 16.11.2017 в почтовый ящик № 78 (на здании ОПС) – 1 письмо. Контрольный срок пересылки и доставки с учетом выемки составляет 5 дней (22.11.2017);
- с. Игумницево Междуреченского района (поселение на территории муниципального района) 16.11.2017 в почтовый ящик № 11 (на здании ОПС) – 1 письмо. Контрольный срок пересылки и доставки с учетом выемки составляет 5 дней (22.11.2017).
Итого: из 150 разосланных контрольных писем – 20 писем не вернулись (не доставлены).
2). Нарушение норматива частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, расположенных на территории:
- в г. Череповце контрольные письма в количестве 19-ти штук опущены 09.10.2017 (понедельник) в период с 12:00 до 13 часов:
4 письма в почтовый ящик № 28 по адресу: ул. Архангельская, д. 33. Время выемки, указанное на почтовом ящике: пн.-пятн. – в 16:36, суб. – в 15:01, воск.– вых. Таким образом, согласно расписанию выемка контрольных писем должна быть осуществлена в понедельник 09.10.2017 в 16:36. По факту дата исходящего оттиска календарного почтового штемпеля на конвертах – 11.10.2017, замедление в выемке составило 2 дня;
4 письма в почтовый ящик № 29 по адресу ул. Архангельская, д. 19. Время выемки, указанное на почтовом ящике: пн.-пятн. - в 16:39, в суб. в 15:04, воск. – вых. Таким образом, согласно расписанию выемка контрольных писем должна быть осуществлена в понедельник 09.10.2017 в 16:39. По факту дата исходящего оттиска календарного почтового штемпеля на конвертах – 11.10.2017, замедление в выемке составило 2 дня;
4 письма в почтовый ящик № 33 по адресу: ул. Завокзальная, д. 9. Время выемки, указанное на почтовом ящике: пн.-пятн. – в 16:12, суб. – в 15:01, воск. – вых. Таким образом, согласно расписанию выемка контрольных писем должна быть осуществлена в понедельник 09.10.2017 в 16:12. По факту, дата исходящего оттиска календарного почтового штемпеля на конвертах – 11.10.2017, замедление в выемке составило 2 дня;
4 письма в почтовый ящик № 34 по адресу ул. М.Горького, д. 87. Время выемки, указанное на потовом ящике: пн.- пятн. – в 16:15, суб. – в 14:08, воск. – вых. Таким образом, согласно расписанию выемка контрольных писем должна быть осуществлена в понедельник 09.10.2017 в 16:15. По факту, дата исходящего оттиска календарного почтового штемпеля на конвертах – 11.10.2017, замедление в выемке составило 2 дня;
3 письма в почтовый ящик № 32 по адресу: ул. М. Горького, д. 71. Время выемки, указанное на почтовом ящике: пн.-пятн. – в 16:17, суб. – в 14:10, воск. –вых. Таким образом, согласно расписанию выемка контрольных писем должна быть осуществлена в понедельник 09.10.2017 в 16:17. По факту дата исходящего оттиска календарного почтового штемпеля на конвертах – 18.10.2017, замедление в выемке составило 9 дней;
- в пос. Федотово Вологодского района контрольные письма в количестве 4-х штук опущены 23.10.2017 (понедельник) в 12:00 часов в почтовый ящик без указания номера (на здании № 32). Время выемки на почтовом ящике не указано. По факту дата исходящего оттиска календарного почтового штемпеля на конвертах – 09.12.2017. Согласно пункту 1а Нормативов № 160 на территории иных поселений норматив частоты сбора корреспонденции из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи должен составлять не реже 3 дней в неделю 1 раз в день. Таким образом, выемка контрольных писем должна быть осуществлена не позднее 25.10.2017. По факту дата исходящего оттиска календарного почтового штемпеля на конвертах – 09.12.2017, замедление в выемке составило 45 дней.
3). Нарушение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции внутриобластного потока. Из 1323 учтенных писем 245 писем пересылались с нарушениями контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, в контрольные сроки получено 1078 писем, что составляет 81 %. Установленные контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции не соблюдаются (процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет менее 90 %).
По факту выявленных нарушений управлением в отношении предприятия составлен протокол от 26.12.2017 № АП-35/3/911 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности по указанной норме.
Судом первой инстанции принято решение о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены данного судебного акта ввиду следующего.
В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В данном случае предприятие осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии от 11.04.2013 № 108074.
В числе лицензионных требований, являющихся приложением к указанной лицензии, названы обязанности лицензиата обеспечить предоставление пользователю доставки (вручения) почтовых отправлений (подпункт «г» пункта 4) и оказание услуг связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон № 176-ФЗ) операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ) под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
На основании части 1 статьи 46 Закона № 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Пунктом 1 статьи 29 Закона № 126-ФЗ также определено, что деятельность юридических лиц по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи (далее - Перечень) приведен в разделе ХХ Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87.
В силу пункта 5 Перечня к числу лицензионных условий относится оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона № 176-ФЗ порядок оказания услуг почтовой связи регулируются правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418, Минкомсвязи России наделено полномочиями по принятию правил оказания услуг почтовой связи.
На основании данной нормы приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее – Правила № 234).
Таким образом, утверждение Правил оказания услуг почтовой связи, отнесенных к числу лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания таких услуг связи, произведено Правительством Российской Федерации путем делегирования этих полномочий соответствующему органу исполнительной власти, в данном случае - Минкомсвязи России.
Следовательно, Правила № 234 относятся к тем нормативным правовым актам, которые предприятие обязано соблюдать как одно из лицензионных условий осуществления своей деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Правил № 234 названные Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
С учетом изложенного предприятие, осуществляя лицензируемую деятельность по оказанию услуг почтовой связи, обязано соблюдать Правила № 234, являющиеся составной частью лицензионных условий вне зависимости от внесения соответствующих изменений в текст лицензии, выданной предприятию.
Доводы апелляционной жалобы об обратном отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
При этом тот факт, что, несмотря на изменение действующего законодательства в области оказания услуг почтовой связи, в пункт 5 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии от 11.04.2013 № 108074, изменения, касающиеся наименования органа, утвердившего Правила оказания услуг почтовой связи, не внесены, не отменяет обязанность предприятия соблюдать Правила № 234 как лицензионного условия осуществления своей деятельности.
Абзацами вторым и четвертым статьи 16 Закона № 176-ФЗ установлено, что операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
В соответствии с подпунктами «а» и «в» статьи 46 Правил № 234, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Согласно пункту 1 Нормативов № 160 нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют:
а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи:
- на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 5 дней в неделю не менее 2 раз в день, а в оставшиеся 2 дня - не менее 1 раза в день;
- на территории административных центров муниципальных районов - не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день;
- на территории иных поселений - не реже 3 дней в неделю 1 раз в день;
б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи, - по рабочим дням не менее 1 раза в день.
В силу подпункта «а» пункта 4 названных Нормативов нормативы частоты доставки письменной корреспонденции составляют на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день.
В соответствии с пунктом 6 Нормативов № 160 контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют: на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 2 дня (подпункт «б»); между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня (подпункт «в»); между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории.
Поскольку предприятию вменяется правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть правонарушение в сфере лицензионного законодательства, то срок давности привлечения к административной ответственности за совершенное деяние согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения, которым следует признать установленный Нормативами № 160 срок исполнения обязанности по пересылке и сбору из почтовых ящиков письменной корреспонденции.
В протоколе об административном правонарушении от 26.12.2017 № АП-35/3/911, указаны следующие сроки исполнения предприятием обязанностей: 11.10.2017, 15.10.2017, 29.10.2017, 31.10.2017 (1 эпизод в части невозврата (недоставки) контрольных писем); 09.10.2017, 25.10.2017 (2 эпизод в части нарушения нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент рассмотрения дела в суде срок давности привлечения предприятия к административной ответственности по указанным нарушениям истек, в связи с чем исключил данные эпизоды из состава вменяемого предприятию состава административного правонарушения.
В отношении эпизода по недоставке контрольных писем (с. Шуйское, контрольный срок пересылки и доставки – 19.11.2017; д. Слобода Грязовецкого района, контрольный срок пересылки и доставки – 22.11.2017; с. Игумницево Междуреченского района, контрольный срок пересылки и доставки – 22.11.2017) и по эпизоду нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции внутриобластного потока сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
Факт совершения предприятием правонарушения по данным эпизодам подтверждается оригиналами конвертов, при сопоставлении штампов на лицевой и оборотной сторонах которых усматривается нарушение сроков пересылки корреспонденции.
Факт несоблюдения предприятием контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции по внутриобластному и межобластному потокам, нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки, предельных сроков прохождения отправлений внутренней ускоренной почты EMS подтверждаются материалами дела и предприятием не оспариваются.
Довод предприятия о недоказанности факта размещения почтового отправления в конкретном почтовом ящике в конкретную дату опровергается представленными в материалы дела путевыми листами от 16.11.2017, фотоматериалами от 16.11.2017, выпиской из журнала отправлений.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении предприятием лицензируемого вида деятельности с нарушением условий лицензии № 108074, а также о наличии в деянии ответчика события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10), в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 Постановления № 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц названный Кодекс формы вины не выделяет (статья 2.2 настоящего Кодекса).
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что предприятие приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм до выявления правонарушения контролирующим органом.
Доказательств того, что предприятие лишено возможности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, своевременно устранить выявленные нарушения, и им приняты для этого все возможные меры, в материалы дела не представлено. В ходе производства по делу об административном правонарушении и судебного разбирательства такие обстоятельства также не установлены.
Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые могут послужить основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, не позволяющих полно и объективно рассмотреть настоящее дело, судом не установлено.
Размер штрафа применен судом первой инстанции к предприятию с учетом отягчающего ответственность обстоятельства, поскольку ранее предприятие привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 февраля 2018 года по делу № А13-170/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н. Осокина
Судьи
Е.А. Алимова
Н.В. Мурахина