ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-18582/17 от 09.10.2018 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 октября 2018 года

г. Вологда

Дело № А13-18582/2017

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2018 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Рогатенко Л.Н. и Тарасовой О.А., при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 августа 2018 года по делу № А13-18582/2017 (судья Логинова О.П.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Устьелес» (ОГРН 1123537000333, ИНН 3527018390; г. Вологда, ул. Гоголя, д. 88, офис 61; далее – Общество) обратилось в суд с заявлением к Департаменту финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654, ИНН 3525015806; г. Вологда, ул. Герцена, д. 2; далее – Департамент финансов) о признании незаконным и отмене постановления от 19.10.2017 № 13 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Сверчков Владимир Александрович.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22.08.2018 заявление удовлетворено.

Департамент финансов с этим решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Департаментом финансов проведена встречная проверка соблюдения Обществом условий договора о предоставлении средств из бюджета. Результаты проверки отражены в акте от 07.10.2016.

В ходе проверки установлено, что Общество 09.09.2015 обратилось в бюджетное учреждение Вологодской области в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства «Бизнес-инкубатор» с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой в 2015 году первого взноса (аванса) по договору лизинга от 03.08.2015 № 006‑УСЛ/01/2015. Предмет договора лизинга – линия прессования фанеры на сумму 32 220 152 руб. К заявлению Общество представило технико-экономическое обоснование (далее – ТЭО) от 09.09.2015.

По результатам конкурсного отбора согласно протоколу от 06.10.2015 № 3 Общество признано прошедшим конкурсный отбор для получения субсидии. Между Обществом и Департаментом экономического развития Вологодской области (далее – Департамент экономического развития) заключён договор от 21.10.2015 № ЛФ-55/2015 о предоставлении субсидии на сумму 10 000 000 руб.

Однако по итогам проведения указанной выше встречной проверки установлено, что в представленном Обществом ТЭО от 09.09.2015, являющемся неотъемлемой частью договора о предоставлении субсидии, содержатся недостоверные сведения.

Данные обстоятельства по мнению Департамента финансов свидетельствуют о нарушении Обществом условий предоставления субсидии, установленных пунктом 2.2 Порядка предоставления субсидии на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 01.04.2013 № 339 «О реализации государственной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы».

По данному факту Департаментом финансов в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.01.2017 № 13, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ. Постановлением Департамента финансов от 19.10.2017 (резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2017) прекращено производство по данному делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью, Обществу объявлено устное замечание.

Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данное заявление.

Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной бюджетной инвестиции.

Постановлением Правительства Вологодской области от 03.10.2012 № 1156 утверждена государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы».

Ответственным исполнителем данной Государственной программы являлся Департамент экономического развития.

Для реализации этой программы принято постановление Правительства Вологодской области от 01.04.2013 № 339 (далее – Постановление № 339), которым в 2015 году был утверждён порядок предоставления субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 1.2 данного Порядка получателями субсидии являются субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие условиям, указанным в частях 1 и 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Вологодской области, заключившие лизинговые договоры с лизинговыми компаниями и прошедшие конкурсный отбор в соответствии с порядком проведения конкурсного отбора технико-экономических обоснований (далее - ТЭО).

При проведении в 2015 году конкурсного отбора на предоставление указанной субсидий Общество было признано победителем и между ним и Департаментом экономического развития заключён договор о предоставлении субсидии от 21.10.2015 № ЛФ-55/2015.

Пунктом 1.2 договора общая сумма субсидии составляет 10 000 000 руб. Эта сумма была перечислена Обществу платёжным поручением от 29.10.2015 № 278076.

По итогам проведения встречной проверки установлено, что в представленном Обществом ТЭО от 09.09.2015, являющемся неотъемлемой частью договора о предоставлении субсидии, содержатся недостоверные сведения, а именно:

1. таблица 1 раздела 2 «Финансовые, экономические и социальные показатели деятельности Заявителя»:

- в графе «2013 год факт» показатель «1. Объём выручки от реализации товаров, работ, услуг тыс. руб. (таблица 2)» отражён в сумме 14 844 тыс. руб. Вместе с тем, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, принятой налоговым органом 28.03.2014 (код налогового периода – 34, отчётный год – 2013), в разделе «Расчёт налога на прибыль организаций» по строке 010 «доходы от реализации» показатель отражён в сумме 12 985 598 руб., что также подтверждается бухгалтерской (финансовой) отчётностью субъектов малого предпринимательства за 2013 год в форме «Отчёт о финансовых результатах» в графе «за отчётный год» по строке 2110 выручка отражена в сумме 12 986 тыс. руб.;

2. таблица 3, таблица 4 раздела 3 «Описание предприятия и отрасли»:

- в графе «2013 год факт» в статье расходов «налоги с прибыли» показатель отражён в сумме 1 207,12 тыс. руб. Вместе с тем, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, принятой налоговым органом 28.03.2014 (код налогового периода – 34, отчётный год – 2013), в разделе «Расчёт налога на прибыль организаций» по строке 180 «сумма исчисленного налога на прибыль-всего» показатель отражён в сумме 31 061 руб.;

- в графе «2014 год факт» в статье расходов «налоги с прибыли» показатель отражён в сумме 2 682,84 тыс. руб. Вместе с тем, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (код налогового периода – 34, отчётный год – 2014), в разделе «Расчёт налога на прибыль организаций» по строке 180 «сумма исчисленного налога на прибыль-всего» показатель отражён в сумме 70 122 руб.;

- в таблице 3 в графе «2013 год факт» статья расходов «1.2. Затраты на оплату труда» отражена в сумме 812,28 тыс. руб., при этом в сведениях о доходах физических лиц за 2013 год, представленных 31.03.2014 в налоговые органы и в расчётной ведомости за 2013 год сумма дохода физических лиц составляет 696 330,07 руб.;

- в таблице 3 в графе «2014 год факт» статья расходов «1.2. Затраты на оплату труда» отражена в сумме 2436,84 тыс. руб., при этом в сведениях о доходах физических лиц за 2014 год, представленных 30.03.2015 в налоговые органы и в расчётной ведомости за 2014 год сумма дохода физических лиц составляет 3 486 631,40 руб.

3. таблица 4 раздела 3 «Описание предприятия и отрасли»:

- по строке «налог на прибыль» в графе «2013 год факт» налоговая база отражена в сумме 6 035,62 тыс. руб., вместе с тем, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, принятой налоговым органом 28.03.2014 (код налогового периода – 34, отчётный год – 2013), в разделе «Расчёт налога на прибыль организаций» по строке 100 «налоговая база» показатель отражён в сумме 155 304 руб.;

- по строке «НДС» в графе «2013 год факт» сумма налога отражена в размере 93,96 тыс. руб., при этом по данным налоговых деклараций за 2013 год сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет составляет 114 340 руб.;

- по строке «налог на прибыль» в графе «2014 год факт» налоговая база отражена в сумме 13 414,19 тыс. руб., вместе с тем, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (код налогового периода – 34, отчётный год – 2014), в разделе «Расчёт налога на прибыль организаций» по строке 100 «налоговая база» показатель отражён в сумме 350 610 руб.;

- по строке «НДС» в графе «2014 год факт» сумма налога отражена в размере 78,84 тыс. руб., при этом по данным налоговых деклараций за 2014 год сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет составляет 69 291 руб.;

- по строке «земельный налог» в графе «2014 год факт» сумма налога отражена в размере 149 тыс. руб., при этом по данным налоговых деклараций за 2014 год сумма налога составляет 59 545 руб.;

- по строке «налог на имущество» в графе «2014 год факт» сумма налога отражена в размере 184 тыс. руб., при этом по данным налоговых деклараций за 2014 год сумма налога составляет 164 756 руб.

Кроме того, на странице 7 ТЭО от 09.09.2015 (абзац 5) отражены сведения «Сегодня мы реализуем свою продукцию ООО «ГК БИО» г. Ярославль, ТД «Плайтекс» г. СпБ, ООО «Универсал» г. Вологда, ИП Сычев А.Е. г. Сокол, ООО «НТД» г. Вологда.» Вместе с тем, проверке представлены только договоры поставки от 05.05.2015 и 28.08.2015, заключённые с ООО «Группа компаний БИО» г. Ярославль, и договор поставки от 01.08.2015, заключённый с ОАО «Корпорация развития Вологодской области».

По результатам проверки Департамент экономического развития обратился в суд с иском к Обществу о взыскании субсидии в размере 10 000 000 руб. К участию в этом деле был привлечён Департамент финансов в качестве третьего лица. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04.04.2017 по делу № А13-11874/2016 в удовлетворении данного иска Департамента экономического развития отказано. При рассмотрении указанного дела (с учётом определения суда о разъяснении мотивировочной части решения суда от 04.04.2017 по делу № А13-11874/2016) судом установлено, что Обществом представлена управленческая, налоговая и бухгалтерская отчётность за спорный период, подтверждающая информацию, содержащуюся в заявке на конкурсный отбор.

Решение суда по указанному делу № А13-11874/2016 носит для настоящего дела преюдициальный характер согласно статье 69 АПК РФ.

В связи с изложенным являются необоснованными доводы Департамента финансов о представлении Обществом недостоверных сведений в ТЭО от 09.09.2015. Поэтому условия предоставления субсидий Обществом не нарушены, в его действиях отсутствует событие рассматриваемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Также суд первой инстанции пришёл к верному выводу о пропуске Департаментом финансов срока привлечения к административной ответственности.

Так, объективной стороной рассматриваемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, является нарушение получателем субсидии условий её предоставления.

В оспариваемом постановлении указано на то, что Общество указало в ТЭО от 09.09.2015 недостоверные сведения за 2013-2014 годы, чем нарушило условия предоставления субсидии. Таким образом, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности истёк 09.09.2017. На дату рассмотрения дела об административном правонарушении (19.10.2017) у Департамента финансов отсутствовали основания для рассмотрения дела по существу и выводов о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление, выводы суда соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для отмены решения суда нет.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 августа 2018 года по делу № А13-18582/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области  – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.А. Холминов

Судьи

Л.Н. Рогатенко

О.А. Тарасова