ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-20615/19 от 09.06.2020 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 июня 2020 года

г. Вологда

Дело № А13-20615/2019

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено июня 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповым Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Орион» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 февраля 2020 года по делу                 № А13-20615/2019 ,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственности «Орион»                                     (ОГРН 1192901003536, ИНН 2905013987; адрес: адрес: 165650,               Архангельская область, город Коряжма, проспект имени М.В. Ломоносова,              дом 5, корпус В, помещение 8-Н; далее – ООО «Орион», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту экономического развития Вологодской области (ОГРН 1103525001139,                     ИНН 3525235311; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда,                    улица Герцена, дом 27; далее - департамент) о признании недействительным решения от 02.08.2019 № 07-4414/19 об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576; адрес: 16001, Вологодская область, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3; далее – Ростреестр).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 февраля               2020 года по делу № А13-20615/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд пришел к неверным выводам по вопросу подключения организации общественного питания к системе единой государственной автоматизированной информационной системы (далее – ЕГАИС), полагает, что неуведомление общества о проведении проверки, ее сроках, непредставление ему акта проверки являются грубыми нарушениями в соответствии                                     со статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Департамент в отзыве с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, департамент в поступившем ходатайстве просил рассмотреть дело без участия его представителя, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со                                                       статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, общество 04.06.2019 обратилось в департамент с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по адресу: Вологодская область, город Великий Устюг, улица Красная, дом 98а.

Департамент на основании подпункта 3 пункта 3.2 статьи 19, статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) принял решение об отказе в выдаче обществу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 02.08.2019 № 07-4414/19.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту,                  во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции осуществляется в соответствии с Законом № 171-ФЗ.

Оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий   (пункт 1 статьи 11 Закона № 171-ФЗ).

Порядок выдачи лицензии закреплен в статье 19 того же Закона.

На основании пункта 17 статьи 19 упомянутого Закона лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.

Перечень документов, которые организация представляет в лицензирующий орган для получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установлен в пункте 3.2-2 статьи 19 Закона № 171-ФЗ.

Согласно пункту 3.3 статьи 19 настоящего Закона для получения организацией лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции не допускается требовать от такой организации документы, не предусмотренные пунктом 3.2-2 названной статьи.

На основании пункта 5 статьи 19 вышеназванного Закона документы, представленные заявителем в лицензирующий орган для получения лицензии на оборот алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ лицензирующим органом проводятся документарные и внеплановые выездные проверки соискателя лицензии, представившего заявление о продлении срока действия лицензии, предметом которых является проверка соответствия лицензионным требованиям помещений, зданий иных объектов, которые предполагается использовать лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 7 статьи 19 Закона № 171-ФЗ решение о выдаче лицензии на оборот алкогольной продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов.

Основания для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изложены в пункте 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ, к числу которых отнесены несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Закона; нарушение требований статьи 8 настоящего Закона; несоответствие производственных и складских помещений заявителя, осуществляющего производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), установленным требованиям; выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации.

Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче обществу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 02.08.2019 № 07-4414/19 явились следующие обстоятельства:

- общество не предоставило помещение по указанному адресу для обследования на соответствие его лицензионным требованиям;

- департамент получил сведения об отсутствии у общества  зарегистрированных прав на стационарный торговый объект по адресу: Вологодская область, город Великий Устюг, улица Красная, дом 98а;

-  у соискателя лицензии на момент подачи заявления о выдаче лицензии отсутствовало подключение программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации об обороте алкоголя к ЕГАИС.

При оценке указанных нарушений суд первой инстанции исходил из следующего.

Пунктом 10 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено что, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.2-2 статьи 19 вышеназванного Закона для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания заявитель представляет в лицензирующий орган в том числе документы, подтверждающие наличие у него стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.

В силу указанных норм такие документы должны быть представлены лицом, претендующим на получение лицензии, либо представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия по запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поскольку документ, относящийся к объекту недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), не представлен заявителем, департаментом по системе межведомственного электронного взаимодействия направлен запрос в Росреестр о представлении выписки из ЕГРН.

При этом департамент запросил выписку из ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества по адресу: город Великий Устюг, улица Красная, дом 98, корпус а, строение а. Также направлен запрос о предоставлении выписки по адресу: город Великий Устюг, улица Красная, дом 91, корпус а.

Росреестр направил в адрес департамента уведомление об отсутствии в ЕГРН сведений об объектах по указанным адресам.

Таким образом, департамент в адрес Росреестра направил запросы с некорректным указанием адреса объекта, который указан в заявлении на получение лицензии.

Суд первой инстанции из отзыва Росреестра установил, что 19.04.2019 зарегистрировано право субаренды в пользу ООО «Орион» на основании договора субаренды нежилого помещения и акта приема-передачи помещения от 21.03.2019. Сведения об объекте недвижимости, расположенном по адресу: город Великий Устюг, улица Красная, дом 98, корпус а, в ЕГРН отсутствуют.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что  общество имеет право субаренды на нежилое помещение по адресу:                          город Великий Устюг, улица Красная, дом 98а, зарегистрированное в ЕГРН с 19.04.2019.

Суд первой инстанции посчитал, что департамент не имел правовых оснований для отказа в предоставлении лицензии по основанию несоблюдения обществом обязательного требования, установленного подпунктом 2                       пункта 3.2-2 статьи 19 Закона № 171-ФЗ. Данный вывод суда в жалобе не оспаривается.

Одним из оснований для отказа вы выдаче лицензии,  согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ, является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Закона.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, лицензионным требованиям, установленным данным Законом, должны отвечать не только лицензиаты (то есть организации, уже осуществляющие деятельность по обороту алкогольной продукции), но и соискатели лицензий.

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

К лицензионным требованиям с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть отнесены требования о наличии у соискателя лицензии и у лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании и необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности.

В силу приведенных положений подпункта 1 пункта 9 статьи 19 и                пункта 4 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ лицензионные требования, которым должен соответствовать соискатель лицензии, установлены в статье 8 данного Закона.

Департаментом проведена документарная проверка, в ходе которой установлено, что на официальном сайте Росалкогольрегулирования отсутствуют данные о подключении торгового объекта ООО «Орион» по рассматриваемому адресу к системе ЕГАИС, что является нарушением лицензионных требований, предусмотренных статьей 8 Закона № 171-ФЗ.

Данное обстоятельство послужило основанием для принятия решения от 02.08.2019 № 07-4414/19 об отказе в выдаче лицензии.

Требованиями абзаца 16 пункта 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ определено, что программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции.

Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом, втором и восемнадцатом указанного пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.

В подпункте 2 пункта 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ указано, что требование абзаца 8 пункта 2 статьи 8 настоящего Закона не распространяется на учет объема розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Подпунктом 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ установлено, что оборот - это закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Закона.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их оборота, в том числе в случае розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Из пункта 2 статьи 14 Закона № 171-ФЗ следует, что учет объема оборота алкогольной продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 данного Закона.

Согласно подпункту 1 пункта 4 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (далее - Правила № 1459), организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, являются участниками единой информационной системы.

В силу пункта 2 данных Правил они не распространяются только на случаи учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанные в пункте 4 статьи 1 и в пункте 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ.

Пунктом 16 Правил № 1459 предусмотрено, что организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 23 - 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил.

В подпунктах 16 и 30 пункта 6 Правил № 1459 определено, что в ЕГАИС должна быть отражена информация о количестве (в штуках) закупаемой, хранимой алкогольной продукции, в том числе списанной, забракованной, возвращенной.

Абзацем 21 пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, запрещен.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, все без исключения организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, включая розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, обязаны  использовать программно-аппаратные средства и осуществлять учет объема оборота алкогольной продукции с фиксацией в ЕГАИС информации о закупе товара, ее последующем обороте (хранении). Исключение составляют лишь непосредственно факты продажи потребителям алкогольной продукции в рамках оказания услуг общественного питания.

В данном случае ООО «Орион» обратилось в департамент с заявлением о выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на предприятии общественного питания.

Следовательно, общество обязано соответствовать установленным данными нормами лицензионным требованиям по представлению сведений в ЕГАИС в части подтверждения закупки алкогольной продукции и ее хранении уже на момент принятия решения о предоставлении лицензии.

Обществом при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявлено о наличии необходимого оборудования для передачи информации о закупе и хранении алкогольной продукции в ЕГАИС, в подтверждение чего представлен  договор купли-продажи ноутбука LENOVO от 01.06.2019 № 5010.

Вместе с тем наличие ноутбука не свидетельствует о приобретении всего необходимого оборудования для передачи информации в ЕГАИС.

Состав информации, представляемой в ЕГАИС организациями, использующими оборудование для учета розничной продажи маркированной алкогольной продукции, определен в пунктах 6, 7 и 16 Правил № 1459.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016                   № 650 утверждены Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Требования № 650).

Согласно пункту 1 Требований № 650 технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС включают в себя:

а) программные средства единой информационной системы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка;

б) программно-аппаратные средства организаций, осуществляющих производство и (или) оборот алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 2 Требований при наличии у организации обособленных подразделений программно-аппаратные средства должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности).

Программные средства обеспечивают прием, фиксацию и передачу информации об объеме оборота алкогольной продукции, а также хранение указанной информации до даты розничной продажи алкогольной продукции, но не менее 5 лет. Программно-аппаратные средства включают в себя комплекс технических устройств и программное обеспечение                                              (пункты  3, 4 Требований № 650).

На основании пункта 11 Требований № 650 комплекс технических устройств, используемых организациями, осуществляющими оборот (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должен обеспечивать:

- считывание сведений об алкогольной продукции, нанесенных на акцизные марки и федеральные специальные марки;

- идентификацию и авторизацию организаций в ЕГАИС.

В соответствии с пунктом 13 Требований № 650 программное обеспечение должно осуществлять в том числе прием и передачу информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС.

ООО «Орион» не представлено доказательств приобретения оборудования для считывания сведений об алкогольной продукции, нанесенных на акцизные марки и федеральные специальные марки.

Ссылки заявителя на то, что обязанность по подключению к ЕГАИС до получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на предприятии общественного питания отсутствует, судом первой инстанции отклонены.

Анализ положений пункта 2 статьи 8, пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ, Правил № 1459 и Требований № 650 свидетельствует о том, что соискатель лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции должен на момент принятия решения о предоставлении лицензии и проведения лицензирующим органом соответствующей проверки соответствовать лицензионным требованиям в части наличия и использования программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации об обороте алкогольной продукции, что предполагает подключение соискателя лицензии к ЕГАИС.

Процесс подключения к системе ЕГАИС включает в себя получение программных средств ЕГАИС, их установку, настройку и регистрацию организации в системе. Подключение осуществляется самостоятельно, без направления заявлений в Росалкогольрегулирование.

Порядок подключения к системе ЕГАИС организации находится в общем доступе и размещен на информационном портале egais.ru.

Для подключения к системе ЕГАИС организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, они должны:

- приобрести или использовать имеющийся компьютер в соответствии с установленными требованиями;

- приобрести аппаратный крипто-ключ, соответствующий требованиям;

- записать на аппаратный крипто-ключ сертификат электронной подписи;

- войти в личный кабинет на портале http://egais.ru/.

На сайте Росалкогольрегулирования по состоянию на 02.08.2019  отсутствовали данные о подключении торгового объекта ООО «Орион», расположенного по адресу: Вологодская область, город Великий Устюг,                   улица Красная, дом 98а, к системе ЕГАИС.

МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Западному округу в ответе на запрос  суда от 25.02.2020 предоставило информацию о подключении торгового объекта ООО «Орион» по адресу: Вологодская область, город Великий Устюг, улица Красная, дом 91а, 16.09.2019 к системе ЕГАИС. Также сообщило, что информация об иных местах осуществления деятельности на территории Вологодской области отсутствует. Подключение организаций к ЕГАИС осуществляется самостоятельно в соответствии с информацией, размещенной на сайте Росалкогольрегулирования.

Отсутствие подключения к ЕГАИС по состоянию на 02.08.2019 по  адресу: Вологодская область, город Великий Устюг, улица Красная, дом 98а, обществом по существу не оспаривается, общество в заявлении и жалобе ссылается на отсутствие необходимости подключения к ЕГАИС до получения лицензии.

При этом суд первой инстанции учел, что представленные обществом распечатки из ЕГАИС свидетельствуют о подключении иных обособленных подразделений (по месту осуществления деятельности).

Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, обязанность по фиксации в ЕГАИС информации об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, является лицензионным требованием, соблюдение которого является обязательным для получения лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Установленный факт неподключения организации общественного питания (общества) к системе ЕГАИС указывает на явное несоответствие общества требованиям, которые предусмотрены                                                         статьями 8, 19 Закона № 171-ФЗ для организаций, стремящихся получить соответствующую лицензию, и  признан судом как основание для отказа в выдаче лицензии.

Доводы общества о нарушении порядка проведения проверки лица, претендующего на получение лицензии – соискателя лицензии, суд первой инстанции признал обоснованными в части  неизвещения общества об изменении даты проверки для проведения обследования торгового объекта по адресу: Вологодская область, город Великий Устюг, улица Красная, дом 98а, в связи с этим признал, что непредоставление торгового объекта для обследования не может быть основанием для отказа в предоставлении лицензии.

Нарушения в части уведомления общества о проведении проверки, ее сроках, непредставления ему акта проверки, апеллянт, ссылаясь на положения статьи 20 Закона № 294-ФЗ, считает грубыми, что, по его мнению, влечет незаконность результатов проверки.

В силу пункта 2 части 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении лицензионного контроля.

Согласно пункту 1.2 статьи 23 Закона № 171-ФЗ региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя:

лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Лицензионный контроль соискателей лицензии и лицензиатов осуществляется на основании статьи 23.2 Закона № 171-ФЗ, положения которой не предусматривают проведение проверок соискателей лицензии с применением норм Закона № 294-ФЗ.

На основании приказа департамента от 14.06.2019 № 0139/19-о назначена внеплановая выездная проверка по заявлению соискателя лицензии                               ООО «Орион». Период проверки с 14 июня по 3 июля 2019 года.

Мероприятия по достижению целей и задач проверки включают визуальный осмотр объекта и проверку документов на предмет наличия стационарных торговых объектов, наличия зарегистрированной контрольно-кассовой техники, наличие вывески организации, книги отзывов и предложений, правил продажи алкогольной продукции.

Департамент 25.06.2019 направил по адресу электронной почты общества уведомление о проведении проверки рассматриваемого торгового объекта. Общество 26.06.2019 направило в адрес департамента заявление об определении иной даты проверки, не ранее 28.06.2019.

Департамент провел внеплановую выездную проверку, о чем составлен акт от 27.06.2019. В акте отражено, что представители общества на проверку не явились.

По истечении срока, установленного приказом департамента                               от 14.06.2019 № 0139/19-о, в целях соблюдения прав и законных интересов соискателя лицензии принято решение о продлении срока рассмотрения документов от 03.07.2019.

На основании приказа департамента от 08.07.2019 № 0154/19-о назначена внеплановая выездная проверка по заявлению соискателя лицензии                                ООО «Орион». Период проверки с 8 по 26 июля 2019 года.

Представитель департамента 15.07.2019 по номеру телефона, указанному в заявлении соискателя лицензии, уведомил общество о проведении внеплановой проверки (обследования) рассматриваемого торгового объекта на предмет соблюдения лицензионным требованиям в соответствии с                             Законом № 171-ФЗ 16 июля 2019 года с 09 час 00 мин, о чем составлена телефонограмма.

По результатам проверки составлен акт от 17.07.2019, в котором отражено, что представители общества на проверку (обследование) не явились.

Вместе с тем в акте проверки (обследования) от 17.07.2019 (том 2,                           лист 14) указано, что проверка проводилась 17.07.2019 (точное время проверки не указано), однако не состоялась в связи с отсутствием представителя                              ООО «Орион».

Суд первой инстанции установил, что представитель департамента явился для проведения обследования 17.07.2019, не известив общество об изменении даты проверки, поэтому признал не соответствующим закону такое основание для отказа в выдаче лицензии, как непредставление торгового объекта для обследования.

Вместе с тем, как отразил суд первой инстанции, установление сведений о соответствии соискателя лицензии установленным требованиям определяется не только на основании проводимого обследования, но и на основании документов, сведений, информации, имеющихся в распоряжении лицензирующего органа, которые свидетельствуют о том, что у департамента имелись основания для отказа обществу в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Поскольку решением установлено такое основание для отказа в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на предприятии общественного питания, являющееся достаточным для принятия такого решения, как  отсутствие у соискателя лицензии подключения программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации об обороте алкоголя, к ЕГАИС, суд первой инстанции обоснованно признал, что решение об отказе в выдаче обществу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 02.08.2019 № 07-4414/19 соответствует Закону № 171-ФЗ и не нарушает права и законные интересы общества.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 февраля                 2020 года по делу № А13-20615/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Орион» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина