ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
26 июля 2021 года | г. Вологда | Дело № А13-220/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено июля 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1 по доверенности от 24.12.2020, от общества с ограниченной ответственностью «Бабушкинский союз предпринимателей» ФИО2 по доверенности от 22.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 марта 2021 года по делу № А13-220/2021,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Бабушкинский союз предпринимателей» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 161350, Вологодская область, Бабушкинский район, село имени Бабушкина, улица Мелиоративная, дом 2А; далее – общество, ООО «Бабушкинский союз предпринимателей») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее – департамент) о признании недействительным приказа от 02.12.2020 № 1415 «Об исключении инвестиционного проекта ООО «Бабушкинский союз предпринимателей» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов»,
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 123317, Москва, Пресненская набережная, дом 10, строение 2; далее – министерство, Минпромторг).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 марта 2021 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемый приказ признан недействительным, на департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, с департамента в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Департамент с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неверное истолкование положений постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2020 № 690 (далее – Постановление № 690), неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель департамента в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Министерство в отзыве поддержало жалобу департамента.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, приказом департамента от 01.11.2010 № 718 утверждена заявка общества на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Организация комплексной переработки древесины на базе ООО «Бабушкинский союз предпринимателей», в дальнейшем приказами утверждались заявки общества на внесение изменений в указанный инвестиционный проект.
Инвестиционный проект общества «Организация комплексной переработки древесины на базе ООО «Бабушкинский союз предпринимателей» приказом министерства от 21.12.2010 № 1264 включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Департаментом и обществом с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов заключен договор аренды лесных участков от 30.12.2010 № 02-02-16/409-2010 для заготовки древесины на территории Бабушкинского лесничества на общей площади 50 566 га.
Инвестиционный проект предусматривает создание объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (цех лесопиления, деревообработки, сушильного и котельного хозяйства, производственных мощностей по выпуску древесных брикетов), лесной инфраструктуры.
Департаментом 30.06.2020 совместно с Управлением Федеральной службы безопасности по Вологодской области и Управлением по борьбе с экономическими преступления и противодействии коррупции Управления Министерства внутренних дел по Вологодской области на основании пункта 27 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 (далее – Положение № 190), проведена выездная проверка общества, о чем составлен акт от 30.06.2020.
В ходе проверки установлено, что производственная деятельность не ведется на производственных площадках в деревне Логдуз и вблизи деревни Красота на протяжении длительного периода времени, деятельность на производственной площадке вблизи деревни Кулибарово ведется не на полную мощность, часть оборудования не установлена, и не используется. В ходе визуального осмотра производственных площадок не представлена часть оборудования для осмотра, заявленного в реестре инвестиций. В ходе проверки бухгалтерской отчетности установлено, что часть заявленного оборудования и техники не поставлена на учет в качестве основных средств. Здания и сооружения, заявленные в реестре инвестиций, состоят на бухгалтерском учете, лесовозные дороги, также отражены в отчетности и поставлены на учет. Техника, заявленная в реестре инвестиций, для осмотра не предоставлялась, так как, со слов учредителей, была задействована в производственных процессах на заготовке древесины и транспортировке готовой продукции. Наличие техники проверялось только по данным бухгалтерской отчетности. В ходе проверки на производственной площадке в деревне Кулибарово трудились работники общества в количестве 15 человек. Поэтапным графиком реализации инвестиционного проекта и структурой инвестиционных затрат по периодам реализации инвестиционного проекта заявленный объем инвестиций составляет 363 100 тыс. руб., фактически по итогам проверки подтверждено 329 909,16 тыс. руб.
Ввиду изложенного в акте предложено рассмотреть инвестиционный проект общества на межведомственной рабочей группе по совершенствованию контроля за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Вологодской области.
Указав, что обществом нарушено исполнение поквартального графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год, а также обязательства инвестора по количеству вновь создаваемых рабочих мест, объему и ассортименту выпускаемой продукции, департамент на основании пункта 27 Положения № 190 выдал обществу предписание от 18.08.2020 о необходимости в течение трех месяцев устранить выявленные нарушения в ходе реализации инвестиционного проекта и сообщить о принятых мерах в департамент.
Общество письмом от 18.11.2020 направило в департамент реестр «Объекты капитального строительства по инвестиционному проекту «Организация комплексной переработки древесины на базе ООО «Бабушкинский союз предпринимателей» и документы о финансировании проекта.
Департаментом проведена контрольная выездная проверка исполнения выданного обществу предписания, поквартального графика и достоверности отчетных данных в рамках реализации инвестиционного проекта общества, о чем составлен акт от 25.11.2020.
По результатам контрольной проверки департамент пришел к выводу о том, что общество ведет производственную деятельность не по всей номенклатуре продукции и не на полную мощность, выпуск древесных брикетов, мебельного щита и технологической щепы не осуществляется. В реестре инвестиционных вложений заявлено имущество учредителей общества на сумму 36,9 млн. руб., которое к собственности инвестора не относится, соответственно не может быть учтено в качестве инвестиционных вложений. Руководство общества отказалось предъявить к осмотру лесозаготовительный комплекс (экскаватор Volvo и форвардер Logset) и указать его местонахождение, не представляется возможным оценить наличие и состояние указанной техники.
На основании подпункта «д» пункта 19, пункта 32 Положения № 190 департаментом принят приказ от 02.12.2020 № 1415 «Об исключении инвестиционного проекта ООО «Бабушкинский союз предпринимателей» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».
Данный приказ направлен департаментом 02.12.2020 в Минпромторг для принятия решения об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов.
Минпромторгом на основании оспариваемого приказа департамента принят приказ от 16.12.2020 № 4421 «Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».
Общество не согласилось с приказом департамента от 02.12.2020 № 1415 и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме, при этом правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон № 39-ФЗ). Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в утвержденном им Положении № 190.
В силу пункта 2 Положения к инвестиционным проектам относятся инвестиционные проекты по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, и по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов.
Согласно пункту 4 Положения № 190 ведение перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, осуществляется Минпромторгом.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Положения № 190 заинтересованными органами в отношении инвестиционных проектов, реализуемых на лесных участках в границах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Вологодской области сответствующим органом является департамент.
В силу подпункта «д» пункта 7 Положения № 190 заявка инвестора должна содержать поквартальный график реализации инвестиционного проекта, содержащий наименование создаваемых объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, сроки их создания и (или) модернизации, сроки ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, сроки заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков, объемы заготовки древесины.
Подпунктом «д» пункта 19 Положения установлено, что нарушение инвестором исполнения поквартального графика более чем на 1 год является основанием для исключения инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, соблюдение поквартального графика реализации инвестиционного проекта предусмотрено как Положением № 190, так и действовавшим в период утверждения заявки общества постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».
Объектом контроля, осуществляемого заинтересованным органом, согласно пункту 27 Положения № 190, является выполнение обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком.
Отклонение от утвержденного поквартального графика является нарушением, влекущим выдачу предписания об устранении нарушений.
Приоритетный инвестиционный проект общества в области освоения лесов в таблице 3.1. содержит поэтапный план реализации инвестиционного проекта с указанием срока выполнения (год) и с 2015 года – поквартальный график реализации инвестиционного проекта с указанием объема инвестиций, вида и срока работ.
В данном случае нарушение обществом поквартального графика реализации инвестиционного проекта послужило основанием для проведения проверки и выдачи предписания в соответствии с пунктами 27, 32 Положения № 190.
Согласно подпункту «д» пункта 19 Положения № 190 одним из оснований, при наличии которых инвестиционный проект исключается из перечня инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя, является нарушение инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика более чем на 1 год.
В силу пункта 32 Положения № 190, в случае если возникли основания для исключения инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов, предусмотренные подпунктом «д» пункта 19 настоящего Положения, заинтересованный орган в течение 14 рабочих дней подготавливает предписание с указанием срока их устранения, при этом срок устранения нарушений по предписанию должен быть не менее 3 месяцев, но не более одного года, и в течение 5 рабочих дней направляет предписание в министерство на согласование. Министерство при поступлении предписания в течение 14 рабочих дней принимает решение о согласовании предписания либо об отказе в согласовании предписания с обоснованием причин отказа и направляет соответствующее решение в заинтересованный орган.
Заинтересованный орган при поступлении согласованного предписания в течение 5 рабочих дней направляет его инвестору. Одновременно с этим копия предписания направляется заинтересованным органом в министерство. В случае если нарушения были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган информирует об этом министерство в течение 10 рабочих дней со дня получения такой информации.
В случае если нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 14 рабочих дней со дня истечения указанного срока устранения нарушений принимает решение об исключении инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов и направляет его в министерство.
Таким образом, применительно к приведенным нормам выдача предписания направлена на предоставление инвестору возможности исполнить мероприятия, предусмотренные поквартальным графиком, по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, в течение соответствующего срока, который указан в предписании.
В данном случае департамент при издании оспариваемого приказа исходил из истечения срока, указанного в предписании – три месяца.
Вместе с тем департаментом не учтено, что в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российский Федерации от 23.02.2018 № 190, введенным Постановлением № 690, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции срок выполнения обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренный в период с 01.03.2020 по 01.03.2021 поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта и (или) предписанием о необходимости устранения нарушений, продлен на 6 месяцев со дня его наступления.
Суд первой инстанции верно отметил, что данная норма распространяется на инвестиционные проекты, сроки исполнения предписания по которым наступили после даты вступления в законную силу Постановления № 690, а срок исполнения обязательств инвестора, предусмотренный предписанием об устранении нарушений в период с 01.03.2020 по 01.03.2021 продлевается на 6 месяцев со дня его наступления.
Оснований полагать, что указанный увеличенный срок предоставлен департаментом заявителю в предписании от 18.08.2020, не имеется, учитывая, что в данном предписании срок устранения нарушений определен ответчиком в минимальной установленной пунктом 32 Положения № 190 продолжительности (3 месяца).
Как справедливо отметил суд первой инстанции, по смыслу Положения № 190 обязательным условием для принятия решения об исключении инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов является истечение установленного срока на исполнение предписания об устранении нарушений, предусмотренных подпунктом «д» пункта 19 Положения № 190.
Поскольку на момент принятия приказа от 02.12.2020 срок исполнения предписания от 18.08.2020, продленный на 6 месяцев в соответствии с Постановлением № 690, не истек, у департамента отсутствовали основания для проведения проверки исполнения предписания и принятия оспариваемого приказа. Указанное обстоятельство является достаточным основанием признания оспариваемого приказа недействительным.
Доводы департамента о том, что нарушение графика реализации инвестиционного проекта допущено обществом значительно ранее выдачи предписания (в 2016-2017 годах), не могут быть приняты, поскольку не свидетельствуют об отсутствии оснований не применять нормы пункта 32 Положения № 190.
Ссылка подателя жалобы на то, что положения Постановления № 690 не подлежат применению к предписанию от 18.08.2020, поскольку данное предписание не относится к выполнению обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, правильно отклонена судом первой инстанции как противоречащая пунктам 27, 32 Положения № 190.
Предписание от 18.08.2020 вынесено департаментом на основании пункта 27 указанного Положения, в силу которого объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком.
Ввиду изложенного применительно к нормам статьи 201 АПК РФ оснований для отказа в удовлетворении требований общества у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании правовых норм применительно к обстоятельствам настоящего дела, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие департамента с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 марта 2021 года по делу № А13-220/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Е.Н. Болдырева |
Судьи | А.Ю. Докшина Ю.В. Селиванова |