ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-2860/20 от 14.10.2020 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 октября 2020 года

г. Вологда

Дело № А13-2860/2020

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,

при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области               Комиссаровой А.В. по доверенности от 10.09.2020 № 59,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 августа 2020 года по делу № А13-2860/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Агроторг»                            (ОГРН 1027809237796, ИНН 7825706086; адрес: 191025, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 90/92; далее – общество, ООО «Агроторг») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576; адрес: 1600001, Вологодская область, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3;                          далее – управление, Росреестр) о признании незаконным уведомления                        от 29.01.2020 № 35/000/777/2020-6488.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05 августа             2020 года указанное уведомление признано не соответствующим положениям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).  На управление возложена обязанность в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке. С управления в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.  Считает, что соглашение об изменении и дополнении к договору аренды является сделкой, изменяющей отношения сторон, возникшие на основании ранее заключенного договора аренды, в  связи с этим  в случае государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, который, в свою очередь, зарегистрирован в установленном порядке, подлежат применению положения  подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), действующего с 01.01.2020 в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –              Закон № 325-ФЗ), предусматривающие уплату государственной пошлины в размере 22 000 руб.за государственную регистрацию любых сделок, подлежащих государственной регистрации.

Общество в  отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

ООО «Агроторг» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –              АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы,  суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 15.09.2016 управлением осуществлена государственная регистрация ограничения в виде аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности ООО «Вена» на основании долгосрочного договора аренды нежилого помещения от 05.11.2015 № 4684 (арендатор – ООО «Агроторг»).

Общество 22.01.2020 обратилась в управление с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 02.12.2019                № 5 к  названному договору аренды, касающегося  изменения порядка расчета между сторонами договора, в том числе размера арендной платы.

За государственную регистрацию указанных изменений, руководствуясь подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК, общество уплатило государственную пошлину в размере 1 000 рублей.

Управление уведомлением от 29.01.2020 № 35/000/777/2020-6488 не приняло к рассмотрению и возвратило представленные документы на основании пункта 3 статьи 25 Закона № 218-ФЗ в связи с отсутствием в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ –                        22 000 рублей, и отсутствием документа об уплате государственной пошлины в указанном размере.

Не согласившись с таким уведомлением Росреестра, общество оспорило его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных актов органов, осуществляющих публичные полномочия, являются несоответствие таких актов закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение ненормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН, реестр) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Согласно статье 17 Закона № 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с НК РФ.

В пункте 1 статьи 333.16 НК РФ определено, что государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 названного Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также за совершение прочих юридически значимых действий установлены статьей 333.33 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

Пунктом 3 части 1 статьи 25 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах,  и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

По мнению управления, при обращении 22.01.2020 с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 02.12.2019                  № 5 к долгосрочному договору аренды нежилого помещения от 05.11.2015             № 4684 об изменении арендной платы общество обязано уплатить государственную пошлину по подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (действующему с 01.01.2020 в редакции Закона № 325-ФЗ) в размере                   22 000 рублей.

Действительно, согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, действующему с 01.01.2020 в редакции Закона № 325-ФЗ,  за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 – 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта, организации уплачивают государственную пошлину в размере 22 000 рублей.

В свою очередь, подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в той же редакции) за внесение изменений в записи ЕГРН о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 28.1 настоящего пункта, размер государственной пошлины для организаций установлен в размере  1 000 рублей.

Особенности осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества определены статьей 51 Закона № 218-ФЗ, согласно части 1 которой государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.

Вопрос о необходимости государственной регистрации изменений и дополнений к подлежащим регистрации сделкам с недвижимостью в гражданском законодательстве не урегулирован.

Вместе с тем, обязательства сторон считаются измененными с момента заключения соглашения о внесении изменений в договор, который должен определяться по правилам, установленным для заключения самого договора.

Согласно пункту 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным и вступает в силу с момента регистрации (если иное не установлено законом).

Таким образом, и дополнительное соглашение о внесении изменений в договор считается вступившим в силу с момента государственной регистрации его как сделки.

Согласно пункту 95 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России                         от 16.12.2015 № 943 (далее – Приказ № 943), сведения о размере арендной платы (цене сделки) вносятся в запись о сделке – государственной регистрации договора аренды.

Согласно пункту 97 Приказа № 943 при изменении договора аренды на основании соглашения сторон договора в реестр прав на недвижимость вносятся: запись о сделке – государственной регистрации соглашения; в порядке, предусмотренном пунктом 15 Порядка, изменения в существующие запись о сделке – государственной регистрации договора аренды, запись об ограничении (обременении) – государственной регистрации ограничения права и обременения объекта недвижимости арендой, в случае если условия соглашения об изменении договора аренды приводят к изменению существующих записей о сделке и об ограничении (обременении).

Следовательно, при изменении договора аренды на основании соглашения сторон договора не во всех случаях необходимо внесение записи о сделке.

Из материалов дела следует, что исходя из условий дополнительного соглашения, в данном случае изменяются лишь сведения о размере арендной платы, согласованные в ранее зарегистрированном договоре аренды недвижимого имущества.

Вопреки доводам подателя жалобы,  в рассматриваемом случае дополнительное соглашение к договору не является самостоятельным основанием возникновения права аренды и, как следствие, возникновения в отношении объекта недвижимости обременения в виде аренды, а его заключение к уже действующему договору аренды недвижимого имущества влечет только необходимость внесения изменений в записи ЕГРН.

С учетом вышеприведенных положений пунктов 95, 97 Приказа № 943, государственная регистрация рассматриваемого дополнительного соглашения сводится исключительно к изменению существующей записи о сделке – государственной регистрации договора аренды (в части размера арендной платы). Поскольку на основании дополнительного соглашения не требуется государственной регистрации сделки в отношении объекта недвижимости, внесение в реестр указанной в пункте 97 Приказа № 943 новой записи о           сделке – государственной регистрации соглашения, не осуществляется.

Суд первой инстанции с учетом анализа норм подпунктов 22, 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ верно отметил, что положения подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ не подлежат применению в случае внесения изменений исключительно в существующие записи ЕГРН  о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества. В этом случае применению подлежат положения подпункта 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

Следовательно, государственная регистрация дополнительного соглашения к договору аренды об изменении арендной платы должна оплачиваться государственной пошлиной в размере, определенном подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

Также судом правомерно учтено, что на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости» размещен Порядок уплаты государственной пошлины и размеры государственной пошлины (далее – Порядок) за совершаемые Росреестром юридически значимые действия. Данный Порядок согласован с Минфином России.

Пунктом 18 этого Порядка предусмотрено, что за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды (за исключением сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения) государственная пошлина уплачивается организацией в размере, установленном подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России                     от 04.03.2020 № 03-05-06-03/16051.

При этом, как усматривается в материалах дела, при обращении в управление с соответствующим заявлением о регистрации дополнительного соглашения к договору аренды государственная пошлина в указанном размере уплачена обществом платежным поручением от 17.01.2020 № 60130.

В связи с изложенным,  суд первой  инстанции правомерно признал  недействительным уведомления управления о возврате документов                            от 29.01.2020 № 35/000/777/2020-6488.  

Способ устранения нарушенных прав и законных интересов общества определен судом с учетом требований пункта  3 части 5 статьи 201 АПК РФ.

Выводы суда, изложенные в решении от 05.08.2020, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.

Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.

Оснований для отмены судебного акта не усматривается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 августа                      2020 года по делу № А13-2860/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.А. Алимова

Е.Н. Болдырева