ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
12 октября 2022 года
г. Вологда
Дело № А13-3795/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 октября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зреляковой Л.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Аквалайн» ФИО1 по доверенности от 02.06.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 июля 2022 года по делу № А13-3795/2022,
у с т а н о в и л:
Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (адрес: 162605, <...>; ОГРН <***>, ИНН<***>; далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Аквалайн» (адрес: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН<***>; далее – Общество) о возложении на Общество обязанности разработать проект рекультивации полигона ТБО, расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Ягановский сельсовет, в 1020 м на юго-запад от с. Яганово в срок до 01.12.2022; о возложении на Общество обязанности провести полную рекультивацию полигона ТБО, расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Ягановский сельсовет, в 1020 м на юго-запад от с. Яганово в срок до 01.12.2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены внешний управляющий общества с ограниченной ответственностью «АкваЛайн» ФИО2, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Решением суда от 21 июля 2022 года в удовлетворении иска отказано.
Комитет с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Считает, что прекращение действия договора аренды полигона не прекращает обязательства ответчика по закрытию и рекультивации полигона ТБО.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.08.2015 Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества № 434, по условиям которого во временное владение и пользование арендатору передан полигон ТБО, расположенный по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Ягановский сельсовет, в 1020 м на юго-запад от с. Яганово, сроком до 02.08.2020.
Проектная мощность (срок эксплуатации) полигона 17 лет.
Полигон введен в эксплуатацию в 2003 году, вместимость полигона 8700 куб. м, а размещено отходов - 14273,8 куб. м (2835,45 т).
Таким образом, параметры полигона ТБО свидетельствуют о невозможности его дальнейшей эксплуатации.
Соглашением от 23.12.2020 стороны расторгли договор аренды полигона ТБО, эксплуатация полигона прекращена.
Комитетом в адрес Общества направлено требование о разработке проекта рекультивации полигона ТБО в районе с. Яганово и проведении его рекультивации.
Отказ ответчика от рекультивации (письмо от 21.02.2022) послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования Комитета неправомерными.
Апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об обходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу пунктов 2, 4 статьи 39 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
Статьей 77 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил рекультивация земель – это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Как указано в пункте 5 Правил, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков; б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством); в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 8 Правил рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
В соответствии с пунктом 7.1 государственного стандарта «ГОСТ Р56598-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2015 № 1419-ст, закрытие полигона по захоронению отходов допускается только после получения разрешения компетентного органа государственной власти.
Согласно пункту 7.3 ГОСТа Р56598-2015 после закрытия полигона владелец полигона осуществляет рекультивацию территории и проводит мониторинг выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса.
В пунктах 7.4, 7.8 ГОСТа Р56598-2015 предусмотрено, что рекультивация полигонов содержит комплекс природоохранных и инженерно-технических мероприятий, направленных на восстановление территорий, занятых под полигон, с целью дальнейшего их использования. Рекультивация полигонов выполняется в два этапа, включая инженерно-технический и биологический.
Пунктом 7.7 ГОСТа Р56598-2015 установлено, что рекультивацию территории полигона проводит организация, эксплуатирующая полигон, на основании предварительного разрешения на проведение работ компетентного органа государственной власти с участием предприятия, выполняющего дальнейшее использование земель.
По смыслу пункта 4 статьи 12 Закона № 89-ФЗ восстановление нарушенных объектами размещения отходов земель (рекультивация) проводится только после окончания эксплуатации этих объектов.
На основании приказа Росприроднадзора от 17.01.2022 N 22 спорный полигон твердых бытовых отходов исключен из государственного реестра объектов размещения.
В силу пункта 3.2 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, рекультивация проводится по окончании стабилизации закрытых полигонов - процесса упрочнения свалочного грунта, достижения им постоянного устойчивого состояния.
Сроки стабилизации закрытых полигонов установлен в таблице 3.1 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996.
Из материалов дела видно, что правовые взаимоотношения по использованию полигона между сторонами прекращены 23.12.2020. В Соглашении о расторжении договора отражено, что все расчеты между сторонами завершены.
Согласно акту осмотра от 23.12.2020 по итогам выезда на полигон установлено, что территория полигона оканавлена, Обществом восстановлены наблюдательные скважины в количестве 2-х штук; въезд на полигон перекрыт бетонными блоками, имеется шлагбаум; полигон не эксплуатируется. Сведений о деградации земель в акте не отражено.
Согласно акту осмотра полигона от 05.08.2021, проведенного комиссией в составе сотрудников отдела экологического контроля Администрации, земельный участок с кадастровым номером 35:22:0106026:13 полностью зарос густой растительностью; высота растительности составляет ориентировочно от 0,5 м до 2,5 м. Отходов производства и потребления на территории участка и за его пределами не обнаружено; какие-либо запахи отсутствуют.
В результате проведенного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды территории полигона установлено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов (полигона) (листы 75–77).
Аналогичные обстоятельства зафиксированы и в акте осмотра от 22.11.2021 (листы 78–80).
Поскольку доказательств того, что деятельность Общества привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), в материалы дела не представлено, в иске отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба Комитета удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 июля 2022 года по делу № А13-3795/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобуКомитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н. Шадрина
Судьи
А.Я. Зайцева
Л.В. Зрелякова