ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-5022/20 от 28.01.2021 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 февраля 2021 года

г. Вологда

Дело № А13-5022/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.

В полном объёме постановление изготовлено 03 февраля 2021 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,

при участии от открытого акционерного общества «Череповецкое карьерное управление» ФИО1 по доверенности от 16.11.2020, от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области ФИО2 по доверенности от 11.01.2021 № 1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 ноября 2020 года по делу № А13-5022/2020,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Череповецкое карьерное управление» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 162620, <...>; далее - ОАО «ЧКУ», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 160000, <...>; далее - департамент) об отмене постановления от 24.03.2020 № 102, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (адрес: 160000, <...>; далее - управление).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12 ноября 2020 года по делу № А13-5022/2020 заявленные требования удовлетворены.

Департамент с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что управление при согласовании планов развития горных работ превысило свои полномочия в части требований, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а также согласованного и утвержденного департаментом проекта разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в частности, при согласовании планов развития горных работ по месторождению «Абакановское» не учитывалось, что действие проекта разработки закончилось в 2018 году. Считает, что на период с 2019 года управление не имело права согласовывать планы развития горных работ месторождения «Абакановское», не потребовав от недропользователя актуальной редакции проекта разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

От общества, управления отзывы на апелляционную жалобу не поступили. Представитель общества в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей общества, департамента, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой с участием должностного лица департамента 31.01.2020 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при разработке месторождения «Абакановское».

По результатам проверки должностным лицом департамента составлена и 14.02.2020 представлена в Череповецкую межрайонную природоохранную прокуратуру справка об участии в проверке (том 1, листы 122-132).

Заместителем Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора (далее – прокурор) по выявленному в ходе проверки факту пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, вынесено постановление от 19.02.2020 о возбуждении в отношении общества дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

В названном постановлении отражено, что у общества в целях добычи и переработки нерудных строительных материалов с получением щебня, гравия, песчано-гравийного материала на Абакановском месторождении в Череповецком районе Вологодской области в 22 км северо-западнее г. Череповца (далее – месторождение «Абакановское») имеется лицензия ВОЛ 00394 ТЭ, выданная 19.10.1998 управлением по геологии и использованию недр Вологодский территориальный геологический фонд (далее - лицензия).

Согласно пункту 6 вышеуказанной лицензии объем добычи валунно-гравийно-песчаного материала на месторождении «Абакановское» составляет 150 тыс. куб. м. Объем может меняться недропользователем в большую или меньшую сторону при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых предоставлена настоящая лицензия, но не должен превышать проектную мощность карьера.

В соответствии с планом развития горных работ по месторождению «Абакановское» на декабрь 2019 года, утвержденным управлением (протокол от 05.12.2019 № 3; далее - план развития горных работ), ОАО «ЧКУ» объем добычи увеличен до 350 тыс. куб. м.

Кроме того, в постановлении прокурора от 19.02.2020 указано, что обществом добыча недр осуществлялась не в соответствии с вышеуказанным планом развития горных работ. Так, согласно отчету по форме 5-гр за 2019 год обществом на месторождении «Абакановское» добыто всего 181,6 тыс. куб. м.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 лицензии на месторождении «Абакановское» ОАО «ЧКУ» обязано проводить добычу полезного ископаемого в соответствии с проектом разработки Абакановского месторождения, согласованного с управлением Северного округа Госгортехнадзора России, который разработан институтом «Мосбассгипрошахт» 1969 году г. Тула (далее – Технический проект разработки месторождения).

Кроме того прокуратурой установлено, что общество в настоящее время производство работ по добыче недр на месторождении «Абакановское» осуществляется не в соответствии с Техническим проектом разработки месторождения.

Так, согласно тому 1 вышеуказанного Технического проекта для разработки месторождения «Абакановское» допускается использовать следующую технику: экскаватор Э-1251 типа «Прямая лопата», Драглайн ЭШ-6/60, Бульдозер Д-271.

Вместе с тем вышеуказанная техника на месторождении «Абакановское» не применяется, в связи с тем, что данная техника не производится. Технический проект разработки месторождения, содержащий актуальные сведения, отсутствует.

Старший государственный инспектор Вологодской области в области охраны окружающей среды – главный специалист отдела геологии и использования недр департамента, рассмотрев дело об административном правонарушении, вынес постановление от 24.03.2020 № 102, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Общество не согласилось с вышеуказанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.

Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Отношения, возникающие в связи с использованием недр на территории Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Согласно пункту 14 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118, требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.06.2010 № 218 (далее – Требования № 218).

В пункте 3 раздела I «Требования к структуре проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых» приложения к Требования № 218 определены технические решения, регламентирующие деятельность шахт (рудников) (А) и карьеров (разрезов) (Б).

В пункте 16 раздела I Требований № 218 определены графические приложения и документация. В соответствии с названным пунктом проектная документация на разработку общераспространенных полезных ископаемых составляется по упрощенной структуре и не включает следующие разделы: 3А; 3Б9.

Разделы 2, 4, 8, 9, 10 проектной документации на разработку общераспространенных полезных ископаемых по решению пользователя недр могут не содержать подразделов.

Согласно пункту 2 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814 (далее – Правила № 814), планы и схемы развития горных работ подготавливаются по видам полезных ископаемых (твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье, подземные воды, общераспространенные полезные ископаемые) и содержат мероприятия по выполнению требований законодательства Российской Федерации о недрах и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также сведения о потерях полезных ископаемых.

На основании пункта 3 Правил № 814 планы и схемы развития горных работ определяют направления развития горных работ, условия, технические и технологические решения при эксплуатации объектов ведения горных работ, объемы добычи и переработки полезных ископаемых.

В силу пункта 4 указанных Правил планы и схемы развития горных работ составляются в отношении следующих видов горных работ - вскрышные, подготовительные, рекультивационные, маркшейдерские, работы по добыче полезных ископаемых и работы, связанные с первичной переработкой минерального сырья.

Согласно пункту 9 Правил № 814 планы и схемы развития горных работ до их утверждения подлежат согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - орган государственного горного надзора).

На основании пункта 10 Правил № 814 в случае изменения условий лицензии на пользование недрами и условий, предусмотренных проектной документацией, в планы и схемы развития горных работ вносятся изменения, связанные с обеспечением безопасного пользования недрами, соблюдения пользователем недр требований по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, прогнозированию и предупреждению опасных ситуаций с соответствующей корректировкой технических и технологических решений, параметров и показателей горных разработок. Указанные изменения согласовываются с органом государственного горного надзора в порядке, установленном настоящими Правилами, и утверждаются руководителем организации - пользователя недр до начала производства работ.

В соответствии с пунктом 8.8 Требований к планам и схемам развития горных работ в части подготовки, содержания и оформления графической части и пояснительной записки с табличными материалами по видам полезных ископаемых, графику рассмотрения планов и схем развития горных работ, решению о согласовании либо отказе в согласовании планов и схем развития горных работ, форме заявления пользователя недр о согласовании планов и схем развития горных работ, утвержденных приказом Ростехнадзора от 29.09.2017 № 401 (далее – Приказ № 401) планы (схемы) в отношении видов горных работ должны содержать мероприятия (производственные программы, планы, графики) в области промышленной безопасности, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, включая обоснования и технические (технологические) решения, которые должны обеспечивать показатели уровня (объема) добычи полезных ископаемых с допустимыми отклонениями при обеспечении требований безопасного недропользования, объемов потерь при их переработке (подготовке), учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых.

Согласно пункту 26.3 Приказа № 401 пояснительная записка планов, по решению пользователя недр, должна включать обоснования объемов добычи полезных ископаемых с допустимыми отклонениями от планируемых величин и (или) определенных лицензией на пользование недрами, проектной документацией.

Пунктом 9 Приказа № 401 предусмотрено, что в случаях изменения геологических, гидрогеологических, горнотехнических, экономических и иных условий пользования недрами, включая увеличение (уменьшение) объемов (уровней) добычи полезных ископаемых от предусмотренных, в том числе в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр (далее - проектная документация), планы (схемы) и (или) изменения (дополнения), вносимые в планы (схемы), должны включать (содержать) дополнительные мероприятия, обеспечивающие безопасное пользование недрами, соблюдение пользователем недр требований по технологии ведения работ, прогнозированию и предупреждению опасных ситуаций с соответствующей корректировкой технических и технологических решений, а также параметров и показателей горных разработок, установленных проектной документацией (далее - обоснование соблюдения условий безопасного недропользования).

Согласно оспариваемому постановлению основанием для привлечения общества к административной ответственности послужили факт пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а также добыча недр с нарушением плана развития горных работ и проекта разработки месторождения.

Из материалов дела следует, что ОАО «ЧКУ» 19.10.1998 выдана лицензия серии ВОЛ № 00394 вид - ТЭ на право пользования недрами, а именно: на добычу и переработку нерудных строительных материалов с получением щебня, гравия, песчано-гравийного материала на Абакановском месторождении (участок недр, имеющий статус горного отвода, расположен в Череповецком районе Вологодской области, в 22 км северо-западнее г.Череповца), которая зарегистрирована Управлением по геологии и использованию недр (Вологодский территориальный геологический фонд), с учетом решения департамента от 28.09.2018 № 92 и приложения 7 к названной лицензии действует до 19.10.2028 (том 1, листы 64-65, 73-74, 75).

В пункте 6 приложения 3 к лицензии указано, что среднегодовой объем добычи валунно-гравийно-песчаного материала на месторождении на срок действия лицензии 150 тыс. куб. м. Он может меняться недропользователем в большую или меньшую сторону при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых предоставлена настоящая лицензия, но не должен превышать проектную среднегодовую мощность карьера (том 1, листы 117-121).

Согласно подпункта 3 пункта 7 приложения 3 к лицензии недропользователь обязан проводить добычу полезного ископаемого в соответствии с проектом разработки Абакановского месторождения, годовыми планами развития горных работ, согласованными с управлением Северного округа Госгортехнадзора России.

Согласно тому 1 проекта разработки Абакановского месторождения, согласованного с управлением Северного округа Госгортехнадзора России, который разработан институтом «Мосбассгипрошахт» 1969 году г. Тула, для разработки месторождения «Абакановское» допускается использовать следующую технику: экскаватор Э-1251 типа «Прямая лопата», Драглайн ЭШ-6/60, Бульдозер Д-271.

Уточненные границы горного отвода зафиксированы в горноотводном акте к лицензии на пользование недрами, выданном 21.12.2018 департаментом со сроком действия до 19.10.2028 и внесенном в реестр управления за № 35-2835-0030 (том 1, листы 76-82).

Управлением согласован план развития горных работ на 2019 год по месторождению «Абакановское» Череповецкого района с объемом планируемой добычи валунно-гравийного-песчаного материала 150 тыс. куб. м (протокол от 15.07.2019 № 99 технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ ОАО «ЧКУ» на 2019 год; том 2, листы 14-17), позднее этим же органом согласовано представленное обществом дополнение к плану развития горных работ по месторождению «Абакановское» на 2019 год, в соответствии с которым планировалось увеличить уровень годовой добычи до 350 тыс. куб. м (протокол от 05.12.2019 № 103 технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ ОАО «ЧКУ» на декабрь 2019 года; том 2, листы 47-49).

Фактическая на 01.12.2019 добыча валунно-гравийного-песчаного материала составила 84,1 тыс. куб. м, за весь 2019 год - 181,6 тыс. куб. м.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что добыча обществом меньшего объема полезных ископаемых не свидетельствует о нарушении условий лицензии на пользование недрами.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что добыча валунно-гравийного-песчаного материала в большем объеме, чем указано в лицензии на право пользования недрами (150 тыс. куб. м), является допустимым, поскольку, как указывалось ранее, согласно пункту 6 приложения 3 к лицензии среднегодовой объем добычи валунно-гравийно-песчаного материала на месторождении может меняться недропользователем в большую или меньшую сторону при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых предоставлена настоящая лицензия, но не должен превышать проектную среднегодовую мощность карьера.

Согласно оспариваемому постановлению обществу в вину вменяется также осуществление добычи недр с нарушением проекта разработки Абакановского месторождения, выразившееся в том, что техника, указанная в названном проекте, не применяется.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что использование обществом карьерной техники, указанной в плане развития горных работ на 2019 год по месторождению «Абакановское», также не является нарушением условий лицензии, поскольку в плане развития горных работ приведено обоснование соблюдения условий безопасного недропользования согласно пункту 34 Приказа № 401.

На основании пункта 34 Приказа № 401 в случаях отклонения от установленных лицензией на пользование недрами, проектной документацией и (или) нормативными правовыми актами уровней добычи полезных ископаемых, корректировки технических и технологических решений, параметров и показателей горных разработок, решений по составу технологического оборудования, технических устройств пояснительная записка планов (схем) должна включать сведения о причинах таких отклонений и соответствующее обоснование соблюдения условий безопасного недропользования на предстоящий период.

Как верно указал суд первой инстанции, из вышеприведенных норм Приказа № 401 следует, что допускаются случаи отклонения уровней добычи полезных ископаемых, технических и технологических решений, параметров и показателей горных разработок, решений по составу технологического оборудования, технических устройств от соответствующих показателей, установленных лицензией на пользование недрами, проектной документацией. В этих случаях сведения о причинах таких отклонений и соответствующее обоснование соблюдения условий безопасного недропользования на предстоящий период подлежат указанию в пояснительной записке планов (схем), а планы (схемы) и (или) изменения (дополнения), вносимые в планы (схемы), должны включать (содержать) обоснование соблюдения условий безопасного недропользования.

Суд первой инстанции указал, что положения пункта 6 Правил № 814 о том, что планы и схемы развития горных работ составляются на основе утвержденных в установленном порядке технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, условий лицензий на пользование недрами, соглашений о разделе продукции и нормативных требований в сфере недропользования, на которые ссылается департамент, не устанавливают запрет на предусмотренные пунктами 9, 34 Приказа № 401 случаи отклонений.

Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 27 июля 2020 года по делу № 12-64/2020 постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Вологодской области, главного специалиста отдела геологии и использования недр департамента ФИО3 от 24.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главного инженера ОАО «ЧКУ» ФИО4 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения (том 2, листы 111-116).

Согласно названному решению Череповецкого районного суда вина должностного лица – главного инженера ОАО «ЧКУ» ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, отсутствует. Судом установлено, что план развития горных работ по месторождению «Абакановское» на декабрь 2019 года согласован протоколом от 15.07.2019 с объемом планируемой добычи ПГМ 150 тыс. куб. м, а дополнение к плану развития горных работ на 2019 год, которым запланировано увеличить уровень годовой добычи до 350 тыс. куб. м, – протоколом от 05.12.2019 № 103; фактическая добыча составила 181,6 тыс. куб. м. Среднегодовой объем добычи валунно-гравийно-песчаного материала, предусмотренный в лицензии, составляет 150 тыс. куб. м, может меняться недропользователем в большую или меньшую сторону, но не должен превышать проектную среднегодовую мощность карьера – 650 тыс. куб. м. В связи с чем Череповецкий районный суд пришел к выводу о том, что добыча предприятием меньшего объема полезных ископаемых не является нарушением условий на пользование недрами. Череповецким районным судом также установлено, что в плане развития горных работ приведено обоснование соблюдения условий безопасного недропользования согласно пункту 34 Приказа № 401. В связи с этим данный суд пришел к выводу о том, что использование предприятием карьерной техники, указанной в плане развития горных работ на 2019 год по месторождению «Абакановское», также не является нарушением условий лицензии.

Довод апеллянта об осуществлении обществом добычи недр с нарушением проекта разработки Абакановского месторождения, выразившееся в том, что техника, указанная в названном проекте не применяется, отклоняется коллегией судей на основании следующего.

Согласно пункту 16 Требований № 218 проектная документация на разработку общераспространенных полезных ископаемых составляется по упрощенной структуре и не включает следующие разделы: 3А; 3Б9. Разделы 2, 4, 8, 9, 10 проектной документации на разработку общераспространенных полезных ископаемых по решению пользователя недр могут не содержать подразделов.

Требования к технике отражаются в пункте 6 раздела 3Б, следовательно, согласно действующему законодательству, могут не отражаться в проектной документации.

В планах развития горных работ на 2019 год, на декабрь 2019 года в разделе 4.3 «Технология и организация горных работ», утвержденных управлением, отражена иная техника, применяемая обществом.

Департамент в апелляционной жалобе сослался на то, что управлением при согласовании планов развития горных работ не учитывалось, что действие проекта разработки месторождения «Абакановского», разработанного в 1969 году, закончилось в 2018 году.

Данный довод не принимается коллегией судей на основании следующего.

В пункте 3 на странице 24 проектного задания, подготовленного в марте 1969 года, отражено, что с учетом развития и затухания добычи срок службы карьера принимается за 48 лет (том 2, лист 118).

Вместе с тем подателем жалобы не учтено, что карьер начал эксплуатироваться в 1973 году, с учетом которого действие проекта разработки заканчивается в 2021 году.

Решением департамента от 28.09.2018 № 92 срок лицензии продлен до 19.10.2028 (том 1, лист 75).

Кроме того, доводов о прекращении действия проекта разработки месторождения в 2018 году в оспариваемом постановлении от 24.03.2020 № 102 не имеется.

Таким образом, указанных в постановлении об административном правонарушении нарушений обществом не допущено.

С учетом вышеизложенного является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик не доказал наличие в деянии общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Отсутствие события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования и признал незаконным оспариваемое постановление.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 ноября 2020 года по делу № А13-5022/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина