ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
http://14aas.arbitr.ru
18 января 2017 года | г. Вологда | Дело № А13-5734/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2017 года .
В полном объеме постановление изготовлено января 2017 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от индивидуального предпринимателя ФИО1 его представителя ФИО2 по доверенности от 05.04.2016, от Департамента имущественных отношений Вологодской области ФИО3 по доверенности от 10.01.2017 № 11-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской областина решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 сентября 2016 годапо делу № А13-5734/2016 (судьяМамонова А.Е.),
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (место жительства: город Вологда; ОГРНИП <***>, ИНН <***>) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Департаменту имущественных отношений Вологодской области (место нахождения: 160000, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – департамент) о признании незаконным решения Квалификационной комиссии Вологодской области по проведению аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам (далее – квалификационная комиссия), оформленного протоколом от 03.03.2016 № 35-2016- 399-Н.
Определением от 14 июня 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ассоциация саморегулируемой организации «Объединение профессионалов кадастровой деятельности» (место нахождения: 127055, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – ассоциация).
Определением от 22 сентября 2016 года ранее указанные предпринимателем в качестве соответчиков Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – управление), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (место нахождения: 107078, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – учреждение) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (место нахождения: <...>) по ходатайству заявителя исключены из состава соответчиков и привлечены к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражный суд Вологодской области от 29 сентября 2016 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение департамента признано незаконным.
Департамент с таким судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Указывает на то, что уведомление представлено ФИО1 с нарушение срока, следовательно у квалификационной комиссии возникли законные основания для принятия оспариваемого решения. Полагает, что суд, ссылаясь на пробел в законодательстве, связанный с передачей прав и обязанностей квалификационной комиссии в связи с ее ликвидацией, неправомерно привлек департамент в качестве единственного ответчика по делу и взыскал с него в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Предприниматель ФИО1 в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Ассоциация, управление, учреждение надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, от учреждения поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей предпринимателя и департамента, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании квалификационного аттестата от 08.08.2011 № 35-11168 предприниматель ФИО1 осуществлял деятельность кадастрового инженера.
В департамент поступило уведомление ФИО1 от 12.01.2016 о внесении сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров, касающихся прекращения трудовых отношений с тремя организациями, в которых заявитель работал кадастровым инженером по трудовым договорам, и начале указанной деятельности в статусе индивидуального предпринимателя.
Названное уведомление зарегистрировано в департаменте 13.01.2016 за входящим номером 34-00137/16.
Письмом от 04.02.2016 № их.34-0690/16 департамент направил в квалификационную комиссию сведения о кадастровом инженере ФИО1, представившем уведомление с нарушением срока.
По результатам рассмотрения полученной информации на заседании 03.03.2016 квалификационная комиссия приняла решение аннулировать квалификационный аттестат ФИО1 со ссылкой на пункт 5 части 7 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», что отражено в протоколе заседания комиссии от 03.03.2016 №35-2016-399-Н.
Не согласившись с вынесенным решением комиссии, изложенном в протоколе заседания от 03.03.2016 №35-2016-399-Н, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции удовлетворении заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Федеральный закон от 24.07.2007 № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
На основании части 1 статьи 29 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона № 221-ФЗ кадастровой деятельностью признаются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных настоящим Федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 29 Закона № 221-ФЗ квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выдаче квалификационных аттестатов используют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока, территории его действия и является документом единого федерального образца. При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами.
Как следует из части 8 статьи 29 Закона № 221-ФЗ, что решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается квалификационной комиссией. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет копию решения об аннулировании такого квалификационного аттестата в течение одного рабочего дня со дня принятия данного решения в орган кадастрового учета, а также лицу, квалификационный аттестат которого в соответствии с данным решением аннулирован. Данная копия должна быть заверена должностным лицом указанного органа исполнительной власти. Квалификационный аттестат признается аннулированным и, следовательно, не действующим со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании квалификационного аттестата в судебном порядке.
В статье 30 Закона № 221-ФЗ определено, что государственный реестр кадастровых инженеров ведется органом кадастрового учета (часть 1). Орган кадастрового учета вносит в государственный реестр кадастровых инженеров сведения об аннулировании квалификационного аттестата в срок не более чем два рабочих дня со дня получения указанной в части 8 статьи 29 настоящего Федерального закона копии решения (часть 4).
Согласно части 6 статьи 29 Закона № 221-ФЗ состав и порядок работы квалификационной комиссии, перечень документов, необходимых для получения квалификационного аттестата, порядок выдачи квалификационных аттестатов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 22.01.2010 № 23 (действовавшим до 11.09.2016) утверждено Положение о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера (далее – Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что квалификационная комиссия является постоянно действующим органом, формируемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на выдачу квалификационных аттестатов кадастровых инженеров (далее – уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Основными задачами квалификационной комиссии, в силу пунктов 3 и 4 Положения, являются проведение квалификационных экзаменов и рассмотрение обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров. В связи с этим в функции Комиссии входит принятие решений об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера.
В соответствии с пунктом 8 Положения квалификационная комиссия формируется из числа представителей уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (два члена комиссии), представителей территориального органа кадастрового учета по соответствующему субъекту Российской Федерации (один член комиссии) и структурного подразделения (филиал), подведомственного органу кадастрового учета федерального государственного бюджетного учреждения по соответствующему субъекту Российской Федерации (один член комиссии), а также представителей созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации с соблюдением требований Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций (четыре члена квалификационной комиссии).
Пунктами 11, 12 Положения определено, что председателем квалификационной комиссии является должностное лицо уполномоченного органа субъекта Российской Федерации. Секретарем квалификационной комиссии является должностное лицо уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 14, 15 Положения персональный состав квалификационной комиссии и изменения персонального состава комиссии утверждаются актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации. В акте о персональном составе комиссии приводятся сведения о местонахождении, почтовом адресе, адресе электронной почты, графике работы и справочных телефонах комиссии. Изменения указанных сведений утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации. Членство в комиссии прекращается актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации
Согласно пункту 52 Положения квалификационная комиссия рассматривает обстоятельства, являющиеся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, в отношении которых указанной комиссией принимались решения о признании претендентов сдавшими квалификационный экзамен.
Заверенная в установленном порядке выписка из протокола заседания квалификационной комиссии о рассмотрении обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера, в день подписания протокола направляется секретарем комиссии в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (пункт 59 Положения).
Пунктами 61 и 62 Положения предусмотрено, что квалификационный аттестат кадастрового инженера, в отношении которого принято решение об аннулировании, подлежит возврату кадастровым инженером в комиссию, выдавшую данный квалификационный аттестат кадастрового инженера, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты принятия квалификационной комиссией решения об аннулировании соответствующего квалификационного аттестата кадастрового инженера. Возвращенные квалификационные аттестаты кадастровых инженеров подлежат хранению в течение трех лет, после чего они уничтожаются по соответствующему акту. При вступлении в законную силу судебного акта об отмене или признании недействительным (незаконным) решения комиссии об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера возвращенный квалификационный аттестат кадастрового инженера подлежит выдаче кадастровому инженеру в день его обращения в комиссию.
На основании пункта 3.2.7 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.07.2012 № 874 (в редакции, действовавшей до 01.07.2016), департамент осуществляет полномочия в части организации деятельности кадастровых инженеров, а именно:
- формирует и утверждает персональный состав квалификационной комиссии по проведению аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам;
-рассматривает апелляции, связанные с нарушением порядка проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам;
-выдает квалификационные аттестаты лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.
В материалах дела усматривается, что в связи с этим приказом департамента от 07.02.2013 № 5н с последующими изменениями и дополнениями утвержден персональный состав квалификационной комиссии по проведению аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, председателем которой являлся сотрудник департамента.
При этом положение о квалификационной комиссии не было утверждено, комиссия не являлась самостоятельным юридическим лицом.
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение об аннулировании квалификационного аттестата заявителя в рассматриваемом случае принято уполномоченным органом.
Также суд обоснованно указал, что надлежащим ответчиком по делу является департамент, как уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, осуществлявший полномочия по организации деятельности квалификационной комиссии и деятельности кадастровых инженеров.
В связи с этим вышеуказанные доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
В дальнейшем Федеральным законом от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров», вступившим в силу с 01.07.2016, фактически прекращена деятельность квалификационных комиссий в связи с принятием новой редакции статей 29 и 30 Закона № 221-ФЗ, в которых изменен порядок организации деятельности кадастровых инженеров.
Вследствие этого Положение, пункт 3.2.7 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.07.2012 № 874, а также приказ департамента от 07.02.2013 № 5н признаны утратившими силу.
Судом первой инстанции установлено, что на момент рассмотрения дела судом, исходя из положений статьи 29 Закона № 221-ФЗ в действующей редакции, кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Решение об исключении кадастрового инженера из саморегулируемой организации кадастровых инженеров принимается саморегулируемой организацией кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер. При этом аннулирование квалификационного аттестата до вступления в силу изменений в Закон № 221-ФЗ является препятствием в осуществлении деятельности в качестве кадастрового инженера.
Доводы ответчика о том, что в настоящее время у департамента не имеется полномочий по организации деятельности квалификационной комиссии и отсутствуют сведения о передаче на хранение документов квалификационной комиссии, а также порядка их передачи комиссии саморегулируемой организации, также оценены и правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку, как верно отмечено судом, пробел в законодательстве, связанный с передачей прав и обязанностей квалификационных комиссий в связи с их ликвидацией, отсутствие организационно-распорядительных документов уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (в данном случае департамента) по передаче на хранение квалификационных аттестатов и документов комиссии не могут создавать препятствия в реализации прав кадастровых инженеров и иных заинтересованных лиц после ликвидации этих комиссий, в том числе права на судебную защиту от незаконных действий и решений квалификационных комиссий, последствия которых сохраняются и после их ликвидации.
При вступлении в законную силу судебного акта об отмене или признании недействительным (незаконным) решения комиссии об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера возвращенный квалификационный аттестат кадастрового инженера подлежит выдаче кадастровому инженеру в день его обращения в комиссию.
В силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, как верно указано судом, при ликвидации квалификационной комиссии обязанность исполнения такого судебного акта должна быть возложена на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, то есть на департамент.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, несмотря на то, что фактически уведомление представлено ФИО1 в департамент 13.01.2016, то есть с нарушением установленного пунктом 6 статьи 30 Закона № 221-ФЗ срока, и выводы квалификационной комиссии в решении от 03.03.2016 в этой части являются правомерными, решение соответствует требованиям части 8 статьи 29 Закона № 221-ФЗ и пункта 58 Положения, поскольку содержит обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, со ссылкой на положения пункта 5 части 7 статьи 29 Закона № 221-ФЗ, оспариваемое решение квалификационной комиссии фактически нарушает права и законные интересы ФИО1 на занятие предпринимательской деятельностью как кадастрового инженера.
При этом суд, признавая незаконным решение квалификационной комиссии, обоснованно сослался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 21.11.2002 № 6-П, № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, в определениях от 14.12.2000 № 244-0, от 07.02.2002 № 16-0, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-0, а также в информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 № С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие», согласно которой меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Как верно указано судом, поскольку аннулирование квалификационного аттестата кадастрового инженера ограничивает правоспособность этого лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Следовательно, наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата.
В рассматриваемом случае судом правомерно учтено, что нарушение срока представления сведений в департамент вызвано заблуждением предпринимателя ФИО1 относительно порядка исполнения законодательства о кадастровой деятельности, кроме того, уведомление представлено им самостоятельно, период просрочки представления сведений незначительный.
При этом со стороны департамента не предъявлено доказательств того, что заявитель продолжил противоправную деятельность, что представление уведомления в более поздние по сравнению с установленными законом сроки повлекло причинение существенного ущерба публичным интересам, а также привело к каким-либо неблагоприятным последствиям.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в данном конкретном случае аннулирование квалификационного аттестата кадастрового инженера ФИО1 не отвечает требованиям справедливости, несоразмерно тяжести совершенного им деяния.
На основании изложенного суд правомерно удовлетворил заявленные требования, отнеся в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные издержки заявителя в виде уплаты государственной пошлины на ответчика.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 сентября 2016 года по делу № А13-5734/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий А.Ю. Докшина
Судьи Н.Н. Осокина
В.И. Смирнов