ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
07 октября 2021 года | г. Вологда | Дело № А13-7432/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года .
В полном объеме постановление изготовлено октября 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Селецкой С.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области представителя ФИО1 по доверенности от 17.08.2021 № 256, от федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» представителя ФИО2 по доверенности от 10.08.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 июля 2021 года по делу № А13-7432/2021,
установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» (адрес: 160034, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Учреждение) о возложении на ответчика обязанности провести работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 2,1158 га, в порядке, предусмотренном Правилами выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 – 46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 (далее – Правила), в срок до 15.09.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (адрес: 160001, <...>; ИНН <***>,ОГРН <***>; далее – Управление), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (адрес: 107078, Москва, ФИО3 переулок, дом 10, строение 1; ИНН <***>, ОГРН <***>).
Решением судаот 30.07.2021 в иске отказано.
Департамент с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Законодательством установлена возможность автоматического перевода земель из одной категории в другую без принятия отдельного решения о таком переводе. При этом такая процедура осуществляется на основании заявления государственной регистрации прав, это по своему смыслу соответствует заявлению об изменении целевого назначения лесного участка в связи с перевод земель лесного фонда в земли иных категорий. Обязанность Учреждения провести лесовосстановительные мероприятия вытекает как из требований лесного законодательства, так и из приказа Департамента от 19.05.2020 № 438 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка для использования в целях строительства линейного объекта» (далее – Приказ № 438).
Представитель Департамента в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Представитель Учреждения в судебном заседании апелляционной инстанции возразил против изложенных в жалобе доводов и требований, просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Выслушав представителей Департамента, Учреждения, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Приказом № 438 лесной участок из земель лесного фонда площадью 2,1158 га, кадастровым номером 35:22:0114022:432, местоположение: Вологодская область, Череповецкий муниципальный район, Череповецкое лесничество, Судское участковое лесничество, квартал № 152, выделы № 1ч, 2 ч, 6ч, 7ч, 8 ч, в границах, указанных в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование. Передача указанного участка осуществлена по акту приема-передачи лесного участка от 19.05.2020, являющегося неотъемлемой частью данного приказа.
Согласно пункту 2 Приказа № 438 Учреждению необходимо обеспечить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).
Как указано в исковом заявлении, согласно ответу Управления от 30.12.2020 в ЕГРН 28.05.2020 внесены изменения в сведения о категории земель с «земли лесного фонда» на «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:22:0114022:432. При регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок с кадастровым номером 35:22:0114022:432 в ЕГРН внесены сведения об изменении категории земель с земель лесного фонда на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения. Законодательством установлена возможность автоматического перевода земель из одной категории в другую без принятия отдельного решения о таком переводе. При этом такая процедура осуществляется на основании заявления о государственной регистрации прав, что по своему смыслу соответствует заявлению об изменении целевого назначения лесного участка в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий.
Ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ ответчик должен направить истцу заявление о намерении выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях лесного фонда Вологодской области и не позднее 28.05.2021 провести работы по лесовосстановлению на площади, равной площади предоставленного лесного участка из земель лесного фонда, однако данная обязанность по проведению работ по лесовосстановлению не исполнена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном АПК РФ.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
Способ защиты права должен соответствовать характеру его нарушения и обеспечивать возможность восстановления нарушенных прав.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Согласно статье 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Федеральным законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» (далее – Закон № 212-ФЗ) Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1.
В части 1 статьи 63.1 ЛК РФ указано, что лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 – 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Закон № 212-ФЗ вступил в силу с 01.01.2019.
Согласно статье 63.1 ЛК РФ постановлением Правительством Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 утверждены Правила.
Правила № 566 устанавливают порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 – 46 ЛК РФ, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, на площади, равной площади такого земельного участка.
Пунктом 2 Правил № 566 предусмотрено, что работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с ЛК РФ, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 ЛК РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 ЛК РФ, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 ЛК РФ соответственно.
В пункте 5 Правил № 566 предусмотрено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
На основании пункта 9 Правил № 566 информация о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения, размещается уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 10 Правил № 566 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, вправе выбирать земли, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения, на которых могут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению, с учетом приоритета, установленного настоящим пунктом.
Согласно пункту 11 Правил № 566 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН в соответствии с Законом № 218-ФЗ направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, которое включает в себя следующую информацию: наименование – для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) – для индивидуального предпринимателя; адрес (местонахождение) – для юридического лица, место жительства – для индивидуального предпринимателя; контактный телефон; идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе; основной государственный регистрационный номер записи и дата ее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц – для юридического лица, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей – для индивидуального предпринимателя; сведения о лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений, или сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка; сведения о выбранных землях, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению.
В силу пункта 12 Правил № 566 уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления обязан его рассмотреть и направить лицу, подавшему заявление, уведомление о согласовании выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению либо об отказе в согласовании выбранных земель с указанием оснований, предусмотренных подпунктами «а» - «в» пункта 13 настоящих Правил. Заявления рассматриваются уполномоченным органом в порядке их поступления.
Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае Департамент просит суд понудить ответчика к выполнению мероприятий по лесовосстановлению на площади 2,1158 га.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, поскольку предусмотренная Правилами № 566 процедура обращения с заявлением о намерении провести работы по лесовосстановлению имеет заявительный характер, то есть подразумевает добрую волю лица на совершение такого обращения и не носит характер гражданско-правового обязательства, заявленные Департаментом требования не являются гражданско-правовыми и не могут быть удовлетворены на основании положений гражданского законодательства, предусматривающих возможность присуждения к исполнению в натуре обязанности гражданско-правового характера.
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» суд, разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Критериями допустимости иска об исполнении в натуре является возможность реального исполнения принятого решения исходя из положений Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Суд также указал, что вышеперечисленные нормы права не предусматривают мер прямого принуждения ответчика (путем применения силы) выполнять действия, о принуждении к которым просит истец. Требования истца о понуждении ответчика выполнить работы по лесовосстановлению связаны с необходимостью понуждения ответчика подать заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению и направления проекта лесовосстановления для согласования и опубликования.
Как правильно указал суд первой инстанции, избранный истцом способ защиты в виде принуждения ответчика к исполнению обязанностей в натуре, является ненадлежащим.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 июля 2021 года по делу № А13-7432/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Я. Зайцева |
Судьи | С.В. Селецкая А.Н. Шадрина |