ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-8853/18 от 25.06.2019 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 июня 2019 года

г. Вологда

Дело № А13-8853/2018

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .

В полном объеме постановление изготовлено июня 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Винорадова О.Н. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 апреля 2019 года по делу              № А13-8853/2018 (судья Свиридовская М.Б.),

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (адрес: 160000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации сельского поселения Уломское(адрес: 162713, Вологодская область, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>), администрации Череповецкого муниципального района (адрес: 162612, <...>; ИНН <***>,                          ОГРН <***>; далее – Администрация), Департаменту имущественных отношений Вологодской области (адрес: 160000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - Департамент) о признании права собственности Российской Федерации и право оперативного управления федерального государственного бюджетного учреждения «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» на жилые дома: № 4, расположенный по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003096, кадастровый номер 35:22:0208019:26, год постройки 1965; № 34, расположенный по адресу: Россия, Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003114, кадастровый номер 35:22:0208019:33, год постройки 1930; № 57, расположенный по адресу: Россия, Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003125, кадастровый номер 35:22:0208019:19, год постройки 1930; № 56, расположенный по адресу: Россия, Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003124, кадастровый номер 35:22:0208019:21, год постройки 1962; № 9, расположенный по адресу: Россия, Вологодская область. Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003101, кадастровый номер 35:22:0208019:35, год постройки – 1979; № 2, расположенный по адресу: Россия, Вологодская область. Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003095, кадастровый номер 35:22:0208019:25, год постройки – 1937; № 1, расположенный по адресу: Россия, Вологодская область. Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003094, кадастровый номер 35:22:0208019:18, год постройки – 1964; № 10, расположенный по адресу: Россия, Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003102, кадастровый номер 35:22:0208019:32, год постройки – 1985; № 1а, расположенный по адресу: Россия, Вологодская область. Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003201, кадастровый номер 35:22:0208019:23, год постройки 2009; кордон «Борок» № 60, расположенный по адресу: Россия, Вологодская область. Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003 113, кадастровый номер 35:22:0208019:16, год постройки – 2000 (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -                АПК РФ)).

Определениями суда от 18.06.2018, 25.10.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области                          (адрес: 160001, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Управление), федеральное государственное бюджетное учреждение «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» (адрес: 162724, Вологодская область, район Череповецкий, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Учреждение), ФИО1,  ФИО2, Бенца ФИО3, Бенца Людмила Николаевна, ФИО4, ФИО5, ФИО6,  ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17,  ФИО18, ФИО19, ФИО19,  ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25.

Решением от 05.04.2019 суд признал право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Учреждения на жилой дом 1а, расположенный по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003201, кадастровый номер 35:22:0208019:23. В удовлетворении остальной части иска суд отказал.

Теруправление с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его изменить в части отказа истцу в удовлетворении исковых требований, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Спорные жилые дома создавались Учреждением хозяйственным способом для работников Дарвинского заповедника. Поскольку решением Малого Совета Череповецкого районного Совета народных депутатов от 29.12.1992 № 183 указанные объекты недвижимости включены в состав служебных помещений, с 90-х годов данные помещения являются служебными и предоставляются всем работникам для временного проживания, основанием возникновения права собственности Российской Федерации на указанные жилые дома является постановление Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1). Спорные жилые дома находятся на земельном участке, кадастровым номером 35:22:0000000:190, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 25.10.2015 № 35-35/022-35/022/003/2015-188/1, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов. Суд не учел статью 6 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В силу пункта 39 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 № 48, жилищный фонд государственных природных заповедников может быть в установленном порядке включен в категорию служебного. Денежные средства на проведение капитального ремонта объектов недвижимого имущества, в том числе на возведение новых объектов выделяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Департамент в отзыве на жалобу оставил вопрос на усмотрение суда, просил рассмотреть дело без участия его представителя.

ФИО7, ФИО13, ФИО19, ФИО25 в отзывах на жалобу возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, указали на возможность оставления жалобы без движения, на  возврат жалобы ее подателю.

Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзывах на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, по данным Уломского сельского поселения в спорных жилых домах проживают граждане: в доме 4:  ФИО13, ФИО17, ФИО14; в доме 34:  ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8; в доме 57: ФИО22, ФИО23, ФИО24; в доме 56: Кузнецов Андреевич Вячеславович, ФИО10, ФИО18; в доме 9 - ФИО25; в доме  2:  Бенца Людмила Николаевна, Бенца ФИО3;  в доме 1: ФИО11, ФИО12, ФИО15, ФИО16; в доме 10: ФИО4, ФИО5; в доме 1а - ФИО27  (в настоящее время выселен по решению Череповецкого районного суда по делу № 2-934/2017), кордон «Борок» № 60: ФИО19, ФИО19, ФИО20, ФИО21.

Суд установил, что жилой дом  4 расположен по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок,  реестровый номер федерального имущества В12370003096, кадастровый номер 35:22:0208019:26, год постройки 1965. Техническое состояние дома удовлетворительное, повреждений и деформаций не обнаружено, конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте дефекты, не влияющие на эксплуатацию конструктивных элементов. Требуется текущий ремонт фундамента и веранды. Фактическое использование: проживание и регистрация по месту жительства: ФИО13, ФИО14, ФИО17

Как пояснило в суде первой инстанции Теруправление, в Единый государственный реестр недвижимого имущества и сделок с ним (далее – ЕГРН) ошибочно внесены сведения о годе постройки жилого дома - 2009 год, адресный ориентир дома подтвержден постановлением объединенной Ягницкой Администрацией от 08.07.1998 № 22 «О присвоении названий улиц и нумерации домов и земельных участков в населенных пунктах объединенной Ягницкой администрации Череповецкого района Вологодской области». Документы технической инвентаризации 2009 года представлены в РФИ.

Жилой дом 34 расположен по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003114, кадастровый номер 35:22:0208019:33, год постройки 1930. Техническое состояние  дома: конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте дефекты, не влияющие на эксплуатацию конструктивных элементов. Фактическое использование: проживание и регистрация по месту жительства: ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО7,           ФИО8, на момент осмотра - используется, проводится ремонт - утепление фасада силами жильцов за счет заповедника.

Как пояснило Теруправление, в ЕГРН ошибочно внесены сведения о годе постройки жилого дома - 2009 год, адресный ориентир дома подтвержден постановлением объединенной Ягницкой администрацией Череповецкого района от 08.07.1998 № 22 «О присвоении названий улиц и нумерации домов и земельных участков в населенных пунктах объединенной Ягницкой администрации Череповецкого района Вологодской области». Документы технической инвентаризации 2009 года представлены в РФИ.

Жилой дом 57 расположен по адресу: Россия, Вологодская область. Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003125, кадастровый номер 35:22:0208019:19, год постройки 1930. Техническое состояние конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте дефекты, не влияющие на эксплуатацию конструктивных элементов. Фактическое использование: проживание и регистрация по месту жительства: ФИО22, ФИО23, ФИО24

Как пояснило Теруправление, в ЕГРН ошибочно внесены сведения о годе постройки жилого дома - 2009 год адресный ориентир дома подтвержден Постановлением объединенной Ягницкой администрацией Череповецкого района от 08.07.1998 № 22 «О присвоении названий улиц и нумерации домов и земельных участков в населенных пунктах объединенной Ягницкой администрации Череповецкого района Вологодской области». Документы технической инвентаризации 2009 года представлены в РФИ, без конструктивных изменений дома.

Жилой дом 56 расположен по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003124, кадастровый номер 35:22:0208019:21, год постройки 1962. Техническое состояние - конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте дефекты, не влияющие на эксплуатацию конструктивных элементов. Фактическое использование: проживание и регистрация по месту жительства: ФИО9, ФИО10, ФИО28

Жилой дом  9 расположен по адресу: Вологодская область. Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003101, кадастровый номер 35:22:0208019:35, год постройки -1979. Техническое состояние - конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте дефекты, не влияющие на эксплуатацию конструктивных элементов. Фактическое использование: проживание и регистрация по месту жительства ФИО25

Жилой дом  2  расположен по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003095, кадастровый номер 35:22:0208019:25, год постройки - 1937. Техническое состояние - конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте дефекты, не влияющие на эксплуатацию конструктивных элементов. Фактическое использование: проживание и регистрация по месту жительства: Бенца Л.Н., Бенца М.Ф.

Жилой дом 1 расположен по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003094, кадастровый номер 35:22:0208019:18, год постройки - 1964. Техническое состояние - конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте дефекты, не влияющие на эксплуатацию конструктивных элементов. Фактическое использование: проживание и регистрация по месту жительства: ФИО11, ФИО12, ФИО15, ФИО16

Жилой дом 10, расположен по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок; реестровый номер федерального имущества В12370003102, кадастровый номер 35:22:0208019:32, год постройки - 1985. Техническое состояние - конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте дефекты, не влияющие на эксплуатацию конструктивных элементов. Фактическое использование: проживание и регистрация по месту жительства ФИО4, ФИО5, на момент осмотра - используется. Адресный ориентир дома подтвержден постановлением объединенной Ягницкой администрации Череповецкого района от 08.07.1998 № 22 «О присвоении названий улиц и нумерации домов и земельных участков в населенных пунктах объединенной Ягницкой администрации Череповецкого района Вологодской области».

Жилой дом  1а расположен по адресу: Вологодская область. Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003201, кадастровый номер 35:22:0208019:23, год постройки 2009. Техническое состояние - повреждений и деформаций не обнаружено, конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте дефекты, не влияющие на эксплуатацию конструктивных элементов. Строительство дома велось с разрешения Росприроднадзора (от 25.04.2007 № 04-34/3902) хозяйственным способом в 2009 году. Стоимость работ по постройке дома составила                              1 080 970 руб. остаточная стоимости составляет 953 054 руб. 74 коп. Ранее в жилом доме проживал ФИО27, который в настоящее время выселен по вступившему в законную силу решению Череповецкого районного суда от 25.08.2017 по делу № 2-934/2017. В настоящее время данный дом никем не заселен и не используется для проживания.

Жилой дом кордон «Борок» № 60 расположен по адресу: Вологодская область. Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003 113, кадастровый номер 35:22:0208019:16, год постройки - 2000. Техническое состояние - повреждений и деформаций не обнаружено, конструктивные элементы в целом пригодны для эксплуатации, имеются отдельные, устраняемые при текущем ремонте дефекты, не влияющие на эксплуатацию конструктивных элементов. Адресные ориентиры жилым домам, расположенным по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок, установлены постановлением объединенной Ягницкой администрации Череповецкого района от 08.07.1998 № 22 «О присвоении названия улиц и нумерации домов и земельных участков в населенных пунктах объединенной Ягницкой администрации Череповецкого района Вологодской области». Фактическое использование: проживание и регистрация по месту жительства: ФИО19, ФИО19, ФИО20, ФИО21

Право собственности Российской Федерации и право оперативного управления на вышеуказанные объекты недвижимости не зарегистрировано.

Как указано в исковом заявлении, согласно выпискам из реестра федерального имущества от 22.05.2018 основанием внесения спорных жилых домов в реестр федерального имущества явилось Постановление № 3020-1, в качестве документов-оснований указаны инвентарные карточки заповедника от 2009 года и от 2015 года.

Ссылаясь на возникновение и наличие права собственности на спорное имущество, незаконность нахождения его у ответчика, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Учреждения на жилой дом  1а, расположенный по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003201, кадастровый номер 35:22:0208019:23. В удовлетворении остальной части иска суд отказал.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

Как указал суд первой инстанции, доказательств того, что на момент издания Постановления № 3020-1 спорные жилые дома являлись служебным жилым фондом Учреждения, в материалах дела не имеется.

Из материалов дела следует, что ФИО13 в суде первой инстанции пояснил, что он вместе с женой ФИО29 и несовершеннолетней дочерью ФИО14 зарегистрированы и постоянно проживают в доме 4, расположенном по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок. Указанный жилой дом предоставлен ФИО13 в 1993 году решением профсоюзного комитета Учреждения по личному заявлению, поданному в профком на улучшение жилищных условий. О решении профкома имеется соответствующая справка от 14.01.2010 № 01/002, выданная администрацией Учреждения за подписью директора ФИО30, который и в 1993 году находился на этой должности. В момент предоставления жилья договор не заключался, упоминания о том, что данное жилье является служебным, не было, ордер на служебное жилье ФИО13 не выдавался. С момента вселения в дом ФИО13 в кассу заповедника производил ежемесячную квартплату и самостоятельно проводил текущие ремонты.

ФИО7 в суде первой инстанции пояснил, что он вместе с семьей ФИО2, ФИО1, ФИО6, ФИО8 зарегистрированы и постоянно проживают в доме 34, расположенном по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок. Указанный дом предоставлен ФИО7 и его семье в 1992 году для постоянного проживания. Решение о предоставлении жилого дома и участка для проживания принималось профкомом Учреждения. С 1992 года семья проживает, пользуется домом, несет расходы по его содержанию. Администрация сельского поселения Уломское выдала ФИО7 справку от 15.10.2018 № 719 о том, что он и его семья с 12.12.1992 зарегистрированы и постоянно проживают по указанному адресу, основанием для выдачи справки явилась поквартирная карточка Ф-№ 10.

ФИО9 в суде первой инстанции пояснил, что он вместе с женой ФИО28 и сыном ФИО10 зарегистрированы и постоянно проживают в доме 56, расположенном по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, деревня Борок. ФИО9 и его семья получили этот дом в качестве жилья для постоянного проживания в апреле 1988 года по решению профсоюзного комитета Учреждения, с этого времени платили ежемесячно квартплату в кассу заповедника, проводили текущие ремонты. Письменный договор соцнайма не заключался, никакого ордера как на служебное жилье не выписывалось. ФИО9 и администрация Учреждения заключили договор социального найма от 17.07.2017. Решение Малого Совета Череповецкого районного Совета народных депутатов от 29.12.1992 № 183 принято после того, как ФИО9 и его семье выделен данный дом для постоянного проживания.

ФИО25 в суде первой инстанции пояснила, что постоянно проживает в доме 9, расположенном по адресу: Вологодская область. Череповецкий район, деревня Борок, предоставлен по решению профкома Учреждения в 1980 году. Теруправление представило недостоверные данные о годе постройки данного дома. Фактически данный дом построил дед ФИО25 – ФИО31 в 1925 году, задолго до образования Учреждения. В этом же доме в 1930 году родилась мать ФИО25, а также два ее брата. В 1955 году в этом доме родились сама ФИО25 и ее брат. Каким образом дом попал в ведение Учреждения, ФИО25 непонятно. В решении Малого совета 1992 года, на которое ссылается истец, не имеется указания на какие-либо конкретные жилые дома, в нем вообще не указано ни одного дома. Перевод жилых домов, занимаемых гражданами, в том числе и ФИО25, в статус служебных не производился. ФИО25 никогда не являлась работником Учреждения. В материалы дела представлена  справка администрации сельского поселения Уломское от 15.10.2018 № 713 о том, что ФИО25 зарегистрирована с 21.01.1980 и постоянно проживает по указанному адресу, основанием для выдачи справки явилась поквартирная карточка Ф-№ 10.

ФИО19 в суде первой инстанции пояснил, что вместе с семьей – ФИО19, ФИО21, ФИО20 является владельцем жилого дома 60, расположенного по адресу: Вологодская область. Череповецкий район, деревня Борок. Указанный дом в 1985 году предоставлен семье ФИО32 для постоянного проживания по решению профкома Учреждения. С 1985 года ФИО19 оплачивал ежемесячную квартплату, нес расходы по текущему ремонту дома. Третьим лицом представлена  справка администрации сельского поселения Уломское от 15.10.2018 № 727 о том, что ФИО19 и члены его семьи в период с 19.04.1999 по настоящее время зарегистрированы и постоянно проживают по указанному адресу. В данной справке указано, что ФИО21 зарегистрирована 30.10.1985, основанием для выдачи справки явилась поквартирная карточка Ф-№ 10.

Суд первой инстанции также установил, что с учетом указанных сторонами сроков постройки спорных  домов и сроков предоставления данных домов для проживания, указанных третьими лицами, применению подлежит законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы включения (исключения) жилых помещений в состав служебных жилых помещений, действовавшее по состоянию не позднее 2000 года. Применению подлежат нормы Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного 24.06.1983 Верховным Советом РСФСР.

В соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.

Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Как правомерно указал суд первой инстанции, признаком служебного жилого помещения (до 01.03.2005) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.

В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и в целях обеспечения единого порядка государственного учета жилищного фонда ранее действовавшим постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1985 № 136 «О порядке государственного учета жилищного фонда» (далее - Постановление № 136) установлено, что государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществляется по единой для Союза ССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации (пункт 1).

В силу пунктов 3, 4 Постановления № 136 государственному учету подлежат жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Государственные, кооперативные и общественные предприятия, учреждения и организации ведут первичный учет жилищного фонда, составляют и представляют в вышестоящие организации и в местные органы государственной статистики в сроки, устанавливаемые ЦСУ СССР, бухгалтерскую и статистическую отчетность о жилищном фонде, находящемся на их балансе.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку в данном случае доказательств первичного учета Учреждением спорного жилищного фонда как служебного жилого фонда, представления данных в вышестоящие организации и в местные органы государственной статистики в сроки, устанавливаемые ЦСУ СССР, материалы дела не содержат, Теруправление не доказало включения спорных жилых домов в число служебных в действовавшем в 1983-1990 году (и ранее) порядке. В соответствии со статьями 50, 51 и 106 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период вселения М-ных, К-вых, С-вых, К-вых, ФИО25, Бенца, Л-вых, В-вых, ФИО32 в спорные жилые дома, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.

Согласно статьям 47 и 105 Жилищного кодекса РСФСР ордер на жилое помещение является основанием для вселения в жилое помещение. Однако, отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживании в ней и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.

Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Как правильно указал суд первой инстанции, при предоставлении указанных жилых домов указанным семьям не допущено неправомерных действий, а возможное нарушение должностными лицами установленного порядка оформления документов в ходе предоставления жилого помещения не может являться основанием для умаления прав гражданин, добросовестно выполнявших обязанности нанимателей квартиры.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку ни решений администрации Учреждения о включении конкретных жилых домов в число служебных, ни решений администрации Дарвинского заповедника о выделении данных жилых домов в качестве служебного жилья, ни данных о выдаче вышеуказанным гражданам, проживающим в домах, ордеров на служебное жилое помещение, ни Теруправление, ни Учреждение не представили, оснований для признания права собственности Российской Федерации и права оперативного управления за Учреждением на жилые дома № 1, 2, 4, 9, 10, 34, 56, 57, 60.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска в этой части у суда первой инстанции не имелось, в иске частично отказано правомерно.

Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.

Из материалов дела видно, что жилой дом  1а, расположенный по адресу: Россия, Вологодская область, Череповецкий район, д. Борок, реестровый номер федерального имущества В12370003201, кадастровый номер 35:22:0208019:23, возведен значительно позднее вышеприведенных правовых норм - в 2009 года.

Строительство дома велось хозяйственным способом в 2009 году. В реестре федерального имущества данный дом значится под номером В12370003201. Ранее, в жилом доме проживал ФИО27, который в настоящее время выселен по вступившему в законную силу решению Череповецкого районного суда от 25.08.2017 по делу № 2-934/2017. В настоящее время данный дом никем не заселен и не используется для проживания.

Установив данные обстоятельства, суд  удовлетворил требование Теруправления о признания права собственности Российской Федерации и права оперативного управления за Учреждением на указанный жилой дом 1а. Решение суда в этой части не обжалуется.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Требования, изложенные в отзывах на жалобу об оставлении жалобы без движения, о возвращении жалобы ее подателю, удовлетворению не подлежат, в связи с отсутствием  оснований, предусмотренных  нормами АПК РФ, регулирующих данные процессуальные действия.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 апреля 2019 года по делу № А13-8853/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

      А.Я. Зайцева

Судьи

      ФИО33

      А.В. Романова