ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А14-11810/18 от 31.01.2019 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 февраля 2019 года                                                    Дело № А14-11810/2018

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.

В полном объеме постановление изготовлено 07 февраля 2019 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                    Малиной Е.В.,

судей                                                                           Осиповой М.Б.,

                                                                                           ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,

при участии:

от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: ФИО2 – представитель по доверенности б/н от 30.01.2019;

от общества с ограниченной ответственностью «Созвездие»: ФИО3 – представитель по доверенности № 17-М от 14.06.2018;

от Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ «Артамонова, 36»: ФИО3 – представитель по доверенности б/н от 23.04.2018;

от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственной жилищной инспекции Воронежской области и общества с ограниченной ответственностью «Созвездие» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.11.2018 по делу № А14-11810/2018 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Созвездие» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным предписания от 23.05.2018 № 04-41/42, предписания ГЖИ Воронежской области от 23.05.2018 № 04-41/41 об устранении выявленных нарушений требований законодательства,

третьи лица: Товарищество собственников недвижимости «ТСЖ «Артамонова, 36» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Созвездие» (далее – заявитель, ООО «Созвездие») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее – Инспекция, ГЖИ ВО) о признании незаконным предписания от 23.05.2018 № 04-41/42 об устранении выявленных нарушений требований законодательства.

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 08.06.2018 заявление ООО «Созвездие» принято к производству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области и Товарищество собственников недвижимости «ТСЖ «Артамонова, 36» (далее – ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36», Товарищество).

Судом первой инстанции было установлено, что в рамках дела № А14-11809/2018 было принято к производству заявление ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным предписания ГЖИ Воронежской области от 23.05.2018 № 04-41/41 об устранении выявленных нарушений требований законодательства, связанное с настоящим делом по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам.

Определением от 21.09.2018 суд на основании части 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с согласия участвующих в деле лиц объединил дело № А14-11810/2018 и дело № А14-11809/2018 в одно производство – № А14-11810/2018 для их совместного рассмотрения.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.11.2018 отказано в удовлетворении требований ООО «Созвездие», требования ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» удовлетворены в части: признан незаконным пункт 2 предписания ГЖИ Воронежской области от 23.05.2018 № 04-41/41, в удовлетворении остальной части заявленных ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» требований отказано, с ГЖИ Воронежской области в пользу ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» взыскано 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Не согласившись с вынесенным решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО «Созвездие» и ГЖИ Воронежской области обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом ООО «Созвездие» указывает на обязательность решения общего собрания собственников помещений МКД от 20.02.2018, оформленное в виде протокола, считает его безусловным основанием для прекращения формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формирования фонда капитального ремонта на специальном счете ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36». Обращает внимание суда на то, что никаких доказательств незаконности решения общего собрания собственников помещений МКД в материалы дела не представлено.

По мнению ООО «Созвездие», указанный судом первой инстанции годичный срок вступления в силу решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 20.02.2018, в данном случае в соответствии с пунктом 5.1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации не применим.

ГЖИ Воронежской области выражает несогласие с признанием судом первой инстанции незаконным пункта 2 предписания от 23.05.2018 № 04-41/41, считает ошибочным вывод суда о направлении поступивших на специальный счет  ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» взносов на счет регионального оператора, полагает необходимым возвратить данные денежные средства собственникам помещений МКД.

Рассмотрение дела ранее откладывалось.

В судебное заседание представитель Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области не явился.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения об его надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие неявившегося лица.

В ходе судебного разбирательства ООО «Созвездие» заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до разрешения гражданских дел № 2-6500/2018, № 2-6562/2018, № 2-6565/2018 по искам собственников помещений МКД № 36 по ул. Артамонова г. Воронежа.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом РФ, конституционным (уставным) судом субъекта РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

По смыслу названной правовой нормы основанием для приостановления производства по делу служит неразрывная связь обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении соответствующих дел, и взаимообусловленность выводов суда по данным делам.

При этом обязанность арбитражного суда в приостановлении производства по делу законодатель связывает с невозможностью рассмотрения спора до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение иного дела.

Лицо, заявившее ходатайство о приостановлении производства по делу по данному основанию, должно обосновать невозможность рассмотрения дела до разрешения другого дела.

Вместе с тем, доказательств невозможности рассмотрения апелляционных жалоб ООО «Созвездие», ГЖИ Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.11.2018 по делу № А14-11810/2018 до вступления в законную силу решений по вышеуказанным гражданским делам.

С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия отклонила ходатайство ООО «Созвездие» о приостановлении производства по делу.

Представитель ООО «Созвездие» поддерживает доводы, приведенные в своей апелляционной жалобе, считает решение незаконным и необоснованным в части отказа в удовлетворении заявленных ООО «Созвездие», ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» требований.

Представитель ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» поддерживает апелляционную жалобу ООО «Созвездие». В остальной части также считает решение суда законным и обоснованным.

Представитель ГЖИ Воронежской области возражает против доводов апелляционной жалобы ООО «Созвездие», считает решение в обжалуемой ООО «Созвездие» части законным и обоснованным, доводы своей апелляционной жалобы поддерживает, считает решение в части удовлетворения требований ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» принятым с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, просит суд решение в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.

В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Учитывая, что возражения от лиц, участвующих в деле, по поводу проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в части не поступили, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 266 и 268 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционных жалоб, заслушанных мнений представителей лиц, участвующих в деле, полагает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы – не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказов о проведении внеплановой проверки ГЖИ Воронежской области от 10.05.2018 №№ 2007 (т.2 л.д. 126-127), 2008 (т.1 л.д. 112-113) в отношении ТСН ТСЖ «Артамонова, 36» и ООО «Созвездие» были проведены внеплановые документарные проверки с целью рассмотрения обращения № 4626Н от 28.04.2018.

Задачами данных проверок являлись: проверка соблюдения Товариществом обязательных требований к формированию фонда капитального ремонта многоквартирного дома (далее – МКД) № 36 по ул. Артамонова г. Воронежа; проверка соблюдения лицензиатом ООО «Созвездие» (лицензия № 036-000254 от 16.05.2017) лицензионных требований исполнения обязанностей по договору управления МКД от 17.11.2017, предусмотренных частью 2 статьи 162  Жилищного кодекса РФ, в части правомерности выставления в платежном документе взносов на капитальный ремонт собственникам в указанном многоквартирном доме.

В ходе проведения проверок были выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, впоследствии зафиксированные в актах проверок органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 23.05.2018 № 04-39/65 (т.2 л.д.36-40), № 04-36/66 (т.1 л.д.32-36), а именно: ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» без соблюдения порядка реализации решения общего собрания собственников помещений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, оформленного протоколом от 20.02.2018, соблюдения порядка вступления в силу данного решения в нарушение части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) формирует фонд капитального ремонта многоквартирного дома 36 по ул. Артамонова г. Воронеж на специальном счете; ООО «Созвездие» с февраля 2018 года предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме 36 по ул. Артамонова г. Воронеж единый платежный документ для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, содержащий строку «Взнос на кап. рем.».

23.05.2018 ГЖИ Воронежской области выдано ТСН ТСЖ «Артамонова, 36» предписание № 04-41/41 (т.2 л.д.31-32), в соответствии с которым Товариществу вменено нарушение части 1.1 статьи 46, части 5 статьи 170, части 1 статьи 171, части 1 статьи 172, части 5 статьи 173, части 2 статьи 175 ЖК РФ и предписано в срок до 29.06.2018: 1. Прекратить аккумулирование денежных средств на специальном счете, открытом для формирования фонда капитального ремонта на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 20.02.2018, до вступления в силу указанного решения – 20.03.2019; 2. Произвести возврат оплаченных взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в МКД № 36 по ул. Артамонова г. Воронеж.

23.05.2018 ГЖИ Воронежской области выдано ООО «Созвездие» предписание № 04-41/42 (т.1 л.д.30-31), в соответствии с которым ООО «Созвездие» вменено нарушение части 1 статьи 171 ЖК РФ и до прекращения формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формирования фонда капитального ремонта на специальном счете предписано в срок до 29.06.2018 не производить начисления в платежном документе, предоставляемом собственникам помещений многоквартирного дома №36 по ул. Артамонова г. Воронежа, взносов на капитальный ремонт, направив соответствующее распорядительное письмо в ООО ЕРКЦ «Домостроитель» до вступления в силу решения общего собрания собственников помещений – 20.03.2019.

Не согласившись с вынесенными Инспекцией предписаниями от 23.05.2018 №№ 04-41/41, 04-41/42 ООО «Созвездие», ТСН ТСЖ «Артамонова, 36» обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании их незаконными.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований ООО «Созвездие» полностью, ТСН ТСЖ «Артамонова,36» в части  пришел к выводу, что поскольку решение собственников помещений многоквартирного дома №36 по ул. Артамонова г. Воронежа от 20.02.2018 об изменении способа формирования фонда капитального ремонта вступит в законную силу только с 20.03.2019, товарищество как владелец специального счета  в ПАО «Сбербанк» не вправе принимать платежи собственников в Фонд капитального ремонта на специальный счет, а ООО «Созвездие» не вправе начислять взносы на капитальный ремонт в едином платежном документе путем введения дополнительной строки.  В части п.2 предписания № 04-41/41 от 23.05.18 суд пришел к выводу, что поступившие на специальный счет товарищества взносы не должны возвращаться собственникам помещений, в связи с чем требования ТСН ТСЖ « Артамонова,36» о признании незаконным предписания в указанной части были удовлетворены.

Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статьи 268 АПК РФ, поддерживает выводы суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Отношения, связанные с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе связанные с формирование фонда капитального ремонта, урегулированы в IX разделе ЖК РФ.

В состав фонда капитального ремонта согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ входят взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 ЖК РФ, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1 статьи 168 ЖК РФ).

 Частью 7 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 указанной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 названной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора

Во исполнение вышеприведенных положений ЖК РФ Постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 183 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы (далее – Программа) (опубликована в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» 17.03.2014).

Основными целями Программы являются:

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, внедрение ресурсосберегающих технологий;

- организационное и финансовое обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах в муниципальных образованиях, за исключением домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.

В Приложении № 1 к Программе установлен перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, включенных в план реализации мероприятий Программы. В пункте  473  Приложения предусмотрен МКД по адресу: <...>.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормативными положениями собственники помещений данного МКД были вправе выбрать способ формирования фонда капитального ремонта и реализовать его. Однако документы, подтверждающие принятие собственниками помещений решения и выборе способа оплаты капитального ремонта и открытии специального счета должны были быть представлены владельцем специального счета в соответствующий орган в срок до 17.09.2014.

Поскольку собственниками  многоквартирного дома по адресу: <...> не было реализовано решение по выбору способа формирования фонда капитального ремонта в вышеуказанном многоквартирном доме, Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 14.11.2014 № 1632 «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора» МКД по адресу: <...>,  отнесен к категории  домов, в отношении которых формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора (п. 473).

В дальнейшем ТСН ТСЖ «Артамонов,36»  20.02.2018 принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и  формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (протокол – т.1 л.д. 37-41).

Соответствующее уведомление  поступило в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов  Воронежской области  30.03.2018 с приложением копии протокола  общего собрания собственников помещений  в многоквартирном доме от 20.02.18, реестра собственников помещений МКД, принявших участие  в общем голосовании и подтверждении уполномоченного Банка об открытии счета

Частью 1 статьи 173 ЖК РФ предусмотрено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из вышеизложенного, решение вопроса по формированию фонда капитального ремонта относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Способ формирования фонда капитального ремонта не может быть изменен каким-либо иным способом, кроме как принятие соответствующего решения общим собранием собственников, оформленного протоколом общего собрания.

Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, действующее жилищное законодательство определяет процедуру, соблюдение которой необходимо для вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. Указанная процедура предусматривает, что региональный оператор должен быть заблаговременно поставлен в известность о решении собственников изменить способ формирования фонда капитального ремонта.

Так, согласно пункту 5 статьи 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.

При этом если владельцем специального счета выбрано лицо, управляющее многоквартирным домом, такое лицо должно открыть специальный счет и направить региональному оператору копии направленных в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ (копия уведомления органа государственного жилищного надзора о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, оформленного в соответствии с требованиями, установленными в части 1 статьи 46 ЖК РФ, и по перечню вопросов, указанных в части 4 статьи 170 ЖК РФ, копия справки банка об открытии специального счета).

В соответствии со ст. 2 Закона  Воронежской области от 02.03.2016 № 07-ОЗ «Об установлении срока вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в Воронежской области» решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в Воронежской области вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 Жилищного кодекса 9 Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решение об избрании способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете принято собственниками 20.02.2018.

Копия протокола общего собрания собственников помещений МКД № 36 по ул. Артамонова г. Воронежа от 20.02.2018 была направлена в Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Воронежской области согласно штампу Фонда только 19.03.2018 (т.1 л.д.46)

Исследовав представленный заявителем протокол общего собрания, которым зафиксирован факт принятия собственниками решения об изменении способа формированная фонда капитального ремонта, руководствуясь положениями части 5 статьи 173 ЖК Ф, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данное решение собственников помещений вступит в законную силу по истечении 1 года, то есть с 20.03.2019.

Ранее, ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» не вправе принимать на специальный счет платежи собственников помещений в фонд капитального ремонта. Принятие платежей до указанной даты противоречит названным нормам права и не может быть признано законным.

Довод ООО «Созвездие» о непринятии мер органами местного самоуправления по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта, последствиях выбора одного из них на оказание собственникам помещений помощи в принятии соответствующего решения и его реализации судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку из положений части 5.1 статьи 173 ЖК РФ усматривается, что факт того, что органом местного самоуправления не были приняты меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта и последствиях выбора одного из них, должен быть установлен решением суда. Решением суда данный факт установлен не был.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований  ООО «Созвездие» в части признания недействительным  предписания ГЖИ Воронежской области от 23.05.2018  № 04-41/42.

 Доводы апелляционной жалобы ООО «Созвездие» фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела  судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом  установленных фактических обстоятельств дела, а лишь выражают несогласие  с ними, что не может являться основанием  для отмены законно принятого судебного акта в указанной части.

Как следует из материалов дела, согласно акту проверки от 23.05.2018 № 04-39/66 между ООО «Созвездие» и ООО ЕРКЦ «Домостроитель» заключен договор обслуживания от 21.06.2017 (т.1 л.д.129-130), согласно которому ООО «Созвездие» обязуется своевременно предоставлять информацию об услугах, тарифах, нормативах, применяемых для их начисления, с целью формирования платежных документов, а ООО ЕРКЦ «Домостроитель» принимается на себя обязательства в том числе по распределению платежей собственников или нанимателей жилья за жилищные услуги в разрезе услуг и поставщиков. Согласно п. 6.5. договора приложения к нему являются неотъемлемой частью договора. Согласно приложению № 2 (т.1 л.д.131) образец платежного документа содержит строку «капитальный ремонт».

Также начисление собственникам помещений МКД № 36 по ул. Артамонова г. Воронежа взносов на капитальный ремонт подтверждается имеющимися в материалах дела копиями счетов для внесения платы за жилое помещение, предоставленные коммунальные и иные услуги за апрель 2018 (т.2 л.д. 124), за март 2018 (т.2 л.д. 125).

Таким образом, материалами дела подтверждено и не оспаривается самими заявителями, что с февраля 2018 года собственникам помещений одновременно направляются платежные документов о перечислении взносов для формирования фонда капитального ремонта как региональным оператором – на счет регионального оператора, так и ООО «Созвездие» - на специальный счет.

Согласно частям 1-2 статьи 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса. Владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса.

ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» для формирования фонда капитального ремонта был открыт специальный банковский счет № 40705810713000000344 в ПАО «Сбербанк России», что подтверждается справкой ПАО «Сбербанк» исх. № 6016069281082 от 28.03.2018 (т.2 л.д.41), дата открытия счета – 05.03.2018.

В соответствии с частью 2 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не оспаривалось, и материалами дела также подтверждается, что часть собственников перечисляли взносы на капитальный ремонт, в том числе, и на вышеуказанный специальный счет.

Это также было установлено ГЖИ Воронежской области в ходе проведения проверки от 23.05.2018, в связи с чем в пункте 2 предписания от 23.05.2018 №04-41/41 ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» предписано произвести возврат оплаченных взносов на капитальный ремонт собственникам помещений МКД № 36 по ул. Артамонова г. Воронежа.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что данный пункт предписания ГЖИ Воронежской области не соответствует нормам ЖК РФ и нарушает права и законные интересы ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36», признав его недействительным.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данный выводом исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 176 ЖК РФ специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 настоящего Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами.

Согласно частям 3, 4, 5 статьи 176 ЖК РФ договор специального счета может быть расторгнут по заявлению владельца специального счета при наличии оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, о замене владельца специального счета или кредитной организации при условии отсутствия непогашенной задолженности по полученному в этой кредитной организации кредиту на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о замене владельца специального счета, а также в других случаях замены владельца специального счета, предусмотренных названным Кодексом, договор специального счета сохраняется в силе, при этом права и обязанности по указанному договору переходят к новому владельцу специального счета. Такой переход прав и обязанностей по договору специального счета к новому владельцу этого счета не является основанием для прекращения или изменения существовавших до такого перехода прав займодавца, кредитора в отношении средств на этом счете, обеспечивающих возврат займа, кредита, полученных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Остаток денежных средств при закрытии специального счета перечисляется по заявлению владельца специального счета: 1) на счет регионального оператора в случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта; 2) на другой специальный счет в случае замены владельца специального счета или кредитной организации на основании решения общего собрания собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Владелец специального счета обязан подать заявление в банк о расторжении договора специального счета и перечислении остатка денежных средств в течение десяти дней после получения соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Поскольку в силу прямого указания части 5 статьи 173 ЖК РФ решение собственников помещений в спорном многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта вступит в законную силу с 20.03.2019, то есть именно с 20.03.2019 Товарищество как владелец специального счета ПАО «Сбербанк» будет вправе принимать платежи собственников помещений в фонд капитального ремонта, поступившие на специальный счет ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» взносы на капитальный ремонт по аналогии с процедурой перечисления остатка денежных средств при закрытии специального счета должны быть направлены на счет регионального оператора.  Оснований для возвращения указанных средств собственникам помещений не имеется.

В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Государственной жилищной инспекции Воронежской области не имеется.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований ООО «Созвездие», а в отношении требований ТСН «ТСЖ «Артамонова, 36» в части признания незаконным пункта 2 предписания от 23.05.2018 № 04-41/41 правомерно их удовлетворил.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичным выводам о том, что оспариваемые предписания вынесены уполномоченным органом, не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункты 1).

Приведенные в апелляционных жалобах доводы апелляционным судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

При подаче апелляционной жалобы ООО «Созвездие» по платежному поручению от 06.11.2018 № 443 уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины при подаче Государственной жилищной инспекцией Воронежской области апелляционной жалобы судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.11.2018 по делу № А14-11810/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Созвездие» и Государственной жилищной инспекции Воронежской области – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Созвездие» (ИНН <***>, ОГРН <***>) излишне уплаченную по платежному поручению от 06.11.2018 № 443 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                    Е.В. ФИО4

Судьи                                                                           М.Б. ФИО5

                                                                                     ФИО1