ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25.01.2022 года дело № А14-16944/2020
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.01.2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Капишниковой Т.И.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полухиным Д.И.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «ЭКОЦЕНТР»: ФИО1, представитель по доверенности от 27.10.2020, паспорт гражданина РФ;
от иных лиц, участвующих в деле: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «СТРОЙТЕХНИКА»
на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2021 по делу № А14-16944/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью «ЭКОЦЕНТР» (г. Воронеж, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «СТРОЙТЕХНИКА» (г. Воронеж, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности по договору № 17Р-157СВ от 10.05.2017 на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов из жилищного фонда в размере 844 204 руб. в соответствии с актами об оказании услуг за период с 01.08.2018 по 31.12.2018, неустойки по договору № 17Р-157СВ от 10.05.2017 на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов из жилищного фонда за период с 26.09.2018 по 05.04.2020 в размере 480 086 руб. 55 коп., расходов по госпошлине (с учетом уточнений от 14.01.2021),
третье лицо: индивидуальный предприниматель ФИО2 (г. Воронеж, ОГРНИП <***>, ИНН <***>),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ЭКОЦЕНТР» (далее – истец, ООО «ЭКОЦЕНТР») обратилось в суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «СТРОЙТЕХНИКА» (далее – ответчик, ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА») задолженности по договору № 17Р-157СВ от 10.05.2017 на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов из жилищного фонда в размере 844 204 руб. 67 коп. в соответствии с актами об оказании услуг за период с 01.08.2018 по 31.12.2018, неустойки по договору № 17Р-157СВ от 10.05.2017 на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов из жилищного фонда за период с 26.09.2018 по 05.04.2020 в размере 480 086 руб. 55 коп., расходов по госпошлине (с учетом уточнения).
Определением суда от 19.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – третье лицо, ИП ФИО2).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2021 исковые требования удовлетворены в полом объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ответчик указывал на то, что ИП ФИО2 не имел права увеличивать стоимость услуг по договору № 17Р-157СВ от 10.05.2017 на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов из жилищного фонда на 15 %. ИП ФИО2 передал ООО «ЭКОЦЕНТР» по договору цессии несуществующую задолженность, что является незаконным. Данное действие является злоупотреблением правом.
В судебное заседание явился представитель истца, иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель истцас доводами апелляционной жалобы не согласился, считал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Выслушав явившегося представителя истца, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, между ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» (потребитель) и ИП ФИО2 (исполнитель) был заключен договор на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов из жилищного фонда от 10.05.2017 № 17Р-157СВ (т. 1 л.д. 24 – 32).
Согласно п. 1.1 договора исполнитель обязуется производить своим транспортом планово-регулярный сбор, транспортирование несортированных твердых коммунальных отходов (далее – ТКО, за исключением КГО (крупногабаритных отходов)), образовавшихся в результате жизнедеятельности населения, проживающего в жилищном фонде, находящемся во владении (управлении, обслуживании) у потребителя согласно приложению, из контейнеров, предназначенных для накопления ТКО, с последующим их захоронением на полигоне ТКО, а потребитель обязуется оплачивать оказываемые услуги. Указанные контейнеры принадлежат и располагаются на контейнерных площадках по адресам согласно приложению.
В соответствии с п. 1.2 договора, периодичность сбора, транспортирования ТКО устанавливается согласно приложению.
Количество отходов в размере 16 913,25 куб.м. определяется исходя из емкости контейнеров и периодичности их сбора и транспортирования. Расчет стоимости услуг производится в соответствии с ценой, составляющей 340,7 руб. за куб.м., установленной исполнителем на дату заключения договора путем умножения объема ТКО на цену. Общая сумма по договору составляет 5 762 344 руб. 29 коп. (п. 3.1 договора).
Исходя из п. 3.2 договора, исполнитель имеет право изменять цену в одностороннем порядке. Изменение цены в период действия договора не требует его переоформления. Исполнитель уведомляет потребителя об изменении цены на сбор, транспортирование и захоронение ТКО не менее чем за 30 дней путем направления уведомления об изменении цены. В случае несогласия потребителя с изменением стоимости он вправе расторгнуть договор в соответствии с п. 4.2 договора.
Как следует из пунктов 3.3, 3.4 договора, расчетным периодом является один календарный месяц. Потребитель производит оплату за оказанные услуги самостоятельно ежемесячно, не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя на основании платежных документов исполнителя (счетов, актов выполненных услуг работ и т.д.). При неполучении счета потребитель производит оплату самостоятельно на расчетный счет исполнителя на основании договора.
В соответствии с п. 4.1 договора он действует с 01.06.2017 по 31.12.2017 и считается ежегодно продленным на следующие 12 месяцев на тех же условиях, если ни от одной из сторон не последует письменного заявления об отказе от настоящего договора или изменении его условий в течение месяца до его окончания, а также при условии отсутствия у потребителя задолженности за оказанные услуги.
Обязательства исполнителя по настоящему договору считаются выполненными надлежащим образом и в полном объеме при отсутствии письменных претензий (рекламаций) со стороны потребителя до 5 числа месяца, следующего за расчетным (п. 5.1 договора).
Согласно п. 5.4 договора в случае несвоевременной оплаты услуг исполнитель имеет право потребовать с потребителя уплаты неустойки в размере 0,1 % от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического полного расчета включительно.
ИП ФИО2 направил в адрес ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» уведомление об увеличении стоимости услуг на сбор, транспортирование и захоронение ТКО с 01.07.2018 на 15 % (с 340,70 руб. за куб.м. до 405,50 руб. за куб.м.) в связи с ростом цен на ГСМ, запасные части, спецтехнику и материалы (т. 1 л.д. 130).
26.06.2018 письмом № 1259/4 ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» сообщило ИП ФИО2, что полагает неправомерным увеличение стоимости платы за услуги на 15 % (т. 1 л.д. 93).
Несмотря на разногласия сторон, с 01.07.2018 акты об оказании производственных услуг включали в себя стоимость услуг, рассчитанных исходя из цены за сбор, транспортирование и захоронение ТКО 405,50 руб. за 1 куб.м.
За период действия указанного договора с 01.08.2018 по 31.12.2018 ИП ФИО2 оказал услуги ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» на общую сумму 5 380 883 руб. 64 коп. (т. 1 л.д. 33 – 38, 39 – 44), при этом были оплачены услуги на сумму 4 536 678 руб. 97 коп.
Таким образом, задолженность по договору № 17Р-157СВ составила 844 204 руб. 67 коп. (разница в 15 % между первоначально согласованной ценой за услугу по договору и ценой, увеличенной на 15 %).
07.05.2019 между ИП ФИО2 (цедент) и ООО «ЭКОЦЕНТР» (цессионарий) был заключен договор возмездной уступки прав (цессии) (т. 1 л.д. 19 – 22), по условиям п. 1.1 которого цедент уступает, а цессионарий принимает в полном объеме право требования по договорам, заключенным между цедентом и должником, перечень которых указан в приложении № 1 к договору.
В частности, к ООО «ЭКОЦЕНТР» перешли права требования по договору № 17Р-157СВ от 10.05.2017 на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов из жилищного фонда, заключенному между ИП ФИО2 и ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА», в размере 844 204 руб. 67 коп.
Исходя из п. 2.2. договора, в качестве оплаты за уступаемое право требования цедента к должникам по договорам, указанным в приложении № 1 к договору, цессионарий обязуется выплатить цеденту денежные средства в размере 3 668 659 руб. 59 коп.
В 30-дневный срок со дня подписания настоящего договора цедент обязан передать цессионарию по акту приема-передачи все имеющиеся у него документы, удостоверяющие право требования цедента к должникам по договорам, указанным в приложении № 1 к договору (п. 3.1 договора).
В силу п. 3.5 договора с момента подписания настоящего договора цессионарий становится новым кредитором должников по договорам, указанным в приложении № 1 к договору.
В соответствии с актом приема-передачи документов от 07.05.2019 ИП ФИО2 переданы ООО «ЭКОЦЕНТР» все имеющиеся документы, удостоверяющие право требования к должникам, указанным в приложении № 1 к договору (в т.ч. к ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА») (т. 1 л.д. 23).
О состоявшейся уступке права требования ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» уведомлено в установленном порядке уведомлением от 26.07.2019 № 05 (т. 1 л.д. 132 – 133).
Направленная ООО «ЭКОЦЕНТР» в адрес ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» претензия от 29.11.2019 № 07 об оплате задолженности по договору № 17Р-157СВ от 10.05.2017 оставлена последним без удовлетворения (т. 1 л.д. 16 – 17).
Ссылаясь на отсутствие мотивированного ответа ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» на претензию, наличие задолженности, ООО «ЭКОЦЕНТР» обратилось в суд с настоящим уточненным иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Как следует из статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее – обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в частности, управление управляющей организацией.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (в редакции постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498), сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, являются составной частью содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В этой связи, в случае выбора собственниками помещений жилого дома способа управления в виде управляющей организации такая организация является потребителем услуг организации коммунального комплекса по сбору и вывозу отходов, обеспечивающим предоставление в отношении жилого дома данных услуг путем заключения соответствующих договоров с организацией коммунального комплекса.
Поэтому отношения по оказанию услуги по вывозу и утилизации ТКО между жителями и ИП ФИО2 опосредованы участием управляющей компании – ответчиком, который является потребителем данной услуги в отношении находящегося у него в управлении многоквартирного дома.
В силу части 1 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА», являясь управляющей организацией, обязано обеспечивать надлежащее содержание общего имущества находящихся в его управлении многоквартирного дома.
Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО. Названные положения действуют во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89-ФЗ).
В силу статьи 1 ФЗ № 89-ФЗ обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (п. 1 ст. 24.6 ФЗ № 89-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 24.6 ФЗ № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» был предусмотрен поэтапный до 01.01.2019 ввод новой системы регулирования в области обращения с ТКО.
Как следует из ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – ФЗ № 458-ФЗ), договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 24.9 ФЗ № 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также – тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов).
Исходя из пунктов 4 – 6 Основ ценообразования, регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов.
Тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) настоящего документа, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (далее – территориальная схема).
Регулированию подлежат следующие виды тарифов:
а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе на объектах размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил регулирования тарифов, тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев и в течение этого срока не пересматриваются (за отдельными исключениями).
Регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов (п. 6 Правил регулирования тарифов).
Пунктом 19 Правил регулирования тарифов определено, что решение об установлении тарифов принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Как следует из п. 6(1) Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация, осуществляющая захоронение твердых коммунальных отходов, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки твердых коммунальных отходов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, тариф на обработку твердых коммунальных отходов для такой регулируемой организации не устанавливается. При этом расходы на обработку твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 8 ст. 23 ФЗ № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01 января 2019 года.
При первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы (ч. 8.1 ст. 23 ФЗ № 458-ФЗ).
Ввиду чего, до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО применяются положения действующего законодательства о включении стоимости услуги по сбору, вывозу и утилизации ТКО в состав платы за содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и заключенные собственниками (товариществами собственников жилья, управляющими компаниями) договоры по обращению с ТКО сохраняют свою силу.
Поэтому договор на сбор, вывоз и захоронение ТКО действует до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Новая система регулирования в области обращения с ТКО, как указывалось выше, вводится поэтапно до 01.01.2019. При этом управляющая организация не вправе не оказывать услуги по обращению с ТКО в случае, если собственниками не заключен прямой договор с региональным оператором по обращению с ТКО. До 01.01.2019 стоимость услуги по сбору, вывозу и утилизации ТКО входит в состав платы за содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
По результатам проведения конкурсного отбора на присвоение статуса регионального оператора по обращению с ТКО и право на заключение соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО между ОАО «Экотехнологии» и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области подписано соглашение о присвоении ОАО «Экотехнологии» статуса регионального оператора по обращению с ТКО. В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входит Воронежский межмуниципальный кластер – г. Воронеж, г. Нововоронеж, Семилукский, Рамонский, Репьевский, Новоусманский, Каширский, Нижнедевицкий и Хохольский муниципальные районы. Региональный оператор приступил к работе с 01.01.2019 на основании единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
При этом на территории городского округа город Воронеж в заявленный в иске период задолженности с 01.08.2018 по 31.12.2018 региональный оператор свою деятельность не осуществлял.
Поэтому ссылки ответчика на операторов, организации коммунального комплекса, тарифы и индексации, коммунальные услуги по ЖК РФ не подлежат применению.
Услуга по обращению с ТКО для городского округа город Воронеж стала коммунальной с даты начала деятельности регионального оператора, то есть с 01.01.2019. До указанной даты услуга по вывозу ТКО относилась к жилищной услуге, а не к коммунальной.
В этой связи, ссылка ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» на постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» является необоснованной.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (действовал на момент заключения спорного договора) организация коммунального комплекса – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Перевозчик отходов ИП ФИО2 в заявленный период с 01.08.2018 по 31.12.2018 осуществлял свою деятельность на основании гражданских договоров с потребителями услуг и не являлся ни оператором, ни организацией коммунального комплекса, для которой устанавливался тариф. Он не имел своего полигона, в связи с чем, пользовался услугами ООО «Каскад».
Данные факты участниками спора не опровергаются.
С 01.01.2019, то есть с даты начала деятельности регионального оператора и утверждения единого тарифа, ООО «Каскад», являвшееся на тот момент владельцем полигона ТБО, являлось оператором и организацией коммунального комплекса.
В п. 3.1 договора № 17Р-157СВ от 10.05.2017 стороны согласовали цену 340 руб. 70 коп. без НДС за 1 куб.м. отходов. В свою очередь, п. 3.2 договора предусматривает право исполнителя изменять цену в одностороннем порядке.
Процедура уведомления ответчика за месяц о повышении стоимости услуг с 01.07.2018 ИП ФИО2 соблюдена.
В письме от 26.06.2018 № 1259/4 ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» указывало на получение от ИП ФИО2 уведомления о повышении стоимость услуг по договору № 17Р-157СВ от 10.05.2017 на 15 % (т. 1 л.д. 93).
Между тем потребитель, выразив несогласие с изменением стоимости, не расторг договор в соответствии с п. 4.2 договора, при этом продолжив пользоваться услугами ИП ФИО2
В соответствии с п. 4.2 договора № 17Р-157СВ, он может быть расторгнут по инициативе потребителя в порядке, установленном законодательством РФ, с обязательным письменным предупреждением другой стороны не позднее, чем за 1 месяц до расторжения, при условии оплаты исполнителю расходов (затрат), связанных с расторжением договора (например, возвращение контейнера и т.п.), и оплаты оказанных услуг с подписанием акта сверки взаимных расчетов в соответствии с п. 2.1.8, а также согласования нового места накопления отходов (адреса контейнерной площадки) при использовании для накопления отходов общей контейнерной площадки.
Ответчик не воспользовался своим правом уведомить ИП ФИО2 о несогласии с увеличением стоимости услуг и расторгнуть договор. ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» к ИП ФИО2 с требованием о расторжении договора не обращалось, а ежемесячно производило оплату за фактически оказанные услуги не в полном объеме, что подтверждается представленными актом сверки взаимных расчетов, а также платежными поручениями за июль – декабрь 2018 года, январь 2019 года (т. 3 л.д. 23 – 53).
Факт оказания ИП ФИО2 услуг по договору в период с 01.08.2018 по 31.12.2018 подтверждается предоставленными истцом в материалы дела доказательствами, ответчиком по существу не оспаривается.
Доказательств ненадлежащего оказания услуг в соответствии с договором от 10.05.2017 № 17Р-157СВ на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) ТКО из жилищного фонда, находящегося в управлении ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА», равно как и оказание данных услуг иным лицом материалы дела не содержат. При этом, объем и качество оказанных услуг ответчиком не оспаривается.
Заявленный ответчиком довод о том, что сумма задолженности погашена в полном объеме, подлежит отклонению как противоречащий фактическим обстоятельствам спора.
Ссылка ответчика на нормы, регулирующие плату за негативное воздействие на окружающую среду, в данном случае не имеет правового значения, поскольку указанная плата взимается при осуществлении деятельности по размещению отходов. При этом ИП ФИО2 не имел своего полигона и не осуществлял деятельность по размещению отходов. Доказательств наличия у ИП ФИО2 лицензии на размещение отходов ответчиком не представлено.
Указание ответчика на отсутствие у ИП ФИО2 оснований для повышения цены услуги противоречит действующему законодательству.
В рассматриваемом случае ИП ФИО2 не осуществлял деятельность по размещению (захоронению) ТКО на полигон. Услуги по утилизации твердых бытовых отходов оказывало ООО «Каскад».
В период действия договора № 17Р-157СВ от 10.05.2017 на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов из жилищного фонда тариф на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «Каскад» для населения, составлял 82,73 руб. за 1 куб.м. с НДС.
С 01.07.2018 действовал тариф на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемых ООО «Каскад» для населения, в размере 128,28 руб. за 1 куб.м. с НДС (приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 09.07.2018 № 25/7).
Со второго полугодия 2018 года в состав тарифа на захоронение ТКО была включена плата за негативное воздействие на окружающую среду, что повлекло увеличение тарифа для ООО «Каскад».
Из пояснений истца следует, что осуществлять вывоз ТКО по старой цене не имелось возможности при увеличении стоимости захоронения отходов с 01.07.2018 с 82,73 руб. до 128,28 руб. за 1 куб.м., а также в связи с ростом цен на ГСМ, запасные части, спецтехнику и материалы.
Согласно п. 3.2 договора № 17Р-157СВ, ИП ФИО2 имел право изменять цену услуги в одностороннем порядке, при этом изменение цены в период действия договора не требовало его переоформления.
Суд области пришел к правильному выводу о том, что цена была увеличена на основании повышения тарифа на захоронение ТКО, а также в соответствии с п. 3.2 договора № 17Р-157СВ от 10.05.2017, который недействительным в установленном порядке не признан.
При таких обстоятельствах материалами дела подтверждается факт наличия у ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» задолженности по договору № 17Р-157СВ от 10.05.2017 за услуги, оказанные в период с 01.08.2018 по 30.12.2018, в сумме 844 204 руб. 67 коп.
В силу пунктов 1, 2 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из п. 1 ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
В соответствии с п. 1 ст. 385 ГК РФ уведомление должника о переходе права имеет для него силу независимо от того, первоначальным или новым кредитором оно направлено.
Должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до предоставления ему доказательств перехода права к этому кредитору, за исключением случаев, если уведомление о переходе права получено от первоначального кредитора.
Уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону (п. 1 ст. 388 ГК РФ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 389.1 ГК РФ взаимные права и обязанности цедента и цессионария определяются настоящим Кодексом и договором между ними, на основании которого производится уступка.
Требование переходит к цессионарию в момент заключения договора, на основании которого производится уступка, если законом или договором не предусмотрено иное.
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» разъяснено, что по общему правилу, требование переходит к цессионарию в момент заключения договора, на основании которого производится уступка, например договора продажи имущественного права (пункт 2 статьи 389.1 ГК РФ). Однако законом или таким договором может быть установлен более поздний момент перехода требования. Стороны вправе установить, что переход требования произойдет по истечении определенного срока или при наступлении согласованного сторонами отлагательного условия. Например, стороны договора продажи имущественного права вправе установить, что право переходит к покупателю после его полной оплаты без необходимости иных соглашений об этом (пункт 4 статьи 454, статья 491 ГК РФ).
Как указывалось ранее, пунктом 3.5 договора установлено, что с момента подписания настоящего договора цессионарий становится новым кредитором должников по договорам, указанным в приложении № 1 к договору.
В связи с чем, право требования к ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» задолженности по договору от 10.05.2017 № 17Р-157СВ перешло к ООО «ЭКОЦЕНТР» от ИП ФИО2 в установленном договором порядке, то есть с момента заключения сторонами договора цессии.
Первоначальный кредитор ИП ФИО2 уведомлял ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» о возмездной уступке прав (цессии), в связи с чем, ответчику для исполнения обязательств доказательства перехода права (требования) не требовались в силу прямого указания закона (п. 1 ст. 385 ГК РФ).
ООО «ЭКОЦЕНТР» также уведомляло ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» о произведенной уступке права требования, поэтому основания сомневаться в надлежащем кредиторе у ответчика отсутствовали.
В данном случае договор возмездной уступки прав (цессии) от 07.05.2019 не противоречит закону, не нарушает прав третьих лиц, передаваемые права не находятся в неразрывной связи с личностью кредитора. В действиях ИП ФИО2 по передаче ООО «ЭКОЦЕНТР» права требования к ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» задолженности по договору № 17Р-157СВ, 844 204 руб. 67 коп. злоупотребления правом не имеется.
Таким образом, поскольку задолженность ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» не погашена, требования ООО «ЭКОЦЕНТР» о взыскании 844 204 руб. 67 коп. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Помимо основного долга истцом заявлялось требование о взыскании с ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» неустойки за период с 26.09.2018 по 05.04.2020 в общей сумме 480 086 руб. 55 коп.
В силу п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Исходя из п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка не только выступает способом обеспечения исполнения обязательства, она также является мерой гражданско-правовой ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Обеспечительное действие неустойки заключается в том, что необходимость ее уплаты побуждает должника к надлежащему исполнению обязательства. После того как обязательство нарушено, неустойка утрачивает свой обеспечительный характер и становится мерой ответственности, следовательно, поскольку неустойка является мерой гражданско-правовой ответственности, при прекращении договора действует общее правило, предусмотренное статьей 425 ГК РФ, и неустойка подлежит взысканию даже после окончания срока действия договора.
Поскольку материалами дела подтверждается, что ИП ФИО2 исполнил свои обязательства надлежащим образом, а ответчик не представил доказательств оплаты задолженности по договору в полном объеме в установленные сроки, требования ООО «ЭКОЦЕНТР», к которому согласно договору цессии права требования по договору № 17Р-157СВ от 10.05.2017 перешли в полном объеме, о взыскании с ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» неустойки являются правомерными.
Представленный истцом расчет неустойки проверен судами, является арифметически верным и признается обоснованным, не нарушающим условия договора и права и законные интересы ответчика.
Ответчик исковые требования в части взыскания неустойки документально не оспорил, контррасчет не представил. О снижении неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ, ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» не заявляло.
На основании изложенного, требование истца о взыскании с ООО УК «СТРОЙТЕХНИКА» неустойки за период с 26.09.2018 по 05.04.2020 в размере 480 086 руб. 55 коп. правомерно удовлетворено судом.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено достаточных и достоверных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу спора.
Доводы заявителя жалобы являются несостоятельными и подлежат отклонению по основаниям, указанным ранее.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого определения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, жалоба не содержит.
Доводы заявителя сводятся к несогласию с установленными в определении суда обстоятельствами и их оценкой, однако иная оценка заявителем этих обстоятельств не может служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Принимая во внимание разъяснения, изложенные в абзаце 8 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 года № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», согласно которым, суд апелляционной инстанции применительно к части 4 статьи 170 АПК РФ устанавливает, соответствуют ли выводы судов практике применения правовых норм, определенной постановлениями Пленума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, постановлениями Президиума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Президиума ВАС РФ, а также содержащейся в обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом ВС РФ, суд апелляционной инстанции указывает на то, что аналогичный подход выражен в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.01.2022 по делу № А14-16942/2020.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2021 по делу № А14-16944/2020 подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2021 по делу № А14-16944/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Пороник
Судьи Т.И. Капишникова
А.И. Протасов