ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 июня 2018 года Дело № А14-17802/2017
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2018 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Маховой Е.В.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Серищевой С.В.,
при участии:
от субъекта Российской Федерации Воронежской области в лице департамента аграрной политики Воронежской области: ФИО2, представитель по доверенности № 60-01-12/2010 от 12.09.2016;
от Управления Федерального казначейства по Воронежской области: ФИО3, представитель по доверенности № 31-18-07/3795 от 28.05.2018;
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО4: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО4 на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.02.2018 по делу № А14-17802/2017 (судья Соболева Е.П.),
по иску субъекта Российской Федерации Воронежской области в лице департамента аграрной политики Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО4 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 800 000,00 руб.,
третье лицо: Управление Федерального казначейства по Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Субъект Российской Федерации - Воронежская область в лице департамента аграрной политики Воронежской области (далее - департамент аграрной политики Воронежской области, истец) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО4 (далее – ИП глава КФХ ФИО4, ответчик) о взыскании 800 000 руб. гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе средства федерального бюджета в сумме 672 000 руб. и средства бюджета Воронежской области в сумме 128 000 руб. (с учетом уточнений).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.02.2018 по делу № А14-17802/2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП глава КФХ ФИО4 обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, указав на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 12.10.2017, просила его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание апелляционной инстанции 13.06.2018 представитель ИП главы КФХ ФИО4не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ, дело рассматривалось в ее отсутствие.
Представители истца и третьего лица возражали против доводов апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
При рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей истца и третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 29.06.2012 №594 «Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство» ИП главе КФХ ФИО4 был предоставлен грант на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 800 000 руб.
Грант был предоставлен как за счет средств бюджета Воронежской области (128 000 рублей), так и за счет средств полученных бюджетом Воронежской области из федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 №166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» (672 000 руб.).
Средства были перечислены в соответствии с Соглашением №45 от 03.07.2015 «О предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство» платежными поручениями №508817 от 15.07.2015 и №424696 от 15.07.2015.
В соответствии с Порядком предоставления грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденный постановлением правительства Воронежской области от 29.06.2012 №594, а также в соответствии с соглашением ИП глава КФХ ФИО4, в связи с получением гранта, должна была выполнить ряд условий, в частности, использовать средства гранта только на развитие хозяйства, предоставить в департамент аграрной политики Воронежской области документы, подтверждающие целевое использование указанных средств.
В нарушение Порядка и Соглашения ответчиком не были предоставлены в департамент аграрной политики Воронежской области отчет о целевом использовании средств гранта и другие подтверждающие документы.
21.07.2017 департаментом аграрной политики Воронежской области была проведена проверка целевого использования средств гранта ИП главой КФХ ФИО4 В ходе проведения проверки, документы, подтверждающие целевое расходование средств гранта, софинансирование за счет собственных средств и создание рабочих мест, предоставлены не были. До настоящего времени отчет об использовании средств гранта не предоставлен, средства в бюджет не возвращены.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу требований статей 307, 309, 310 ГК РФ, обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе; обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных знебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Статьями 28, 38 БК РФ установлено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, предусматривает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно статье 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Федеральный закон №264-ФЗ), другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях применения вышеназванного Федерального закона №264-ФЗ, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 264-ФЗ).
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона №264-ФЗ, государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Государственная аграрная политика основывается, в частности, на принципе доступности и адресности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона № 264-ФЗ).
Согласно пунктам 2 и 3 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, одними из основных направлений государственной аграрной политики являются формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры, а также государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 264-ФЗ, одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона № 264-ФЗ).
Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.
В соответствии с пунктами 11, 12, 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2012 №166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» (действовавшим на момент выдачи гранта) (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2012 №166), распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) принятым в соответствии с ним актом Правительства Российской Федерации.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии определяется по специальной формуле. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может установлен быть ниже 70 процентов и выше 95 процентов расходного обязательства. Уровень софинансирования по субъектам Российской Федерации утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пунктов 29, 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2012 № 166, в случае несоблюдения условий, установленных соглашением и настоящими Правилами, соответствующие средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2012 № 166, правительством Воронежской области было издано постановление от 29.06.2012 № 594 «Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство» (далее - постановление правительства Воронежской области от 29.06.2012 № 594), (действовало на момент выдачи гранта, в настоящее время утратило силу в связи с изданием правительством Воронежской области постановления от 15.02.2017 № 130 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета в виде грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств»).
Условия и порядок предоставления мер поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам, критерии отбора получателей мер поддержки, перечень документов, необходимых для получения указанных мер поддержки, сроки их рассмотрения закреплены в Порядке предоставления грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденном постановлением правительства Воронежской области от 29.06.2012 №594 (действовавшим в спорный период, далее – Порядок), которым установлено, что:
- глава хозяйства обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане (пункт 2.9 Порядка);
- глава хозяйства обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие хозяйства (пункты 2.10, 3.1 Порядка);
- хозяйство планирует создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта (п. 2.11 Порядка).
Пунктом 6.1 Порядка установлено, что получатель гранта по мере их использования в течение 18 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет представляет в Департамент документы, подтверждающие целевое использование указанных средств (копии договоров купли-продажи, платежных документов, актов приема-передачи, накладных, паспортов самоходных машин, свидетельств о регистрации, ветеринарных справок или ветеринарных свидетельств и иных документов).
По истечении 18 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет получатель гранта представляет в Департамент документы, подтверждающие создание в хозяйстве не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта (копии трудового договора, приказа о приеме на работу, трудовой книжки или иные документы).
Как следует из имеющейся в материалах дела заявки на участие в конкурсе, ИП глава КФХ ФИО4 с условиями предоставления гранта была ознакомлена и согласна.
В соответствии с п. 6.2 Порядка, ответственность за достоверность предоставляемых в конкурсную комиссию сведений, подтверждающих соответствие заявителя условиям пункта 2.1 настоящего Порядка, а также сведений, содержащихся в отчетных документах, несут получатели грантов и единовременной помощи.
В соответствии с пунктами 4.8., 4.9., 4.10 Порядка, решение о предоставлении грантов либо об отказе в их предоставлении принимается департаментом аграрной политики Воронежской области.
В соответствии с п. 4.8 Порядка, между департаментом аграрной политики Воронежской области и ИП главой КФХ ФИО4 было заключено соглашение №45 от 03.07.2015 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство.
Предметом Соглашения являелось предоставление ИП главе КФХ ФИО4 гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно пункту 2.3 Соглашения ИП глава КФХ ФИО4 приняла на себя, в том числе, следующие обязательства:
- оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, определенных в плане расходов (п. 2.3.3 Соглашения);
- использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на создание и развитие своего крестьянского (фермерского) хозяйства, на цели, указанные в плане расходов (п. 2.3.1 Соглашения);
- создать в крестьянском (фермерском) хозяйстве одно постоянное рабочее место на каждые 500 тыс. рублей полученного гранта (п. 2.3.4 Соглашения);
- согласовывать с департаментом любые изменения плана расходов, в том числе в пределах выделенного гранта (п. 2.3.2 Соглашения);
- предоставлять в департамент, по мере использования гранта, документы в течение 18 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет, подтверждающие целевое использование указанных средств (копии договоров купли-продажи, копии платежных документов, копии актов приема-передачи, накладных и других документов), а также отчеты по формам, устанавливаемым Департаментом (п. 2.3.8 Соглашения).
Срок предоставления отчета по целевому освоению средств гранта у ИП главы КФХ ФИО4 истек 16.01.2017. В нарушение п. 6.1 Порядка ФИО4 документы, подтверждающие целевое использование указанных средств и документы, подтверждающие создание в хозяйстве не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта, не предоставила.
В соответствии с Информацией о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств за 2015 и 2016 годы (форма 1-КФХ), предоставленной ИП главой КФХ ФИО4 в соответствии с п. 2.3.10 Соглашения в администрацию Таловского муниципального района, производственная деятельность ИП главой КФХ ФИО4 в 2015 и 2016 годах не осуществлялась, расходы средств гранта ею не проводились.
Департамент, органы государственного финансового контроля осуществляют проверки соблюдения получателями грантов и единовременной помощи условий, целей и порядка их предоставления (пункт 6.4 Порядка).
С учетом изложенного, установленные пунктом 2.3 Соглашения и разделом 2 Порядка обязательства ИП главой КФХ ФИО4 не исполнены.
Средства гранта ИП ФИО5 КФХ ФИО4 в добровольном порядке не возвращены. Ответ на уведомление в департамент аграрной политики Воронежской области не поступал, документы и отчеты, подтверждающие целевое использование гранта, также не поступали.
Пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 №166 установлено, что в случае использования начинающими фермерами полученного гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства на цели, не предусмотренные настоящими Правилами, средства, составляющие сумму гранта, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнение департаментом своих обязательств по перечислению суммы субсидии в размере 800 000 руб. подтверждается платежными поручениями №508817 от 15.07.2015 и №424696 от 15.07.2015.
Факт неисполнения обязательства по целевому использованию гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства ИП главой КФХ ФИО4 установлен материалами дела, доказательств добровольного возврата указанных средств ответчиком не представлено, равно как не представлено доказательств соблюдения условий предоставления гранта (статьи 65, 9 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Апелляционная жалоба не содержит доводов опровергающих выводы суда первой инстанции, таким образом изложенное в жалобе не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 01.02.2018 по делу № А14-17802 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
РешениеАрбитражного судаВоронежской области от 01.02.2018 по делу № А14-17802/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобуиндивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО4 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.М. Мокроусова
Судьи Е.В. Маховая
ФИО1