Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
24 мая 2021 года
Дело № А19-11133/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя непубличного акционерного общества «Вудстар» – ФИО1 (доверенность от 12.05.2021, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного комплекса Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2021 года по делу № А19-11133/2020 Арбитражного суда Иркутской области,
установил:
непубличное акционерное общество «Вудстар» (ОГРН <***>,
ИНН <***>, далее – НАО «Вудстар», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к министерству лесного комплекса Иркутской области (далее – Министерство) о признании незаконным решения № 02-91-7296/20 от 04.06.2020.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 ноября 2020 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 января
2021 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт о признании недействительным оспариваемого решения, возложении на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление общества.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта и оставлении в силе ранее принятого по делу решения суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы Министерство ссылается на то, что объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет; судом апелляционной инстанции не дана оценка доводу Министерства об отсутствии у НАО «Вудстар» преимущественного права на заключение договора аренды лесного участка.
Отзыв на кассационную жалобу представлен не был.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru).
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 апреля
2021 года в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 23.04.2021
№ 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.» в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы Министерства отложено на 18 мая 2020 года на 10 часов 45 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.
От Министерства поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель общества выразил несогласие с доводами кассационной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между федеральным государственным учреждением Чунский лесхоз ГУПРООС МПР РФ по Иркутской области (арендодатель) и ЗАО «Вудстар» (арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда № 7 от 03.08.2004, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 которого арендатору сроком на пять лет для заготовки древесины предоставляется участок лесного фонда площадью 14042 га, расположенный на территории Чунского района Иркутской области в лесах третьей группы Чунского лесхоза: Джиживского лесничества в составе кварталов №№ 59, 72-81, 96, 97, 144-148. О передаче указанного участка сторонами оформлен акт приема-передачи от 04.08.2004.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ
«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258, договор аренды № 7 от 03.08.2004 переоформлен в договор аренды лесного участка № 23/08 от 04.12.2008, которым уточнены характеристики предоставляемого в аренду участка – номер учетной записи в государственном лесном реестре 430-2008-10, месторасположение: Иркутская область, Чунский район, Чунское лесничество, Червянское участковое лесничество – «Джиживская дача», кварталы №№ 59, 72-81, 96, 97, 144-148. Срок действия договора аренды № 23/08 от 04.12.2008 установлен с 20.09.2004 по 20.09.2009.
Дополнительным соглашением от 04.05.2009 сторонами внесены изменения в договор аренды № 23/08 от 04.12.2008, установлен срок действия указанного договора с 20.09.2004 по 20.09.2014
На основании дополнительного соглашения от 22.10.2010, заключенного между агентством лесного хозяйства Иркутской области, территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и
ЗАО «Вудстар», права и обязанности Чунского лесничества по договору аренды № 23/08 от 04.12.2008 перешли к агентству лесного хозяйства Иркутской области.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области
от 31.03.2016 № 178-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» агентство лесного хозяйства Иркутской области с 15.06.2016 переименовано в министерство лесного комплекса Иркутской области.
В адрес Министерства обратилось НАО «Вудстар» с заявлением от 30.04.2020 (входящий номер 01-91-8855/20) о постановке вышеуказанного лесного участка на кадастровый учет и проведении торгов по реализации права на заключение договора аренды лесного участка, с учетом преимущественного права у НАО «Вудстар», в соответствии с решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2015 года по делу № А19-672/2015.
Министерство письмом № 02-91-7296/20 от 04.06.2020 отказало обществу в удовлетворении заявления в связи с отсутствием у НАО «Вудстар» преимущественного права на заключение договора аренды лесного участка на новый срок.
Не согласившись с решением Министерства, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции признал правомерным отказ Министерства в заключении договора аренды
с НАО «Вудстар» без проведения аукциона. Суд указал, что по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда его продление или заключение нового договора аренды может быть произведено только в порядке, предусмотренном статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), то есть с соблюдением публичных процедур.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное обществом требование, суд апелляционной инстанции указал на то, что выводы суда первой инстанции не основаны на материалах дела, установил не соответствие оспариваемого решения Министерства положениям частей 6, 7 статьи 78 ЛК РФ, как не содержащего в себе мотивированного обоснования принятого решения об отказе.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 78 ЛК РФ установлено, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также – аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее – заявление о проведении аукциона).
Заявление о проведении аукциона подается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 4).
В случае получения заявления о проведении аукциона решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения такого заявления (часть 3).
Согласно части 6 статьи 78 ЛК РФ решение об отказе в проведении аукциона принимается в следующих случаях:
1) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу;
2) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насаждений, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридическому лицу;
3) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) заявление о проведении аукциона подано заявителем, с которым в соответствии с настоящим Кодексом не может быть заключен договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона;
5) заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи.
Решение об отказе в проведении аукциона, содержащее мотивированное обоснование такого отказа, направляется органом государственной власти или органом местного самоуправления гражданину или юридическому лицу, подавшим заявление о проведении аукциона, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения (часть 7 статьи 78 ЛК РФ).
Судами установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в своем заявлении от 30.04.2020 НАО «Вудстар» просит сформировать, поставить на кадастровый учет земельный участок и провести торги по реализации права на заключение договора аренды лесного участка.
Письмом № 02-91-7296/20 от 04.06.2020 Министерство отказало обществу в удовлетворении заявления в связи с отсутствием у него преимущественного права на заключение договора аренды лесного участка на новый срок.
Суд округа соглашается с судом апелляционной инстанции в том, что оспариваемое решение не соответствует приведенным положениям части 6 и 7 статьи 78 ЛК РФ, поскольку не содержит мотивированного обоснования такого отказа со ссылкой на случаи, предусмотренные частью 6 указанной статьи. Суд кассационной инстанции также считает обоснованным указание апелляционного суда о фактическом уклонении Министерства от рассмотрения заявления общества, путем ссылки лишь на отсутствие права у заявителя на преимущественное заключение договора аренды лесного участка на новый срок, которое обществом и не испрашивалось.
Как верно было указано судом апелляционной инстанции, ссылка в заявлении общества на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 марта 2015 года применительно к положениям статьи 78 ЛК РФ не имеет правового значения, а является лишь позицией заявителя, обратившегося в уполномоченный орган с заявлением о принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.
Таким образом, руководствуясь приведенными положениями законодательства, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, установив нерассмотрение Министерством по существу поступившего заявления о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, необоснованность и немотивированность вынесенного отказа, пришел к правомерному выводу о недействительности оспариваемого решения, выраженного в письме № 02-91-7296/20 от 04.06.2020, и в связи с этим наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, не опровергают выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 января
2021 года по делу № А19-11133/2020 Арбитражного суда Иркутской области оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Г.В. Ананьина
А.Н. Левошко
М.М. Шелёмина