ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-21606/2021 от 14.06.2022 АС Восточно-Сибирского округа

1042/2022-13401(2)




Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск  16 июня 2022 года Дело № А19-21606/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: 

председательствующего судьи Яцкевич Ю.С.,
судей Зуевой М.В., Кушнаревой Н.П.,

при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-

связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым представителя общества с 

ограниченной ответственностью «ОНГ» ФИО1 (доверенность от 30.11.2020, 

паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с 

ограниченной ответственностью «ОНГ» на определение Арбитражного суда Иркутской 

области от 25 января 2022 года по делу № А19-21606/2021 и постановление Четвертого 

арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2022 года по тому же делу,
установил:

общество с ограниченной ответственностью «ОНГ» (далее также – ООО «ОНГ»)  обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об установлении  юридического факта о том, что по состоянию 01.03.2020 основной вид экономической  деятельности ООО «ОНГ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Иркутская область, г.  Ангарск, мкр. 29-й, д. 3) соответствовал основному виду экономической деятельности  (ОКВЭД) 56.10.1 «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным  обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания», в связи  с чем установить, что общество «ОНГ» (ОГРН <***>, ИНН <***>,  Иркутская область, г. Ангарск, мкр. 29-й, д. 3) по состоянию на 01.03.2020 является  организацией, ведущей деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей 


[A1] степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения  новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством  Российской Федерации, в связи с чем общество «ОНГ» соответствует требованию,  установленному пп. в п. 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета  субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в  отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях  ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции,  перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 «Об  утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий  субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях  Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения  ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». 

Также общество «ОНГ» просило указать в резолютивной части решения суда, что  вступившее в законную силу решение суда будет являться основанием для рассмотрения  инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области ранее  поданных обществом «ОНГ» в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Ангарску  Иркутской области заявлений о получение мер государственной поддержки как  предприятием, наиболее пострадавшим от действия коронавирусной инфекции,  предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020   № 576, в том числе заявление № 1 от 18.05.2020, заявление № 2 от 25.06.2020, Заявление   № 3 от 30.06.2020, заявление № 4 от 30.06.2020, с учетом установления по состоянию на  01.03.2020 основного вида экономической деятельности ООО «ОНГ» 56.10.1  «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев,  ресторанов быстрого питания и самообслуживания». 

В ходе рассмотрения дела судом заменена инспекция Федеральной налоговой  службы по г. Ангарску Иркутской области ее правопреемником – межрайонная инспекция  Федеральной налоговой службы России № 21 по Иркутской области (далее также –  инспекция). 

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2022 года,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного  суда от 18 апреля 2022 года, заявление оставлено без рассмотрения на основании пункта 3  части 1 статьи 148, части 3 статьи 217 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Не согласившись с судебными актами, ООО «ОНГ» обратилось в Арбитражный 


[A2] суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило судебные  акты отменить, сославшись на отсутствие у судов правовых оснований для оставления его  заявления об установления юридического факта без рассмотрения по мотиву наличия  между заявителем и налоговым органом разногласий по поводу осуществления  обществом по состоянию на 01.03.2020 определенного вида деятельности. Установление  юридического факта подтвердит факт осуществления обществом «ОНГ» определенной  деятельности в определенный период времени, что, вопреки выводам судов, не может  расцениваться как установление права общества на получение налоговых льгот и  субсидий, считает заявитель. 

В судебном заседании представитель общества «ОНГ» доводы кассационной  жалобы поддержал. 

Инспекция своих представителей в заседание не направила, о времени и месте его  проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации считается извещенной надлежащим образом. 

Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении  судебного заседания по ее рассмотрению от 31 мая 2022 года выполнено в форме  электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной  подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения  на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и  информационной системе «Картотека арбитражных дел» (kad.arbitr.ru). 

На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя  заинтересованного лица. 

Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе,  правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм  материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о  применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в  материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не  находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов. 

Согласно статье 30 и части 1 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке особого  производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для  возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 


[A3] В соответствии с частью 1 статьи 217 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение,  рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства,  установленным настоящим Кодексом, с особенностями, предусмотренными в главе 27  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Часть 2 указанной статьи определяет, что производство по делам об установлении  фактов, имеющих юридическое значение, возбуждается в арбитражном суде на основании  заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение. 

Частью 2 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации закреплен примерный перечень фактов, которые могут быть установлены  арбитражным судом в порядке особого производства. 

В соответствии с частью 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих  юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или  восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным  законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный  порядок установления соответствующих фактов. 

Согласно части 3 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое  значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом  или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления  данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить  необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически  значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской  или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц  установление требуемого факта, не возник ли спор о праве. 

В случае, если в ходе судебного разбирательства по делу об установлении факта,  имеющего юридическое значение, выяснится, что возник спор о праве, арбитражный суд  оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без  рассмотрения, о чем выносит определение. В определении заявителю и другим  заинтересованным по делу лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке  искового производства (часть 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 2 информационного письма 


[A4] Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 № 76  «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов,  имеющих юридическое значение», заявление об установлении факта, имеющего  юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения, если требование  возникло из спора о праве; такое требование может быть рассмотрено в общем порядке. 

Пункт 3 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации аналогичным образом предписывает суду оставить заявление без  рассмотрения, если после его принятия к производству суд установит, что при  рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение,  выясняется, что возник спор о праве. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, в рамках дела   № А19-21308/2020 общество «ОНГ» оспаривало отказ налогового органа в  предоставлении ему мер поддержки, как предприятию, наиболее пострадавшему в связи с  распространением новой коронавирусной инфекции (COVID19). Вступившим в законную  силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2021 года в  удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на установленный судом  факт осуществления обществом «ОНГ» по состоянию на 1 марта 2020 года деятельности  по коду ОКВЭД 68.31.12 - предоставление посреднических услуг при купле продаже  нежилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе.  Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев,  ресторанов быстрого питания и самообслуживания (ОКВЭД 56.10.1) указана в ЕГРЮЛ  заявителя по состоянию на 01.03.2020 как дополнительный вид деятельности общества. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576  утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий  субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях  Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения  ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила  N 576). 

Правила N 576 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году  из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства,  включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и  среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом «О  развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущим  деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в  условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной 


[A5] инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее  соответственно - получатель субсидии, субсидия). 

В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду  экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином  государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре  индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года (пункта 1 Правил  N 576). 

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание  результат рассмотрения дела № А19-21308/2020, суды установили, что в данном случае  между заявителем и налоговым органом возникли разногласия по поводу осуществления  обществом по состоянию на 01.03.2020 определенного вида экономической деятельности.  Суды признали, что заявленное обществом в рамках настоящего дела требование по  существу направлено на разрешение вопроса о наличии (отсутствии) у общества «ОНГ»  права на получение налоговых льгот и субсидии из федерального бюджета как субъектом  малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской  экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в  результате распространения новой коронавирусной инфекции. 

Таким образом, учитывая, что в данном случае между сторонами возникли  разногласия по факту осуществления либо неосуществления заявителем деятельности,  предоставляющей право на получение налоговых льгот и субсидий из федерального  бюджета, суды обоснованно пришли к выводу о том, что данный факт не подлежит  установлению в арбитражном суде в порядке особого производства, в связи с чем суды  правомерно оставили заявление ООО «ОНГ» без рассмотрения. 

При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой  инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и  процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не  свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм  процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены  судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в  соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемое определение суда  первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить без изменения,  кассационную жалобу общества – без удовлетворения. 


[A6] Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2022 года по делу   № А19-21606/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от  18 апреля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей  291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Ю.С. Яцкевич

Судьи М.В. Зуева

Н.П. Кушнарева