ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-2232/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Скажутиной Е.Н., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2022 года по делу № А19-2232/2022,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Стройтур» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – административный орган) о признании незаконным бездействия; об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области рассмотреть заявление ООО «Стройтур» от 18.03.2021 о подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа прав и обязанностей по договору аренды № 12 от 04.12.2006 и направлении его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии РФ в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Заповедное Прибайкалье» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2022 года по делу № А19-2232/2022 заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области выраженное в письме от 26.10.2021 №038/12080: в не подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа прав и обязанностей по договору аренды № 12 от 04.12.2006 и не направлении его на согласование в. Министерство природных ресурсов и экологии РФ признано незаконным. Суд обязал Территориальное управление Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Стройтур» путем рассмотрения заявления от 18.03.2021 по существу и принять соответствующее решения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Административный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в частиудовлетворения заявленных требований.
Апеллянт указал, что общество систематически нарушает условия заключенного договора аренды, обязанности по внесению арендных платежей не исполняются ответчиком в течение длительного периода. Недобросовестность поведения общества подтверждается отсутствием документов, свидетельствующих об уплате арендной платы. В рассматриваемом случае, из поведения арендатора не усматривается его намерение по исполнению обязательств по внесению арендной платы, следовательно, Территориальное управление, в указанном случае, не нарушило права и законные интересы общества. Таким образом, ответчик полагает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось, выводы суда первой инстанции противоречат собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 16.07.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителями апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО «Стройтур» является арендатором земельного участка площадью 115 500 кв.м., из земель особо охраняемых территории, находящейся по адресу: обл. Иркутская, Иркутский район 236, 238 кварталов Большереченского лесничества для использования в целях организации туристической и рекреационной деятельности (база отдыха), в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, что подтверждается договором аренды №12 от 04.12.2006, заключенного на основании протокола конкурсной комиссии от 04.12.2006, лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка от 30.11.2006 № 125, между ООО «Стройтур» и Федеральным государственным учреждением «Прибайкальский национальный парк», актом приема-передачи земельного участка к договору №12.
В соответствии с п. 2.1 указанного договора действие договора аренды земельного участка устанавливается сроком на 49 лет с момента вступления договора аренды в силу.
Указанный договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись № 38-38/001-01/210/2014-399 от 16.01.2015.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 специально уполномоченным федеральным органом, осуществляющим от имени Российской Федерации полномочия собственника федерального имущества на территории Иркутской области, является территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области.
Российская Федерация является собственником земельного участка общей площадью 115 500 кв.м. из земель особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - национальный парк, расположенное по адресу: Иркутская область, Иркутский район, кадастровый номер № 38:06:000000:5718.
Земельный участок с кадастровым номером № 38:06:000000:5718 поставлен на государственный кадастровый учет 05.02.2015, сведения о правообладателях отсутствуют.
ООО «Стройтур» обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с заявлением от 18.03.2021 (вх. 38-3917) о подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа по договору № 12 от 04.12.2006 и направлении его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
Письмом от 04.05.2021 №38-04/5166, Управление сообщило обществу, что для рассмотрения вопроса о направлении в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обращения ООО «Строитур» о заключении соглашения о переводе прав арендодателя на Российскую Федерации в лице Росимущества, необходимо представить в Территориальное управление:
- сведения о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок, предоставленный ООО «Стройтур» по договору аренды от 04.12.2006 № 12,
- сведения о согласовании с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации образования земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:5718, прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Заповедное «Прибайкалье» указанным земельным участком, осуществления хозяйственной деятельности ООО «Стройтур» в границах земельного участка,
- копии документов, на основании которых заключен договор аренды от 04.12.2006 № 12 (действующая лицензия от 30.11.2006 № 125 на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка, протокол конкурсной комиссии от 04.12.2006),
- сведения о выполнении ООО «Стройтур» мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режима особой охраны территорий национальных парков, перечень которых утвержден Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
- документы, подтверждающие наличие правовых оснований образования земельного участка, в том числе согласование местоположения границ земельного участка дирекцией Прибайкальского национального парка,
- сведения о перечислении арендной платы по договору аренды земельного участка от 04.12.2006 № 12 за весь срок его действия.
Для идентификации используемого по Договору земельного участка Территориальным управлением проведен осмотр земельного участка и установлено, что он совпадает территориально с земельным участком из земель особо охраняемых природных территорий с кадастровым номером 38:06:000000:5718 площадью 115 500 кв.м., с видом разрешенного использования - национальный парк.
ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» (далее - Парк) письмом от 19.08.2021 №08.19.11-2021 на запрос о предоставлении в аренду земель в национальном парке, сообщило Территориальному управлению о том, что договор аренды земельного участка от 04.12.2006№12, заключенный между ФГУ «Прибайкальский национальный парк» и ООО «Стройтур» является действующим, арендная плата за пользование земельным участком не начислялась и не взымается.
С целью рассмотрения вопроса о заключении соглашения о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления прав и обязанностей по договору и направления в Минприроды России Договора на согласование, Территориальным управлением направлено обращение от 09.09.2021 № 38-СН/10224 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Росимущество письмом от 20.09.2021 №10/31402 проинформировало Территориальное управление об отсутствии возможности направления договора в Минприроды России для согласования, в связи с тем, что договор не соответствует требованиям п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Письмом от 26.10.2021 №38/12080, Территориальное управление Общество, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» предложило ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в связи позицией Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственного природного заповедник «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» (далее - ФГБ «Заповедное Прибайкалье»), изложенной в письмах от 20.07.2021 № 07.20.13-2021, от 19.08.2021 № 08.19.11-2021, направить договор на согласование в Минприроды России, либо принять меры к расторжению договора. Также указало о необходимости в срок до 25.11.2021 проинформировать Территориальное управление о принятом решении, после согласования договора с Минприроды России, Территориальное управление вернется к рассмотрению вопроса о заключении соглашения о переводе прав и обязанностей по договору.
Непринятие уполномоченным органом в установленный законом срок решения о подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа прав и обязанностей по договору аренды № 12 от 04.12.2006 и направления его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с требованиями.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на не соответствие договора аренды от 04.12.2066 №12 требованиям п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, невнесение арендной платы за спорный участок, отсутствие в отношении спорного земельного участка в ЕГРН сведений о правообладателе, регистрация произведена только в 2015 году, Территориальное управление не вправе вступить в договор аренды № 12 от 04.12.2006 на стороне арендодателя и заключить соглашение о передаче прав и обязанностей арендодателя.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 16, части 1 статьи 17, части 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) следует, что земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности.
Согласно части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона N 33-ФЗ управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769, земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается.
В силу пунктов 2, 4, 5 статьи 2, статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 27 ЗК РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности муниципальных образований. Оборотоспособность таких земельных участков ограничивается либо в связи с отнесением их к изъятым из оборота, либо в связи с отнесением их к ограниченным в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Из положений пункта 1 части 4 статьи 27 ЗК РФ следует, что расположенные в национальных парках земельные участки являются изъятыми из оборота.
Частью 6 статьи 95 ЗК РФ установлено, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Положения статьи 17 Федерального закона N 33-ФЗ, являющиеся специальными по отношению к общим правилам статьи 27 ЗК РФ, предусматривают, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 3 статьи 17 Федерального закона N 33-ФЗ, особенности подготовки договоров аренды указанных в пункте 1 настоящей статьи земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков, расположенных в границах национальных парков, исключительно для осуществления рекреационной деятельности и с соблюдением специального порядка предоставления земельных участков в аренду.
Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Федеральным государственным учреждением «Прибайкальский национальный парк» и ООО «Стройтур» заключен договор аренды № 12 от 04.12.2006 года и составлен акт приема-передачи земельного участка. Согласно условиям указанного договора на основании лицензии № 125 от 30.11.2006 на осуществление деятельности по обеспечению регулируемости туризма и отдыха на территории национального парка, протокола конкурсной комиссии от 20.11.2006 арендодатель в лице ФГУ «Прибайкальский национальный парк» передал, а ООО «Стройтур» приняло в аренду земельный участок, общей площадью 115500 кв.м. из земель особо охраняемых территорий, с местоположением: Иркутская область, Иркутский район, 236, 238 квартал Большереченского лесничества для использования в целях организации туристической и рекреационной деятельности (базы отдыха) в границах, указанных в кадастровой карте (плане) земельного участка, прилагаемой к договору.
На момент заключения договора № 12 от 04.12.2006 действовали положения Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 926 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха», согласно которым в аренду могут быть предоставлены земельные участки и природные объекты, которые находятся в пользовании (владении) национальных парков и передача которых в аренду допускается законодательством Российской Федерации, при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, выдаваемой дирекцией национального парка.
Земельные участки, природные объекты предоставляются в аренду по результатам конкурса или аукциона (п.6).
Порядок и условия проведения конкурса или аукциона устанавливаются дирекцией национального парка в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. Победитель конкурса или аукциона заключает с национальным парком договор аренды.
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, на момент заключения договора аренды № 12 от 04.12.2006 Федеральное государственное учреждение «Прибайкальский национальный парк» было уполномочено распоряжаться спорным земельным участком.
Следовательно, довод ответчика о том, что при заключении договора аренды отсутствовали полномочия у Парка на распоряжение и передачу спорного земельного участка, следует признать неправомерным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 47 утверждены новые правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с земельным законодательством.
В настоящее время приказом Министерства экономического развития РФ от 12.07.2010 № 293 утвержден порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков.
Согласно пункту 3 Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 (далее - Порядок), границы земельного участка, образуемого в целях заключения договора аренды, определяются в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованной дирекцией соответствующего национального парка.
В силу пункта 4 Порядка подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или до принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды.
В пункте 5 Порядка указано, что проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.
Таким образом, с принятием Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 (далее - Порядок), у национального парка прекращаются полномочия по заключению договоров аренды земельных участков.
Доводы ответчика судом правомерно отклонены с приведением соответствующих мотивов.
Так, ответчиком не учтено, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области письмом от 02.06.2022 №КУВД-001/2022- 22747999 уведомило ООО «СТРОЙТУР» об исправлении технической ошибки в ЕГРН на основании решения от 02.06.2022, допущенной 16.01.2015 в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка 38:06:000000:6712, путем переноса записи об ограничении права и обременении (договор аренды) 38-38/001-01/210/2014-399/2, записи 38-38/001-01/2010/2014-399/1 из сведений о земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером 38:06:000000:6712, в сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:5718 (спорный участок).
Указанные обстоятельства подтверждаются уведомлением от 02.06.2022 №КУВД- 001/2022-22747999, выпиской из ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:5718 по состоянию на 06.06.2022, с указанием правообладателя: Российская Федерация, а также сведения о договоре аренды №12 от 04.12.2006, номер государственной регистрации: 38-38/001-01/2010/2014-399/1, лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости - ООО «Стройтур».
Следовательно, несостоятельной в правовом смысле является ссылка территориального управления на несоответствие договора аренды пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Росимущество.
Российская Федерация является собственником земельного участка общей площадью 115 500 кв.м. из земель особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - национальный парк, расположенное по адресу: Иркутская область, Иркутский район, кадастровый номер № 38:06:000000:5718, функции по распоряжению и управлению которым возложены на Росимущество и его территориальные органы.
Указанным Положением Росимущество наделено следующими полномочиями: заключает договоры аренды земельных участков по результатам торгов (пункт 5.36.5 Положения); осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом, в том числе в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет (пункт 5.3.4 Положения).
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
На основании вышеизложенного, поскольку произошла замена лица, уполномоченного выступать от имени собственника - Российской Федерации - в качестве арендодателя земельного участка в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, а также в связи с изменением порядка заключения договоров аренды земельных участков, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Управление должно было рассмотреть заявление общества по существу.
Вместе с тем, Территориальным управлением не принимался ненормативный акт ни об отказе, ни о согласии в заключении соглашения.
Доводы Управления о том, что заявителем не исполняется обязанность по выполнению в полном объеме условий договора аренды (невнесение арендной платы) правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанные обстоятельства не являются предметом настоящего спора.
Согласно пункту 5 Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.07.2010 N 293, аза проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.
Между тем ответчик в отсутствие законных оснований не рассмотрел по существу заявление общества ООО «Стройтур» от 18.03.2021 о подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей по договору аренды №12 от 04.12.2006 на Российскую Федерацию, что отражено в письме от 26.10.2021 №38/12080 и не принял решение о переходе прав арендодателя на Российскую Федерацию или об отказе в таком переходе в месячный срок, что свидетельствует о неправомерном бездействии Управления и нарушении права общества при осуществлении предпринимательской деятельности.
В свою очередь, ТУ Росимущества по Иркутской области не представлено доказательств наличия оснований для своего бездействия.
Поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения прав и законных интересов заявителя незаконным бездействием Управления, выраженного в письме от 26.10.2021 №038/1280, заявленные Обществом требования правомерно удовлетворены судом в обжалуемой части на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2022 года по делу № А19-2232/2022 оставить в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.Н. Скажутина
В.А. Сидоренко