ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-24355/2021 от 20.09.2022 АС Восточно-Сибирского округа

812312349/2022-20922(2)




Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск  22 сентября 2022 года Дело № А19-24355/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2022 года. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: 

председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной 

антимонопольной службы по Иркутской области ФИО1 (доверенность 

 № 038/21/22 от 10.01.2022, служебное удостоверение, диплом),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по экономике и 

стратегическому планированию Администрации города Иркутска на решение 

Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2022 года по делу № А19-24355/2021 

и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2022 года по 

тому же делу,
установил:

Комитет по экономике и стратегическому планированию Администрации города  Иркутска (далее – комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с  заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной  службы по Иркутской области (далее – управление, антимонопольный орган) о признании  незаконным решения № 038/1128/21 от 30.09.2021 в части признания комитета  нарушившим пункт 6 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на  земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или  государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного 


[A1] постановлением Администрации г. Иркутска от 29.10.2018 № 031-06-961/8 (далее –  Положение № 031-06-961/8) (пункт 2 решения). 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечена Индивидуальный предприниматель  ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>,  далее – ИП ФИО2). 

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2022 года,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного  суда от 29 июня 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, комитет обратился в  Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой  просил решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об  удовлетворении заявленных требований. 

Согласно доводов кассационной жалобы, торги, объявленные органом местного  самоуправления, предполагалось провести на свободные места, имеющиеся в Схеме  размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска (далее –  Схема размещения НТО), соответственно, выставленное антимонопольным органом  предписание не имеет отношения к местам, выставленным на торги; распространившее  свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2021, постановление  Администрации города Иркутска от 01.06.2021 № 031-06-378/21 «О внесении изменений в  постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года № 031-06-3192/11  «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов» (далее –  Постановление № 031-06-378/21) не отменено и в установленном судебном порядке  недействующим не признано, в связи с чем Схема размещения НТО имеет юридическую  силу, а торги на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых  объектов (далее - НТО) организованы в соответствии с пунктом 6 Положения 

 № 031-06-961/8.

Управление в отзыве на кассационную жалобу заявило о согласии с обжалуемыми  судебными актами. 

Участвующий в судебном заседании представитель управления поддержал доводы  отзыва на кассационную жалобу, возражал против удовлетворения кассационной жалобы. 

Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены  по правилам статей 123, 186 АПК РФ, однако своих представителей в Арбитражный суд  Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба  рассматривается без их участия. 


[A2] Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность  применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм  процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права  установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а  также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее,  Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, с 30.12.2011 размещение на  территории города Иркутска НТО на земельных участках, в зданиях, строениях,  сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности,  осуществлялось в соответствии со Схемой размещения НТО, утвержденной  постановлением Администрации г. Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 (далее –  Постановление № 031-06-3192/11). Пунктом 2 данного постановления период действия  Схемы размещения НТО установлен до 01.01.2020. 

г. Иркутска от 30.12.2011 № 031-06-3192/11 «Об утверждении схем размещения  нестационарных торговых объектов» (далее – Постановление № 031-06-523/90), согласно  которому из действующей Схемы размещения НТО исключено 757 мест для размещения  НТО. Срок действия данной Схемы продлен до 01.01.2021. 

По результатам антимонопольного расследования, возбужденного и проведенного  управлением по жалобам ФИО3 (ФИО2) и Общества с ограниченной  ответственностью «Пресс-Медиа», установлено, что решение органа местного  самоуправления (Постановление № 031-06-523/90) носило субъективный характер, в  большинстве случаев места из Схемы размещения НТО исключены необоснованно, то  есть администрация изданием данного Постановления создала для заявителей и иных  хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность  посредством НТО, неравные по сравнению с другими хозяйствующими субъектами  условия деятельности; необоснованное исключение мест для размещения НТО из Схемы  размещения НТО ограничило доступ хозяйствующих субъектов к пользованию  земельными участками и нестационарными сооружениями торговли, что, в свою очередь,  является препятствием для осуществления их хозяйственной деятельности. 

Антимонопольный орган выдал администрации предупреждение № 038/63/20  от 26.03.2020 об отмене акта (Постановления № 031-06-523/90), который содержит  признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите  конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон № 135-ФЗ) 


[A3] В связи с неисполнением в установленный срок данного предупреждения, а также  отсутствием акта об утверждении Схемы размещения НТО приказом управления   № 038/16/21 от 22.01.2021 в отношении администрации возбуждено дело 

 № 038/01/15-78/2021 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона
 № 135-ФЗ.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного  законодательства № 038/01/15-78/2021 управлением вынесено решение № 038/636/21  от 02.06.2021, согласно которому администрация признана нарушившей пункт 2 части 1  статьи 15 Закона № 135-ФЗ в связи с совершением действий, выразившихся в  необоснованном сокращении мест из Схемы размещения НТО на основании  Постановления № 031-06-523/90, что приводит или может привести к недопущению,  ограничению, устранению конкуренции, в частности, к необоснованному  препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. 

На основании данного решения антимонопольным органом администрации выдано  предписание № 038/79/21 от 02.06.2021, в котором установлена обязанность последней в  срок до 19.11.2021 устранить допущенное нарушение путем приведения согласно  решению управления Схемы размещения НТО, утвержденной Постановлением 

 № 031-06-3192/11, в соответствие с требованиями норм действующего законодательства,  регулирующих отношения в сфере организации НТО, в части недопущения  необоснованного исключения объектов из нее. 

Решение № 038/636/21 от 02.06.2021 и предписание № 038/79/21 от 02.06.2021  были оспорены администрацией в судебном порядке. 

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 сентября 2021 года по делу   № А19-14410/2021, оставленным без изменения постановлением Четвёртого  арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2021 года и постановлением  Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 февраля 2022 года, в  удовлетворении требований администрации о признании незаконными указанных  решения и предписания отказано. 


[A4] незаконными, создающими условия для недобросовестной конкуренции, об  аннулировании торгов. 

По результатам рассмотрения данного заявления в порядке, установленном статьей  18.1 Закона № 135-ФЗ, комиссией управления вынесено решение № 038/1128/21 от  30.09.2021, согласно которому жалоба ИП ФИО2 признана обоснованной  (пункт 1); организатор торгов признан нарушившим пункт 6 Положения № 031-06-961/8 и  пункт 20 Порядка организации и проведения торгов за право на заключение договора на  размещение нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке,  находящемся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная  собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением  администрации от 29.10.2018 № 031-06-961/8 (пункт 2). 

Комитет, полагая, что решение № 038/1128/21 от 30.09.2021 в части пункта 2 не  соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный  суд с соответствующим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции,  поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о том, что вынесенное  управлением решение в оспариваемой части является законным, не нарушающим права и  законные интересы комитета. 

В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании принятых  органом власти решений может быть удовлетворено при доказанности наличия  совокупности следующих условий: несоответствие данных решений закону или иному  нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК  РФ). Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд  принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи  201 АПК РФ). 

На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность  доказывания соответствия оспариваемых решений закону или иному нормативному  правовому акту, законности из принятия, наличия у органа власти надлежащих  полномочий на принятие оспариваемых решений, а также обстоятельств, послуживших  основанием для их принятия, возлагается на орган, который вынес соответствующие  решения. Изложенные положения процессуального закона не освобождают лиц,  оспаривающих решение, от обязанности доказывания оснований своих требований. 

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган  рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, 


[A5] организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной  комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам  торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в  соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися. 

Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»  (далее – Закон № 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных  участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной  собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со  схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости  обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной  обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1); порядок включения в  схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых  объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях,  находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством  Российской Федерации (часть 2); схема размещения нестационарных торговых объектов  разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в  соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном  уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть  3). 

Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями по  утверждению схемы размещения НТО. 

В соответствии со статьей 10 Закона № 381-ФЗ приказом Службы  потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 № 3-спр  утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления  муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных  торговых объектов (далее – Порядок № 3-спр), который определяет принципы разработки  схемы размещения нестационарных торговых объектов, процедуру разработки и  утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской  области данной схемы на земельных участках, в зданиях строениях, сооружениях,  находящихся в государственной и муниципальной собственности. 

Согласно пункту 16 данного Порядка схема утверждается правовым актом органа  местного самоуправления по форме согласно приложению к настоящему Порядку на срок  не менее 1 года; при утверждении схемы указывается период ее действия. 


[A6] Пунктом 6 Положения № 031-06-961/8 установлено, что размещение  нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, остановочно-торговых  комплексов, вендинговых автоматов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной  торговли, торговых палаток) осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной  постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение  нестационарного торгового объекта путем предоставления места. 

Из пункта 7 Положения № 031-06-961/8 следует, что заключение договора на  размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в  форме аукциона, аукциона в электронной форме), проводимых в соответствии с Порядком  организации и проведения торгов за право на заключение договора на размещение  нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке, находящемся  в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на  который не разграничена; аукцион в электронной форме проводится в порядке,  определяемом регламентом оператора электронной площадки. 

Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы  дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной  инстанций обоснованно установили, что Постановлением № 031-06-3192/11 утверждена  Схема размещения НТО, Постановлением № 031-06-523/9 из действующей Схемы  размещения НТО исключено 757 мест размещения НТО, а срок действия измененной  Схемы размещения НТО продлен до 01.01.2021; вступившими в законную силу  судебными актами по делу № А19-14410/2021 Арбитражного суда Иркутской области  признана законность вынесенных антимонопольным органом решения № 038/636/21 от  02.06.2021 и предписания № 038/79/21 от 02.06.2021, которыми исключение  Постановлением № 031-06-523/9 из Схемы размещения НТО 757 мест для размещения  НТО признано нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ и на  администрацию возложена обязанность по приведению Схемы размещения НТО,  утвержденной Постановлением № 031-06-3192/11, в соответствие с требованиями норм  действующего законодательства, регулирующих отношения в сфере организации НТО в  части недопущения необоснованного исключения указанных объектов; администрацией  указанная обязанность не исполнена; при этом 01.06.2021 Постановлением 

 № 031-06-378/21 истекший 01.01.2021 срок действия Схемы размещения НТО  (измененной Постановлением № 031-06-523/9) продлен до 01.01.2027, то есть придана  обратная сила уже утратившему силу в связи с окончанием срока действия нормативному  правовому акту, что является нарушением положений Порядка № 3-спр; следовательно,  Постановление № 031-06-378/21 ухудшает права хозяйствующих субъектов, поскольку 


[A7] содержит именно те изменения Схемы размещения НТО, которые касаются исключения  из нее значительного числа НТО без соответствующего обоснования; при совокупности  изложенных выше обстоятельств пришли к правильным выводам о том, что действия  комитета по организации и проведению аукциона на право заключения договоров на  размещение НТО, расположенных на территории г.Иркутска (извещение 

 № 200821/14603827/01) на основании Схемы размещения НТО, не соответствующей  требованиям законодательства, нарушают, в том числе требования пункта 6 Положения 

 № 031-06-961/8, в связи с чем на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно  признали решение управления № 038/1128/21 от 30.09.2021 в оспариваемой части  соответствующим требованиям закона и не нарушающим прав и законных интересов  комитета. 

Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов  по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм  права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим  обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление  фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу  положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи  288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом  кассационной инстанции не установлено. 

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд  Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение  Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного  апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат  оставлению без изменения. 

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2022 года по делу   № А19-24355/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда  от 29 июня 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не 


[A8] превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей
291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Н. Левошко 

Судьи В.Д. Загвоздин  М.М. Шелёмина