ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск | № А19-25877/06-22-Ф02-2094/2007 |
15 мая 2007 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Горячих Н.А.,
судей: Мироновой И.П., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителей Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации- ФИО1 (доверенность № 13-17/5 от 09.01.2007), муниципального унитарного предприятия «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство» - ФИО2 (доверенность № 2780 от 24.11.2006),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 февраля 2007 года по делу №А19-25877/06-22 (суд первой инстанции: Черняева Э.Е.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Минфина РФ, Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области о взыскании убытков в сумме 32 213 923 рублей 87 копеек.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены: Муниципальное образование город Усть-Илимск в лице Финансового управления Администрации г. Усть-Илимска, ГУСЗН Иркутской области.
Определением от 15 февраля 2007 года выделены в отдельное производство исковые требования о взыскании с Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области за счет областной казны убытки в размере 1 839 024 рублей 55 копеек, составляющих сумму расходов от предоставления льгот по Закону «О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период формирования ЖКХ» за 4 квартал 2005 года.
Решением от 15 февраля 2007 года иск удовлетворен.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 15 февраля 2007 года отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель указывает на отсутствие оснований для привлечения Российской Федерации к ответственности за непредставление средств, предназначенных для выплаты субсидий гражданам; на отсутствие состава правонарушения.
МУП «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство» в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, МУП «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство», Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений) материально-правовым требованием указано требование о взыскании 30 374 899 рублей 32 копеек - расходов, связанных с исполнением Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» за 2004 год.
Основанием иска указано ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по возмещению понесенных истцом расходов.
Правовым основанием требований указаны статьи 15.2-15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", статьи 15, 16, 124, 125, 307, 309, 393, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 8 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В обоснование своих требований истец представил: акты сверки между МУП УИ «ЖКХ» и финансовым управлением администрации г.Усть-Илимска, справки о начисленных и выплаченных субсидиях на оплату жилья и коммунальных услуг, отчеты о соблюдении условий предоставления субвенции на выплату субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, списки малообеспеченных граждан.
Возражая против заявленных требований, Министерство финансов Российской Федерации указало на то, что предусмотренные федеральным бюджетом на 2004 год денежные средства распределены и перечислены в полном объеме, органы местного самоуправления обязаны предоставлять субсидии гражданам за счет средств местных бюджетов с последующей компенсацией из бюджета Российской Федерации исходя из фактических затрат. Ответчик также ссылался на недоказанность состава гражданского правонарушения.
Судом первой инстанции рассмотрены исковые требования МУП «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство» к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании суммы 30 374 899 рублей 32 копеек расходов, связанных с исполнением Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» за 2004 год (с учетом уточненных исковых требований).
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания убытков, возникших у истца в результате неполного возмещения предоставленных гражданам в 2003 году субсидий по Закону Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" за счет федерального бюджета, в размере 30 374 899 рублей 32 копеек.
Суд признал, что Российская Федерация, принимая Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению и в заявленный истцом период в целях реализации указанных полномочий передала муниципальному образованию денежные средства в сумме, не покрывающей расходы, произведенные истцом. В этой связи ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федерального закона от 08.07.1999 N 152-ФЗ) органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.4 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и Законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.
Расходы, связанные с предоставлением гражданам субсидий по Закону Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", ответчиком в полном объеме истцу возмещены не были.
Арбитражный суд Иркутской области при разрешении спора правомерно руководствовался статьями 8, 124, 125, 15, 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 "О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства", Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг", Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления".
Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации как источника финансирования, суд исходил из того, что факт предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению установлен, выделенных из федерального бюджета средств для погашения расходов истца было недостаточно. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления субсидий и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление субсидий, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер задолженности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 февраля 2007 года по делу №А19-25877/06-22 подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 февраля 2007 года по делу №А19-25877/06-22 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | Н.А.Горячих | |
Судьи: | Л.М.Соколова | |
И.П.Миронова |