ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-27935/2017 от 23.07.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А19-27935/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2018 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Н.В. Ломако, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 мая 2018 года по делу № А19-27935/2017 по заявлению дачного некоммерческого партнерства "Согласие" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***> ИНН <***>) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от оформления и утверждения акта выбора лесного участка,

суд первой инстанции, судья Ананьина Г.В.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 01.03.2018;

от заинтересованного лица: не было;

от третьего лица Товарищества собственников недвижимости «Лазурный берег» (ОГРН <***> ИНН <***>): не было

установил:

Заявитель, ДНТ «Согласие», обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившегося в уклонении от оформления и утверждения акта выбора лесного участка, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, кварталов №153, 162 (кадастровые номера 38:06:143704:970 и 38:06:143704:1566); обязании Министерства лесного комплекса Иркутской области устранить допущенные нарушения путем оформления и утверждения акта выбора лесного участка, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, кварталов №153, 162 (кадастровые номера 38:06:143704:970 и 38:06:143704:1566) для перевода в земли сельскохозяйственного назначения для размещения Дачного некоммерческого партнерства «Согласие».

Решением суда первой инстанции 03.05.2018 требования заявителя удовлетворены полностью.

Суд признал незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в уклонении от оформления и утверждения акта выбора лесного участка, расположенного в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарской дачи, кварталов №153, 162 (кадастровые номера 38:06:143704:970 и 38:06:143704:1566).

Суд обязал Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем оформления и утверждения акта выбора лесного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №№ 153, 162 с кадастровыми номерами 38:06:143704:970, 38:06:143704:1566, для перевода в земли сельскохозяйственного назначения и размещения Дачного некоммерческого партнерства «Согласие» в установленный законодательством срок.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

Учитывая, что ДНП «Согласие» испрашивался конкретный лесной участок для перевода земель в иную категорию, административное усмотрение по которому Министерством уже реализовано, данное заявление от 11.09.2017 (вх. № 01-91-12863/17) в установленный срок не было возвращено Министерством и оснований для возврата при рассмотрении дела не установлено и доказательств наличия таковых Министерством не представлено, при этом учитывая, что законодательством не предусмотрен отказ уполномоченного органа в утверждении акта выбора, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд усматривает необходимость возложения на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем оформления и утверждения акта выбора лесного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №№ 153, 162 с кадастровыми номерами 38:06:143704:970, 38:06:143704:1566, для перевода в земли сельскохозяйственного назначения и размещения Дачного некоммерческого партнерства «Согласие» в установленный законодательством срок.

Министерство, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.

Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Из апелляционной жалобы следует, что вводы суда носят ошибочный характер, не основанный на материалах дела.

Представитель партнерства в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.

Представленным отзывом на апелляционную жалобу партнерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, дополнив тем, что 18.07.2018 Министерство распоряжением №2403-му утвердило акт выбора лесного участка №38 от 17.07.2018.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 21.06.2018.

Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Суд первой инстанции установил, что не оспаривается в апелляционной жалобе, в целях выделения земельного участка для размещения Дачного некоммерческого партнерства из земель сельскохозяйственного назначения заявитель обратился в агентство лесного хозяйства Иркутской области в 2010 с заявлением о выборе лесного участка площадью 45,0 га кварталы № 153, 162, в лесном фонде Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества Ангарской дачи, на территории Иркутского района Иркутской области для перевода земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения с целью строительства дачного поселка.

Испрашиваемый земельный участок учтен в схеме территориального планирования Иркутского районного муниципального образования, утвержденной решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 25.11.2010 № 15-101/рд. Инициатива перевода участка лесного фонда для размещения ДНП «Согласие» согласована с мэром Ушаковского муниципального образования. Решением Думы Ушаковского муниципального образования от 28.04.2010 № 21 внесены дополнения в «Программу комплексного социальноэкономического развития Ушаковского муниципального образования на 2009-2012 годы», согласно которым ДНП «Согласие» также включено в перечень данных некоммерческих организаций, размещаемых на территории Ушаковского муниципального образования, как объектов муниципального значения.

Распоряжением агентства лесного хозяйства Иркутской области от 13.12.2010 №1107-ра утвержден акт выбора лесного участка № 62 от 03.12.2010 для перевода в категорию земель сельскохозяйственного назначения лесного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество Ангарская дача, кварталы № 153, 162, общей площадью 45,0 га (26 км. Байкальского тракта).

В 2012 году заявителем лесные участки (кварталы №153, 162, кадастровые номера 38:06:143704:970, 38:06:143704:1566) поставлены на кадастровый учет (22.02.2012 и 05.05.2012), получены необходимые согласования надзорных и контрольных органов, сформирован пакет документов о переводе.

Между тем, в связи с истечением срока действия акта выбора лесного участка от 03.12.2010 № 62 и проведением дальнейшей процедуры оформления перевода участка из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, ДНП «Согласие» вновь обратилось в агентство лесного хозяйства Иркутской области с заявлением от 02.12.2013 о согласовании акта выбора вышеуказанного лесного участка.

Письмом от 26.12.2013 №91-95-9638/13 агентство лесного хозяйства Иркутской области отказало заявителю в подготовке акта выбора, в обоснование чего указало, что предоставление участков для садоводческих объединений возможно только из фонда перераспределения земель, который согласно статье 80 Земельного кодекса Российской федерации формируется в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Между тем, решением суда от 16 июня 2014 по делу № А19-4449/2014, решение Агентства лесного хозяйства Иркутской области, содержащееся в письме от 26.12.2013 № 91-35-9638/13, об отказе в оформлении и утверждении акта выбора лесного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача» кварталы №№ 153,162 с кадастровыми номерами 38:06:143704:970, 38:06:143704:1566, признано незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий». На Агентство лесного хозяйства Иркутской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем оформления и утверждения акта выбора лесного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество «Ангарская дача», кварталы №№ 153, 162 с кадастровыми номерами 38:06:143704:970, 38:06:143704:1566, для перевода в земли сельскохозяйственного назначения и размещения Дачного некоммерческого партнерства «Согласие» в установленный законодательством срок.

Во исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19- 4449/2014, распоряжением Агентства лесного хозяйства от 26.09.2014 № 2599-агр утвержден акт выбора лесного участка № 52 от 22.09.2014 в пределах земель лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинское участковое лесничество Ангарской дачи, кварталы №№ 153, 162, кадастровые номера 38:06:143704:970, 38:06:143704:1566, общей площадью 45 га с целью перевода лесного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения для строительства дачного поселка и размещения ДНП «Согласие».

08.06.2015 осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесные участки с кадастровыми номерами 38:06:143704:970, 38:06:143704:1566, ДНП «Согласие» подготовлен пакет переводной документации с ходатайством, адресованным Правительству РФ о переводе земельного участка из категории земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.

В связи с истечением 22.09.2017 срока действия акта выбора лесного участка от 22.09.2014 № 52 и проведением дальнейшей процедуры оформления перевода участка из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, ДНП «Согласие» 11.09.2017 обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением (вх. № 01-91-12863) о согласовании акта выбора вышеуказанного испрашиваемого лесного участка с кадастровыми номерами 38:06:143704:970, 38:06:143704:1566.

Полагая, что заявление ДНП «Согласие» от 11.09.2017 в установленный законом срок не рассмотрено, что свидетельствует о наличии признаков бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившегося в уклонении от оформления и утверждения акта выбора испрашиваемого лесного участка, нарушающим права и законные интересы ДНП «Согласие», посчитав, что указанное нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Пунктами 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон №172-ФЗ) установлено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок (пункт 3 статьи 2 Закона №172-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, которое определяет состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий (далее - Положение).

В состав документации о переводе входит, в том числе, акт выбора участка земель лесного фонда (далее - акт выбора) с приложением к нему плана (чертежа) с краткой характеристикой участка по материалам лесоустройства, описанием имеющихся на участке сооружений и объектов и указанием категории земель, прилегающих к границам участка, решение об утверждении акта выбора.

В соответствии с пунктом 3 указанного Положения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, а в случае если осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений не передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации - территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства по месту нахождения участка земель лесного фонда в месячный срок с даты обращения заявителя обеспечивает выбор участка земель лесного фонда и проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами исполнительной власти либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата. Результаты выбора участка земель лесного фонда оформляются актом выбора.

Акт выбора и план (чертеж) являются основанием для подготовки документации, обосновывающей перевод в заявленных целях, и действуют в течение 3 лет.

Как правильно установил суд первой инстанции, в результате не своевременного исполнения Министерством (его предшественником) возложенных на него обязанностей и в результате этого истечением 26.09.2017 срока действия акта выбора лесного участка от 22.09.2014 № 52, с целью проведения дальнейшей процедуры оформления перевода участка из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, заявитель 11.09.2017 обратился в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением о согласовании акта выбора вышеуказанного испрашиваемого лесного участка с кадастровыми номерами 38:06:143704:970, 38:06:143704:1566.

Вместе с тем Министерство, в том числе и в апелляционной жалобе, указывает, что 10.10.2017 в адрес ДНП «Согласие» был направлен ответ (исх. № 02-91-7798/17) об осуществлении выбора других вариантов земельных участков под испрашиваемые цели, в связи с поступившим ранее в адрес Министерства заявления о предоставлении земельного участка с кадастровыми номерами 38:06:143704:970, 38:06:143704:1566 в постоянное бессрочное пользование для осуществления рекреационной деятельности.

Также согласно пояснениям Министерства, в том числе и в апелляционной жалобе, 14.11.2017 в адрес ДНП «Согласие» было направлено дополнительное письмо исх. № 02-91-8771/17, которым Министерством в адрес заявителя были направлены на согласование акты выбора иных лесных участков.

По утверждению Министерства оба письма были возвращены в адрес Министерства в связи с истечением срока хранения. Учитывая, что юридическое лицо несет риск последствия неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, Министерство полагает, что заявление ДНП «Согласие» было рассмотрено в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного собрания Ростовской области», а также Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Оценивая указанное, суд апелляционной инстанции исходит из того, что пункт 3 Положения № 48, предусматривает определенные действия органа исполнительной власти субъекта РФ при обращении заявителя, а именно: обеспечивает выбор участка земель лесного фонда и проведение процедур согласования либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин.

Как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае ДНП «Согласие» испрашивался конкретный лесной участок, акты выбора по которому дважды были утверждены для перевода земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, но сроки действия указанных актов истекли, в связи с несвоевременным исполнением Министерством (его предшественником) возложенных законом на него обязанностей, в том числе по государственной регистрации права.

Как правильно указал суд первой инстанции, заявление от 11.09.2017 (вх. № 01- 91-12863/17) в установленный срок не было возвращено Министерством заявителю. Наличие оснований для возврата Министерством не установлено, в указанных письмах не содержатся, доказательств таких в материалы дела не представлено, в то время как Министерством согласован выбор иного лесного участка в эксплуатационных лесах Ангарского лесничества, Ушаковского участкового лесничества, Добролетская дача, квартал 67 выделы ч. 5, ч. 10, ч. 11, 12, ч. 13, ч. 14, ч. 16, ч. 17, ч. 18-32 км. Голоустненского тракта (автодорога ИркутскБольшое Голоустное); на общей площади 45,0 га с переводом земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения (письмо от 14.11.2017 № 02-91-8771/17).

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно указал, что письма Министерства от 10.10.2017 исх. № 02-91-7798/17, от 14.11.2017 исх. № 02-91-8771/17 не могут быть расценены как надлежащее исполнение Министерством государственной функции по выбору испрашиваемого ДНП «Согласие» лесного участка, поскольку в них не принято законное и обоснованное решение по поставленному вопросу, а напротив, они свидетельствуют об уклонении Министерства от оформления и утверждения акта выбора лесного участка испрашиваемого ДНП «Согласие» в заявлении поступившем 11.09.2017 и в отношении которых оно проявляло интерес, начиная с 2010 года.

Суд апелляционной инстанции полагает обоснованным выводы суда первой инстанции о том, что такое уклонение от оформления и утверждения акта выбора лесного участка испрашиваемого ДНП «Согласие», свидетельствует о злоупотреблении Министерством и его административным усмотрением при разрешении вопроса, в противовес воли и интересам заявителя и самой позиции Министерства, которое в 2010 и 2014 согласовало акты выбора указанных земельных участков для размещения ДНП «Согласие» и которые прекратили свое действие не исполненными в результате действий Министерства.

Доказательств, что заявитель не достиг поставленных целей при получении актов выбора земельных участков в 2014 году в результате его же ненадлежащих действий, в материалы дела не представлено.

Более того, как следует из материалов дела представленных в суд апелляционной инстанции Министерство распоряжением №2403-му от 18.07.2018, утвердило акт выбора лесного участка №38 от 17.07.2018, что свидетельствует об осознанном затягивании им разрешения вопроса об утверждении акта выбора лесного участка.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что указанное бездействие имело место быть и подтверждается материалами дела; что такое бездействие не соответствует требованиям Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» и Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» и нарушает права и законные интересы заявителя по подготовке документации о переводе земель лесного фонда.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от «03» мая 2018 года по делу №А19-27935/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья Е.В. Желтоухов

Судьи Н.В. Ломако

В.А. Сидоренко