ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-31224/19 от 01.06.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

08 июня 2022 года

Дело №А19-31224/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2022 года

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Васиной Т.П., Скубаева А.И.,

при участии представителей Министерства социального развития, опеки
и попечительства Иркутской области ФИО1 (доверенность от 24.08.2021), общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна 1951» ФИО2 (доверенность
от 21.03.2022),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 декабря 2021 года по делу
№ А19-31224/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 25 февраля 2022 года по тому же делу,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Автоколонна 1951» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Ангарск; далее – общество) обратилось
в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Иркутск, далее – Министерство) о взыскании 387 473 рублей
60 копеек убытков за период январь-октябрь 2017 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Иркутской области, областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району», муниципальное унитарное предприятие Ангарского городского округа «Жилищно-эксплуатационный трест «2», комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2022 года, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой,
в которой просит их отменить.

В кассационной жалобе заявитель указывает на отсутствие совокупности условий для возложения на Министерство гражданско-правовой ответственности в виде убытков; полагает не доказанным факт оказания услуг в заявленном истцом объеме ввиду
непредставления достоверных сведений в отношении граждан, воспользовавшихся льготным проездом.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Третьи лица о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем размещения информации в установленном порядке в сети «Интернет».

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель истца их отклонил.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истцом заявлено требование о взыскании денежных средств в качестве компенсации неполученных доходов при оказании услуг
по перевозке пассажиров льготной категории граждан.

При кассационном обжаловании судебных актов, заявитель жалобы не соглашается с выводами судов о доказанности факта перевозки граждан, поскольку сведения
о гражданах, имеющих право на бесплатный проезд, являются недостоверными (содержат ошибки).

Данный довод подлежит отклонению в связи со следующим.

В силу статей 15, 1069, пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», с учетом Постановления Правительства Иркутской области от 18.11.2013 № 521-пп, Постановления Правительства Иркутской области от 12.03.2013 № 81-пп, и соглашений от 31.12.2015 № 529/180,
от 27.12.2016 № 05-53-1330/16-11, от 28.04.2017 № 05-53-453/17-11, расходы транспортной организации, возникшие в связи с перевозкой отдельной категории граждан, воспользовавшихся правом на приобретение единого социального проездного билета
(не полученная с пассажиров плата), подлежат компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Иркутской области) при предоставлении перевозчиком, помимо прочих документов, реестров учета реализованных единых социальных проездных билетов.

Исходя из заявленных требований, в предмет судебного исследования входят: факт оказания услуг по перевозке пассажира, имеющего право на бесплатный проезд и факт компенсации субъектом Российской Федерации (Иркутской областью) расходов, связанных с оказанием этих услуг.

Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что количество перевезенных истцом пассажиров льготной категории подтверждено реестрами учета реализованных единых социальных проездных билетов.

При этом суды признали, что допущенные в них ошибки при указании одного
из идентификаторов физического лица (фамилия, имя, отчество, СНИЛС), носят явно технический характер и позволяют установить личности граждан, которые приобрели единый социальный проездной билет.

На основании изложенных обстоятельств, суды пришли к верному выводу
о наличии у ответчика обязанности по компенсации расходов перевозчика
за предоставление проезда гражданам льготной категории в размере 387 473 рублей
60 копеек.

Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.

Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права к установленным фактическим обстоятельствам дела. Переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе
не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 декабря 2021 года
по делу № А19-31224/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу –
без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Л.М. Соколова

Судьи

Т.П. Васина

А.И. Скубаев