ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-4244/2021 от 24.03.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-4244/2021

«30» марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2022 года по делу №А19-4244/2021 по заявлению Открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» (ОГРН: 1093850013762, ИНН: 3812122706, адрес: 664033, Иркутская область, город Иркутск, улица Лермонтова, 257) к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН: 1073808028194, ИНН: 3808170859, 664011, Иркутская область, город Иркутск, улица Горького, 31) о признании недействительным заключения экспертной комиссии государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 17.11.2020 № 91-2709-мр; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Кадастр» (ОГРН 1083814000137, 664047, г. Иркутск, ул. Трудовая, 56/2),,

(суд первой инстанции – О.Л. Зволейко),

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» (далее – истец, ОАО «Иркутская электросетевая компания», ОАО «ИЭСК», общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее –ответчик, Министерство) о признании недействительным заключения экспертной комиссии государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 17.11.2020 № 91-2709-мр; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционную жалобу ОАО «ИЭСК» удовлетворить, решение Арбитражного суда Иркутской области от 31.01.2022 по делу№А19-4244/2021 отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении требований ОАО «ИЭСК».

Полагает, что отрицательное заключение является незаконным и необоснованным, нарушает законные права и интересы заявителя, поскольку препятствуют реализации принципа правовой определенности, связанной с невозможностью достоверно установить какие именно конкретные обстоятельства и нормы законодательства послужили основанием для принятия оспариваемого распоряжения.

При установлении публичного сервитута для эксплуатации электрической сети классом напряжения 0,4 кВ действующим законодательством на лесопользователях не лежит обязанность подготавливать «межевой план» и «проект межевания территории», следовательно, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого распоряжения, наличия у ОАО «ИЭСК» обязанности разработать данные документы, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов заявителя, являются неправомерными.

На апелляционную жалобу истца поступил отзыв ответчика, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 01.03.2022.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОАО «ИЭСК» является собственником сооружения: электрическая сеть 0,4 кВ, д. Худякова, протяженностью 1369.5 м., инвентарный номер 25:212:001:200185720, литер I (далее -сооружение) (свидетельство о государственной регистрации права от 14.03.2007) и использует лесной участок с кадастровым номером 38:06:000000:6047 площадью 4 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Ушаковское участковое лесничество, Худяковская дача, квартала №№: 43ч, 44ч, 54ч. 55ч, 67ч, 83ч, 84ч,87ч, 96-98ч, 1()0-105ч. 108ч. 110-121ч, 124-127ч. 133-143ч, 148-157ч. 159ч. 160ч, 162-1654. 171ч, 176-178ч. 53, 68, 69, 109. 172-174, на основании публичного сервитута для эксплуатации сооружения, который зарегистрирован в установленном порядке (постановлением Администрации Иркутского районного муниципального образования от 02.04.2020 № 184, уведомление филиала ФГББУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области от 27.04.2020).

13.04.2017 между ОАО «ИЭСК» (заказчик) и ООО «Кадастр» (подрядчик) заключен договор № 02-ИД-ОУС-2017, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить заказчику комплекс работ по подготовке проекта освоения лесов и прохождению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, занятым сооружением, в том числе по спорному линейному объекту.

20.10.2020 ООО «Кадастр» обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) с заявлением №1399/02-2020 о проведении государственной экспертизы проекта основания лесов, с приложением необходимого перечня документов.

Распоряжением от 17.11.2020 № 91-2709-мр Министерство утвердило отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, указав, что представленный проект не соответствует составу проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденному Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 (далее - Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки № 69), пункту 3.23 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденного Приказом Минприроды России от 15.02.2018 № 57 (далее -Административный регламент от 15.02.2018 № 57), пунктам 2 и 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496 (далее - Порядок от 26.09.2016 № 496), поскольку в проекте освоения лесов отсутствуют правоустанавливающие документы о конкретном местоположении лесного участка, предоставленного ОАО «ИЭСК» на основании публичного сервитута, в связи, с чем не дает возможность установить количественные и качественные таксационные характеристики лесных насаждений, и соответственно, установить конкретное местоположение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также не дает возможность оценить представленный проект на соответствие нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Не согласившись с вынесенным решением, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Частью 8 пункта 1 статьи 1 Лесного кодекса РФ установлено, что одним из принципов лесного законодательства является принцип использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно пункту 3 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации и пункту 5 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62 (далее - Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности), на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, а также принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка, экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденного приказом Минприроды России от 15.02.2018 № 57 (далее -Административный регламент).

Пункт 3.23 Административного регламента устанавливает, что при проведении государственной экспертизы экспертная комиссия оценивает соответствие предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану Иркутской области, требованиям, предъявляемым Составу, а также законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Порядка, пунктом 3.24 критериями принятия положительного или отрицательного заключения государственной экспертизы являются выводы экспертов относительно возможности или невозможности реализации предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в связи с их соответствием или несоответствием установленным целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану Иркутской области и законодательству Российской Федерации, Таким образом, в случае наличия в проекте условий, противоречащих договорным обязательствам или мероприятий, реализация которых невозможна в силу нарушений законодательства Российской Федерации, требований Административного регламента и Порядка, выдача положительного заключения проекту не предусмотрена.

Как правильно установлено судом первой инстанции, ОАО «ИЭСК» является собственником сооружения: электрическая сеть 0,4 кВ, д. Худякова, протяженностью 1369.5 м., инвентарный номер 25:212:001:200185720, литер I (далее -сооружение) (свидетельство о государственной регистрации права от 14.03.2007) и использует лесной участок с кадастровым номером 38:06:000000:6047 площадью 4 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Ангарское лесничество, Ушаковское участковое лесничество, Худяковская дача, квартала №№: 43ч, 44ч, 54ч. 55ч, 67ч, 83ч, 84ч,87ч, 96-98ч, 1()0-105ч. 108ч. 110-121ч, 124-127ч. 133-143ч, 148-157ч. 159ч. 160ч, 162-1654. 171ч, 176-178ч. 53, 68, 69, 109. 172-174, на основании публичного сервитута для эксплуатации сооружения, который зарегистрирован в установленном порядке (постановлением Администрации Иркутского районного муниципального образования от 02.04.2020 № 184, уведомление филиала ФГББУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области от 27.04.2020).

В соответствии с действующим законодательством фактическое использование лесного участка возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (ст. ст. 12, 26, 88, 89 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса.

На основании статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности" проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

В силу части 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 ст. 89 ЛК РФ.

Проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов входит в компетенцию Министерства в силу подпункта 4 пункта 8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительством Иркутской области от 27.02.2018 N 155-пп.8

Согласно п. 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утверждённого приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 (далее – Порядок), государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее -экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725).

Целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Результат Экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка).

По правилам п. 10.1 Порядка, отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

Требования к составу проекта освоения лесов и порядку его разработки установлены Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки".

В соответствии с названным Приказом проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов должен состоять из общей и специальной частей. Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов:

-общие сведения: сведения о лесном участке;

-создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством);

-мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;

- мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел "Организация использования

лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Подраздел "Осуществление рекреационной деятельности" включает в себя:

- основные параметры и нормативы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствии с лесохозяйственным регламентом;

-функциональное зонирование лесного участка по видам рекреационного использования;

-ландшафтно-рекреационная характеристика лесного участка, повыдельная тематическая лесная карта (указанные сведения приводятся только в случае, если площадь лесного участка равна или более трех гектаров);

- проектируемые мероприятия по осуществлению рекреационной деятельности;

- характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке;

- влияние рубок лесных насаждений при осуществлении строительства проектируемых объектов на состояние лесного участка;

- размещение проектируемых объектов на лесном участке (тематическая лесная
карта).

В соответствии с п. 5 Порядка, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2018, N 32, ст. 5134), публичного сервитута (далее -Лесопользователь), для проведения Экспертизы подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов или внесенных в него изменений на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде или в электронном виде в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В заявлении указываются:

а) сведения о лице, использующем леса: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, адрес в пределах места нахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина или индивидуального предпринимателя; б) реквизиты документа, на основании которого лесной участок предоставлен в пользование (дата, номер договора аренды (в случае, если договор аренды лесного участка заключен на срок до одного года) или его регистрации (в случае, если договор аренды лесного участка заключен на срок более одного года), решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, решения об установлении публичного сервитута, соглашения об установлении сервитута); в) кадастровый номер участка; г) местоположение, площадь лесного участка, вид и срок его использования.

Как правильно установлено судом первой инстанции, 13.04.2017 между ОАО «ИЭСК» (заказчик) и ООО «Кадастр» (подрядчик) заключен договор № 02-ИД-ОУС-2017, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить заказчику комплекс работ по подготовке проекта освоения лесов и прохождению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, занятым сооружением, в том числе по спорному линейному объекту.

Согласно календарному плату (приложение к договору №3) ООО «Кадастр» подготавливает межевой план, кадастровый паспорт ЗУ.

20.10.2020 ООО «Кадастр» обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) с заявлением 1399/02-2020 о проведении государственной экспертизы проекта основания лесов, с приложением необходимого перечня документов.

Вместе с тем, распоряжением от 17.11.2020 № 91-2709-мр Министерство утвердило отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, указав, что поскольку в проекте освоения лесов отсутствуют документы о конкретном местоположении лесного участка (такие как межевой план), предоставленного ОАО «ИЭСК» на основании публичного сервитута, указанное не дает возможность установить количественные и качественные таксационные характеристики лесных насаждений, и соответственно, установить конкретное местоположение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также не дает возможность оценить представленный проект на соответствие нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Представленный заявителем проект освоения лесов содержит указание на перечень переданных в пользование лесных кварталов, лесотаксационных выделов, а именно: Ангарское лесничество Ушаковское участковое лесничество, Худяковская дача, квартал 136, выдел 4ч. При этом в представленном проекте отсутствуют документы, подтверждающие местоположение (границы) спорного земельного участка площадью 4 кв.м.», предоставленного ОАО «ИЭСК» на основании постановления от 02.04.2020 № 184 Администрации Иркутского районного муниципального образования на земельном участке с кадастровым номером 38:06:000000:6047.

Таким образом, возможность сопоставить границы публичного сервитута с материалами лесоустройства (лесоустроительный планшет), у Министерства отсутствуют.

Довод заявителя, заявленный и в апелляционной жалобе, о том, что требование Министерства о необходимости предоставления межевого плана не предусмотрено Порядком, в связи, с чем возлагает на заявителя дополнительные расходы, правильно отклонен судом первой инстанции по следующим мотивам.

В соответствии п. 5 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности", в разделе "Общие сведения" содержатся, в том числе выписка из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка.

Вместе с тем, поскольку, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных), точек указанных в приложении к постановлению от 02.04.2020 №184, и не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ, соотнесение земель лесного фонда с образованным земельным участком (сервитут) возможно лишь путем сопоставления (совмещения) кадастрового плана территории с картографическими материалами лесоустройства.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.

Кроме того, договором подряда о проведении кадастровых работ от 13.04.2017 предусмотрено составление межевого плана спорного участка.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что отрицательное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 17.11.2020 № 91-2709-мр, вынесено ответчиком законно и в пределах своей компетенции, а выводы по настоящему делу согласуются с судебной практикой по делу №А19-4245/2021.

По результатам рассмотрения дела апелляционный суд приходит к таким же выводам, что и суд первой инстанции, и отклоняет доводы по тем же мотивам.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования о признании незаконным заключения экспертной комиссии государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 17.11.2020 № 91-2709-мр.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2022 года по делу № А19-4244/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.О.Никифорюк

Судьи Н.В.Ломако

В.А.Сидоренко