ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-4531/2021 от 14.06.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

Дело №А19-4531/2021

Резолютивная часть постановления объявлена14 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  16 июня 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Шелёминой М.М.,

судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» Чебунина А.В.(доверенность от 14.03.2022
№ РТ/1/02, диплом),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2021 года по делу № А19-4531/2021 , постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2022 годапо тому же делу,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск»
(ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046, далее – ООО «РТ-НЭО Иркутск», Общество, Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской, о признании незаконными действий муниципального учреждения «Администрация городского округа муниципального образования – «Город Тулун» (далее – Администрация), выразившихся в отказе в письме от 12.02.2021 № 2027 направлять в Правительство Иркутской области обращение о выделении средств резервного фонда на реализацию мероприятий по обращению с твердыми коммунальными отходами, объем которых превышает норматив накопления твердых коммунальных отходов, установленный в соответствии с законодательством (в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2022 года,  в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «РТ-НЭО Иркутск» обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам нарушения судами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), неправильного применения норм  материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод судов о том, что в данном случае имеет место гражданско-правовой спор, который не может быть рассмотрен по правилам главы 24 Кодекса; указывает, что характер взаимоотношений Общества и органа местного самоуправления не является гражданско-правовым, между ними по вопросу финансирования ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в виде вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) сверх норматива отсутствуют гражданские обязательства; вследствие бездействия Администрации региональный оператор не получил финансирование за сверхнормативный вывоз ТКО; Общество не может самостоятельно подать заявление (заявку) в резервный фонд Иркутской области, возможность компенсации зависит от подачи Администрацией соответствующего заявления в орган исполнительной власти Иркутской области; сверхнормативный вывоз ТКО был осуществлен не в пользу органа местного самоуправления, а в пользу потребителей услуги по обращению с ТКО – жителей г. Тулуна; Обществом оспаривается отказ органа местного самоуправления, обладающего публичными полномочиями, от их реализации, что влечет возможность оспаривания этих действий (бездействия) в порядке главы 24 Кодекса.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru); Администрация и Правительство Иркутской области своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.

Представитель ООО «РТ-НЭО Иркутск» в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 07 июня 2022 годадо 14 июня 2022 года до 10 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» (kad.arbitr.ru) информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представитель  ООО «РТ-НЭО Иркутск» подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «РТ-НЭО Иркутск» является региональным оператором на территории Иркутской области, оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (Зона 2 - Юг) на основании соглашения с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.04.2018 № 318 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2)» и законодательства Российской Федерации (далее – Соглашение).

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения границы зоны деятельности Регионального оператора и направления транспортирования твердых коммунальных отходов в пределах этой зоны определяются в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 2.2.5 Соглашения предусмотрено, что Региональный оператор обеспечивает накопление (в том числе раздельное накопление), сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО в зоне своей деятельности в соответствии с территориальной схемой и региональной программой в области обращения с отходами.

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.12.2017 № 43-мпо                                 (с изменениями от 29.05.2020 № 22-мпр) (далее – Территориальная схема).

Во исполнение условий соглашения Общество в июле-августе 2019 года вывезло с территории города Тулуна ТКО в объеме 29 122,75 куб. м, что, по его мнению, значительно превысило объем, установленный в Территориальной схеме.

Региональный оператор направил в адрес мэра г. Тулуна обращение от 29.01.2021
№ БПСТ27346, в котором со ссылкой на Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Иркутской области, утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 07.03.2008 № 46-па, изменения в названное Положение, внесенные постановлением Правительства Иркутской области от 11.10.2019 № 848-пп, просил направить заявку в Правительство Иркутской области о выделении средств резервного фонда с целью получения выпадающих доходов на сумму 12 555 688 рублей 88 копеек с приложением расчета, произведенного на основе письма Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.01.2021 № 02-58-804/21, определяющего в качестве источника информации относительно объема (нормативного объема) ТКО в г. Тулуне вышеназванную Территориальную схему.

Администрация г. Тулуна письмом от 12.02.2021 № 2027 сообщила Обществу об отказе в направлении в Правительство Иркутской области обращения по вопросу выделения средств резервного фонда на реализацию мероприятий по обращению с ТКО, объем которых превышает норматив накопления твердых коммунальных отходов, указав, что Территориальная схема не является документом, устанавливающим нормативы накопления ТКО; приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 № 58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области» по категории «Иные муниципальные образования Иркутской области» (далее – Приказ № 58-28-мпр), к которой относится г. Тулун, не установлен норматив общего количества образуемых ТКО, что не позволяет определить норматив по муниципальному образованию «город Тулун» с учетом общественных зданий. Кроме того, у органа муниципального образования «город Тулун» отсутствуют соответствующие полномочия и основания по предоставлению компенсации выпадающих доходов за сверхнормативный объем твердых коммунальных отходов.

ООО «РТ-НЭО Иркутск», полагая, что действия (бездействие) Администрации, выразившиеся в отказе направить обращение в Правительство Иркутской области о выделении средств резервного фонда на реализацию мероприятий по обращению с ТКО, объем которых превышает норматив, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о наличии в данном случае гражданского-правового спора, не подлежащего рассмотрению по правилам главы 24 Кодекса, возникшего в связи с наличием разногласий между Обществом и Администрацией об объеме оказанных услуг и в дальнейшем о наличии либо отсутствии у Администрации права на выделение средств из резервного фонда на реализацию мероприятий по обращению со сверхнормативным объемом ТКО в г. Тулуне в соответствующий период.

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса  Российской Федерации). Признание судом названных актов недействительными является одним из способов защиты гражданских прав. В этом случае нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ (абзац шестой статьи 12, статья 13 ГК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных актов, перечисленных в части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными главой 24 Кодекса.

Частью 1 статьи 16 Кодекса регламентировано, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, вступивший в законную силу судебный акт разрешает имеющийся между сторонами спор и придает спору правовую определенность.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия. При рассмотрении этих дел арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Разрешение вопроса о законности или незаконности (недействительности) оспариваемого ненормативного акта, действий, бездействия публичных органов и нарушения им прав и законных интересов заявителя зависит от правового регулирования правоотношений и установленных по конкретному делу обстоятельств.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с просьбой о направлении обращения в Правительство Иркутской области с целью получения Обществом компенсации в связи с превышением сверхнормативного объема ТКО, образованных и транспортированных с территории г. Тулуна в июле-августе
2019 года, вызванных чрезвычайной ситуацией, связанной с наводнением, ссылаясь на Положение № 46-па, которым предусмотрена возможность реализации мероприятий по обращению с ТКО, объем которых превышает норматив накопления ТКО.

Выводы судов о гражданско-правовом характере данного спора основаны на том, что в данном случае (с учетом возражений Администрации) фактически возник спор об объеме оказанных Обществом услуг в связи с непредставлением Обществом документов, подтверждающих фиксацию объема ТКО и крупногабаритных отходов (КГО) сверхнорматива в г. Тулуне, и в дальнейшем о наличии либо отсутствии у ответчика права на выделение средств из резервного фонда на реализацию мероприятий по обращению со сверхнормативным объемом ТКО в г. Тулуне в соответствующий период, что, как посчитали суды, подлежит рассмотрению в порядке искового производства, как спор, возникший из обязательственных отношений сторон.

Между тем из письма Администрации от 12.02.2021 № 2027 следует, что Администрация отказала в направлении в Правительство Иркутской области обращения Регионального оператора в связи с тем, что Территориальная схема, на основании которой произведен расчет выпадающих доходов, не является документом, устанавливающим нормативы накопления ТКО; норматив общего количества образуемых ТКО по муниципальному образованию «город Тулун» с учетом общественных зданий Приказом № 58-28-мпр не установлен; у муниципального образования «город Тулун» отсутствуют соответствующие полномочия и основания по предоставлению компенсации выпадающих доходов за сверхнормативный объем твердых коммунальных отходов.

Из упомянутого письма Администрации не следует, что основанием для отказа послужил факт  недоказанности Обществом объема вывезенных сверх норматива ТКО.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1).

Объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии со статьями 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относятся, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;  содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера (пункт 1). Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2).

Согласно статье 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций (пункт 1). Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи (пункт 4).

Постановлением администрации Иркутской области от 07.03.2008 № 46-па в соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждено Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Иркутской области (далее – Положение № 46-па).

В соответствии с названным Положением (в редакции, действующей на момент обращения Общества в Администрацию) средства фонда направляются, в том числе на ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация) в порядке, определенном разделом 2 настоящего Положения, в том числе на реализацию мероприятий по обращению с твердыми коммунальными отходами, объем которых превышает норматив накопления твердых коммунальных отходов, установленный в соответствии с законодательством (в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области) (подпункт «л» подпункта 1 пункта 3).

Основанием для рассмотрения вопроса о выделении средств фонда является письменное обращение заинтересованного лица на имя первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области о выделении средств фонда (далее - обращение), если иное не предусмотрено разделом 3 настоящего Положения, с приложением документов, обосновывающих размер запрашиваемых средств, и иных документов, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения № 46-па).

Пунктом 13 раздела 2 упомянутого Положения предусмотрено, что глава муниципального образования Иркутской области вправе обратиться с обращением в течение срока действия режима чрезвычайной ситуации, но не позднее 10 календарных дней со дня отмены указанного режима при условии отсутствия или недостаточности у муниципального образования Иркутской области собственных средств на ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (далее - ликвидация чрезвычайных ситуаций) на дату обращения.

К обращению прилагаются, в том числе, следующие документы: расчеты расходов на реализацию мероприятий по обращению с твердыми коммунальными отходами, объем которых превышает норматив накопления твердых коммунальных отходов, установленный в соответствии с законодательством (в случае, указанном в абзаце двенадцатом подпункта 1 пункта 3 настоящего Положения); документы, подтверждающие прием твердых коммунальных отходов в объеме, который превышает норматив накопления твердых коммунальных отходов, установленный в соответствии с законодательством (в случае, указанном в абзаце двенадцатом подпункта 1 пункта 3 настоящего Положения) (подпункты 19, 20 пункта 16 Положения № 46-па).

Таким образом, приведенными правовыми нормами в редакции, действовавшей в период обращения Общества к Администрации, предусмотрено направление средств из резервного фонда Иркутской области на реализацию мероприятий по обращению с твердыми коммунальными отходами, объем которых превышает норматив накопления твердых коммунальных отходов, установленный в соответствии с законодательством
(в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области). При этом для выделения средств из резервного фонда необходимо обращение главы муниципального образования Иркутской области с соблюдением порядка и сроков обращения, предусмотренного Положением № 46-па.

Общество  в заявлении в суд и в дополнениях и объяснениях по делу указывало, что вывоз с территории г. Тулуна сверхнормативного объема ТКО вызван чрезвычайной ситуацией на территории муниципального образования «город Тулун».

ООО «РТ-НЭО Иркутск» обратилось к Администрации не в рамках исполнения обязательств по Соглашению (гражданско-правовой сделке), а в связи с превышением норматива объема вывоза ТКО, возникшего в условиях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в связи с наводнением.

Выбор способа защиты права лежит на лице, которое полагает, что его право нарушено. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса  Российской Федерации, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.

Учитывая публично-правовой статус Администрации, как органа местного самоуправления, на которого Федеральным законом № 131-ФЗ, Федеральным законом
№ 68-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации возложены обязанности по проведению мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и созданию резервов финансовых и материальных ресурсов, как исполнительных органов государственной власти, так и местных администраций, заявитель вправе был избрать способ защиты, предусмотренный главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем оспаривания соответствующих действий (бездействия) органа государственной власти (местного самоуправления) или его решения.  

Из вышеизложенного следует, что поскольку заявленное по делу требование о признании незаконным оспариваемого Обществом решения Администрации является самостоятельным способом защиты нарушенных прав, имея свой предмет и основания, а также учитывая характер спорных правоотношений, цель обращения Общества в суд за защитой своего нарушенного права, это требование подлежало рассмотрению в соответствии с требованиями главы 24 Кодекса и с принятием решения, предусмотренного статьей 201 этого же Кодекса.

В рамках избранного способа защиты суд располагает возможностью проверить законность отказа в совершении требуемых распорядительных действий со стороны  Администрации и наличие полномочий на совершение указанных действий, а также рассмотреть иные возникшие вопросы.

Следовательно, вывод судов об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты своих нарушенных прав не основан на конкретных фактических обстоятельствах данного дела.

Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 2.2.5 Соглашения региональный оператор обеспечивает деятельность по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой, в Таблице 2.5. «Расчет ТКО от населения и объектов инфраструктуры по зоне № 2» раздела 2 «Количество образующихся отходов» которой содержится информация о количестве образующихся ТКО на территории
г. Тулуна. Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области  от 28.06.2019 № 58-28-мпр установлены нормативы накопления ТКО на территории Иркутской области.

Вместе с тем суды двух инстанций не проверили на соответствие действующему законодательству оспариваемый Обществом отказ Администрации и не исследовали доводы заявителя о нарушении этим отказом его прав и законных интересов.

Поскольку названное судами не установлено, что могло привести к принятию неправильного решения, суд кассационной инстанции полагает, что принятые по делу судебные акты не могут быть признаны соответствующими требованиям, установленным статьей 15, статьями 71, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда подлежащими отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку вышеуказанные фактические обстоятельства не были исследованы судами в порядке статей 200 - 201 Кодекса, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса.

При новом судебном разбирательстве Арбитражному суду Иркутской области следует учесть вышеизложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, доказательств по делу, имеющих значение для настоящего дела, доводов лиц, участвующих в деле, проверить в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый отказ Администрации на соответствие действующему законодательству, установить, в чем конкретно выражаются негативные последствия, которые несет заявитель в результате действий (бездействия) уполномоченного органа, и соразмерны ли упомянутые последствия с избранным способом защиты нарушенного права, и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2021 года по делу
№ А19-4531/2021, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда
от 04 апреля 2022 года по тому же делу отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

М.М. Шелёмина

Судьи

В.Д. Загвоздин

А.Н. Левошко