ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-4738/2021 от 08.12.2021 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

09 декабря 2021 года

Дело № А19-4738/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Скубаева А.И.,

судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика – Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2021 года по делу № А19-4738/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2021 года по тому же делу,

установил:

Саянское муниципальное унитарное предприятие «Рыночный комплекс»
(ОГРН: 1023801910406, ИНН: 3814007522, Иркутская обл., г. Саянск, далее –
СМУП «Рыночный комплекс», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской
области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, Иркутская обл., г. Иркутск,
далее – Министерство финансов) о взыскании убытков в результате
погребения невостребованных умерших в размере 57 728 рублей 29 копеек,
а также 2 309 рублей 13 копеек расходов по оплате госпошлины.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «Город Саянск» (ОГРН: 1023801911231, ИНН: 3814000735, далее – МКУ Администрация городского округа муниципального образования «Город Саянск»), государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980, далее – ОПФР по Иркутской области), Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
(ОГРН: 1073808028271, ИНН: 3808170986, далее – Министерство социального развития), Служба по тарифам Иркутской области (ОГРН: 1033801025092, ИНН: 3808023928,
далее – Служба по тарифам).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2021 года, иск удовлетворен.

Министерство финансов, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой,
в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт
об отказе в иске.

По мнению заявителя кассационной жалобы, возмещение расходов на погребение умерших не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Иркутской области), полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития как главный распорядитель бюджетных средств субъекта по выплате социального пособия (возмещения стоимости услуг) на погребение.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены
по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru), однако своих представителей
в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании убытков
в виде расходов, связанных с оказанием услуг по погребению умерших, не являющихся пенсионерами, личность которых установлена.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, СМУП «Рыночный комплекс» является специализированной службой
по вопросам похоронного дела и оказанию услуг при погребении умерших на территории муниципального образования «город Саянск».

В 2019 и 2020 годах СМУП «Рыночный комплекс» произведено погребение восьми неистребованных умерших, не являющихся пенсионерами, личность которых установлена. Общая стоимость оказанных услуг по погребению составила
57 728 рублей 29 копеек.

Истец, полагая, что расходы на погребение невостребованных умерших, личность которых установлена, в размере 57 728 рублей 29 копеек подлежат возмещению за счет бюджета субъекта Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому,
на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Стоимость оказанных специализированной службой ритуальных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела
в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет различных источников: Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации
в зависимости от наличия либо отсутствия социального страхования умерших.

Правильно применив к правоотношениям сторон нормы материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства (свидетельства о смерти, справки о смерти, справки о захоронении, наряды-заказы), установив факт оказания истцом в 2019-2020 годах услуг по погребению (захоронению) 8 умерших невостребованных граждан, не являющихся пенсионерами, личность которых установлена, суды пришли к выводу о наличии у субъекта Российской Федерации – Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области обязанности
по возмещению спорных расходов в соответствии с фиксированными тарифами, установленными администрацией городского округа муниципального образования «город Саянск» в постановлениях от 21.01.2019 № 110-37-61-19 (7 135 рублей 76 копеек
в 2019 году), 27.01.2020 № 110-37-58-20 (в редакции от 05.02.2020 № 110-37-108-20) (7 349 рублей 83 копеек в 2020 году).

Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что возмещение расходов
на погребение умерших не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Иркутской области), надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития как главный распорядитель бюджетных средств субъекта
по выплате социального пособия (возмещения стоимости услуг) на погребение, отклоняются судом кассационной инстанции по следующим основаниям.

В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского поселения.

Вместе с тем, органы, осуществляющие возмещение стоимости услуг, оказанных специализированной службой согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определены статьей 9 (пункт 3) Закона о погребении, в соответствии с которой такое возмещение производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации –
в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером.

Таким образом, убытки, понесенные предприятием в связи с погребением умерших невостребованных граждан, не являющихся пенсионерами, личность которых установлена, должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации (Иркутской области). Поскольку Министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы публично-правового образования, оно и является надлежащим ответчиком по делу.

Несоответствия выводов судов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, судом кассационной инстанции не установлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем
на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.

Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку
в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2021 года по делу
№ А19-4738/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 08 сентября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу –
без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

А.И. Скубаев

Т.В. Белоножко

Н.Н. Тютрина