ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-5409/2021 от 12.01.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

12 января 2022 года

Дело № А19-5409/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 января 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Загвоздина В.Д.,

судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области – Казаковой Д.Л. и Локияевой Е.А. (доверенности от 11.06.2021, дипломы о высшем юридическом образовании), а также федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области» - Трубиной Е.Ю. (доверенность от 08.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2021 года по делу № А19-5409/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2021 года по тому же делу,

установил:

государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 (далее – Центр установления пенсий) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области» (далее – УВО, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 87 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2021 года, заявленные требования удовлетворены частично: с УВО взыскан штраф в размере 500 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Также определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2021 года произведена замена Центра установления пенсий на его правопреемника: государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980, далее – фонд, ОПФ).

Не согласившись с решением и постановлением, фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворить требования ОПФ в полном объеме.

Заявитель кассационной жалобы полагает, что выводы судов об отсутствии состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), ошибочны, поскольку персонифицированные сведения представляются в отношении каждого застрахованного лица.

Кассационная жалоба подана ОПФ по системе «Мой арбитр» в электронном виде на 3 листах, иных доводов не содержит.

Определением суда округа от 29 декабря 2021 года рассматривающий кассационную жалобу судья Новгородский И.Б. заменен на судью Загвоздина В.Д.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены судом округа по правилам статей 121 - 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения – т.1 между листами 2 и 3, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел
в сети «Интернет»).

УВО в отзыве на кассационную жалобу просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.

Представители фонда и страхователя в судебном заседании поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за январь, май, сентябрь, апрель 2019 года и за 2019 год фонд пришел к выводу, что УВО представило сведения о застрахованных лицах за указанные периоды с нарушением установленных законодательством сроков, а также недостоверные сведения.

По фактам нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлены акты.

На основании указанных актов приняты решения о привлечении к ответственности:

- от 23.06.2020 № 048S19200016820 в виде штрафа в размере 83 500 рублей (отчет по форме СЗВ-стаж за 2019 год в отношении 167 застрахованных лиц по данным фонда представлен 21.04.2020 при установленном сроке 02.03.2020, ранее представлявшиеся 27.02.2020, 05.03.2020, 13.03.2020 отчеты не приняты в связи с недопустимым форматом документов, наличием ошибок);

- от 02.07.2020 № 048S19200019037 в виде штрафа в размере 1 000 рублей (в форме СЗВ-стаж за 2019 год содержатся недостоверные сведения в отношении 2 застрахованных лиц – данные фамилий, имен, отчеств не соотносятся со страховыми номерами индивидуальных лицевых счетов);

- от 02.07.2020 № 048S19200018769 в виде штрафа в размере 1 000 рублей (дополняющая форма СЗВ-М за апрель 2019 года в отношении 2 застрахованных лиц представлена 22.05.2020 при установленном сроке представления данной отчетности не позднее 15.05.2019);

- от 02.07.2020 № 048S19200018282 в виде штрафа в размере 500 рублей (дополняющая форма СЗВ-М за сентябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица представлена 22.05.2020 при установленном сроке представления данной отчетности не позднее 15.10.2019);

- от 02.07.2020 № 048S19200018281 в виде штрафа в размере 500 рублей (дополняющая форма СЗВ-М за май 2019 года в отношении 1 застрахованного лица представлена 22.05.2020 при установленном сроке представления данной отчетности не позднее 17.06.2019);

- 02.07.2020 № 048S19200018285 в виде штрафа в размере 500 рублей (дополняющая форма СЗВ-М за январь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица представлена 22.05.2020 при установленном сроке представления данной отчетности не позднее 15.02.2019);

- 27.08.2020 № 048S19200026245 в виде штрафа в размере 500 рублей (дополняющая форма СЗВ-стаж за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица представлена 17.07.2020 при установленном сроке представления данной отчетности не позднее 02.03.2020).

По требованиям фонда вышеуказанная задолженность в добровольном порядке страхователем не погашена, в связи с чем ОПФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о ее взыскании.

Суд первой инстанции пришел к следующим выводам.

По решениям от 02.07.2020 № 048S19200018769, от 02.07.2020 № 048S19200018282, от 02.07.2020 № 048S19200018281, от 02.07.2020 № 048S19200018285 штраф в общем размере 2 500 рублей взысканию не подлежит, поскольку страхователь добровольно устранил выявленные нарушения, доказательств направления уведомлений об устранении таких нарушений фондом при рассмотрении дела не представлено, ответственность за нарушение сроков представления дополняющей формы СЗВ-М при своевременном представлении исходной отчетности законодательством не предусмотрено.

По решению от 23.06.2020 № 048S19200016820 штраф в размере 83 500 рублей взысканию не подлежит, поскольку законодательством не предусмотрена ответственность за нарушение срока представления дополняющей формы СЗВ-стаж.

По решениям от 02.07.2020 № 048S19200019037, от 27.08.2020 № 048S19200026245 наличие состава правонарушения материалами дела доказано.

Также судом первой инстанции установлены обстоятельства, смягчающие ответственность, с учетом которых общая сумма взыскиваемого штрафа подлежит снижению до 500 рублей.

Суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 2 500 рублей по эпизоду представления страхователем 22.05.2020 дополняющих форм СЗВ-М, направленных после получения уведомлений фонда от 19.05.2020.

Апелляционный суд посчитал законным привлечение страхователя к ответственности по решению от 23.06.2020 № 048S19200016820, поскольку первоначальные сведения правомерно не были приняты фондом, как содержащие грубые (критические) ошибки. Вместе с тем, пришел к выводу, что неправильный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неверного решения по существу спора, поскольку материалы дела подтверждают наличие оснований для взыскания штрафов по решениям от 23.06.2020 № 048S19200016820, от 02.07.2020 № 048S19200019037, от 27.08.2020 № 048S19200026245 в общем размере 500 рублей - с учетом выявленных при рассмотрении дела обстоятельств, смягчающих ответственность.

Суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов ввиду следующего.

В силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ страхователями являются, в том числе, юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору,
а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно
не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым
в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Данные сведения представляются по утвержденной форме СЗВ-М.

Также пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.

Данные сведения представляются по утвержденной форме СЗВ-стаж.

В силу статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются
в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

На основании статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять
и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию
с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции
в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Согласно действовавшему в период рассматриваемых правоотношений пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

На основании приведенного выше правового регулирования и с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 № 12-П, а также сохраняющей актуальность правоприменительной практики Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу, что представление в рассматриваемом случае дополняющих сведений по форме СЗВ-М не позволяет квалифицировать действия страхователя как нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе по указанному вопросу, основаны на неправильном толковании норм материального права, на законность принятых по делу судебных актов не влияют.

По остальным эпизодам суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал доказанным наличие в действиях страхователя состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, однако правомерно согласился с мотивированным выводом суда первой инстанции о необходимости снижения общей суммы штрафа, подлежащей взысканию по настоящему делу, до 500 рублей, с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность.

Правовой подход судов по вопросу снижения штрафа основан на правильном применении положений статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.05.1998 № 14-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 19.01.2016 № 2-П.

Обстоятельства, признанные судами смягчающими ответственность, в обжалуемых судебных актах установлены и подтверждены имеющимися в деле доказательствами. Доводов относительно невозможности снижения штрафов в связи наличием смягчающих ответственность обстоятельств кассационная жалоба, поданная в суд округа, не содержит.

Изложенный фондом в заседании суда округа со ссылкой на отсутствующий в кассационной жалобе (поданной в электронном виде на 3 листах) довод о том, что суд апелляционной инстанции не обосновал отказ во взыскании штрафа по решению от 23.06.2020 № 048S19200016820 не соответствует действительности – соответствующие мотивы надлежащим образом изложены на страницах 9-11 постановления от 20 августа 2021 года.

Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов (в редакции постановления суда апелляционной инстанции) сделаны при правильном применении норм права, основаны на имеющихся в деле доказательствах и установленных по делу обстоятельствах.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2021 года по делу № А19-5409/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

В.Д. Загвоздин

А.И. Рудых

М.М. Шелёмина