ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г.Иркутск
№А19-8151/08-Ф02-5950/2008
04 декабря 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Уманя И.Н.,
судей Некрасовой Н.В., Попова О.А.,
при участии в судебном заседании представителя Федеральной налоговой службы ФИО1 (доверенность № 06-20/002734 и служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу уполномоченного органа – инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г.Иркутска на определение Арбитражного суда Иркутской области от 1 сентября 2008 года по делу № А19-8151/08-60 (суд первой инстанции – Сорока Т.Г.),
установил:
Производство по делу № А19-8151/08-60 о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника – закрытого акционерного общества «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития», имеющего основной государственный регистрационный номер 1020400760181 и юридический адрес: <...> (далее – ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития»), возбуждено на основании заявления Федеральной налоговой службы в лице инспекции по Правобережному округу г.Иркутска, принятого Арбитражным судом Иркутской области определением от 2 июля 2008 года.
Предъявленное требование мотивировано тем, что ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития» имеет задолженность по обязательным платежам в размере 75.659 рублей 55 копеек, из них 72.930 рублей 54 копеек по налогам и 2.729 рублей 01 копейки по пени, подтвержденную решениями и постановлениями налогового органа о взыскании налогов (сборов), пени за счет имущества налогоплательщика № 449 от 30 августа 2005 года и № 129 от 6 марта 2007 года; тем, что имущество должника заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве; тем, что финансирование банкротства ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития» будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Сославшись на статью 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4,6,7,11,33,39-41,45,53,124-127,230 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и на постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», уполномоченный орган просит возбудить дело о банкротстве ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития» как отсутствующего должника, включить в реестр требований кредиторов требование в размере 75.659 рублей 55 копеек, утвердить арбитражного управляющего из числа членов некоммерческого партнерства саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Евросиб».
Определением от 1 сентября 2008 года производство по делу № А19-8151/08-60 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении заявления уполномоченного органа Арбитражный суд Иркутской области установил то, что у ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития» отсутствует имущество, расчетный счет закрыт 2 ноября 2006 года; то, что исполнительные производства № 11936-11/05 и № 3815/6140/183/1/2007, возбуждавшиеся на основании постановлений Федеральной налоговой службы № 449 от 30 августа 2005 года и № 129 от 6 марта 2007 года, окончены, а исполнительные документы возвращены взыскателю из-за отсутствия у должника имущества постановлениями от 28 апреля 2006 года и от 28 мая 2007 года.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют доказательства, свидетельствующие о возможности обнаружения имущества ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития», за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве отсутствующего должника, полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам; из того, что не соответствуют действительности сведения, отраженные должником в расшифровках имущества, приложенных к балансам за 2005-2007 годы, о наличии у ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития» прочего имущества на сумму 179.000 рублей, иных материальных ценностей на сумму 318.000 рублей, сырья и материалов на сумму 116.000 рублей.
В порядке апелляционного производства дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г.Иркутска просит отменить определение от 1 сентября 2008 года, принять новый судебный акт.
Как полагает заявитель кассационной жалобы определение от 1 сентября 2008 года принято с нарушением норм материального права - статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития» не обладает признаками недействующего юридического лица, а поэтому оно не может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке; на то, что ликвидация ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития» должна быть осуществлена за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с применением упрощенной процедуры банкротства.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
На основании части 1 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 2 декабря 2008 года до 14 часов 10 минут 4 декабря 2008 года.
Лица, заинтересованные в рассмотрении кассационной жалобы, о времени и месте судебного разбирательства извещались в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба о времени и месте судебного заседания извещена 18 ноября и 3 декабря 2008 года (почтовое уведомление № 63629, телеграфное уведомление № 566/00301).
ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития» о времени и месте судебного заседания извещалось по последнему известному арбитражному суду адресу его места нахождения: <...>, являющемуся юридическим адресом акционерного общества, предусмотренным учредительными документами. Извещение возвращено в суд кассационной инстанции с информацией органа связи о ненахождении адресата (телеграфное уведомление № 566/00201).
В силу пункта 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития» считается извещенным надлежащим образом.
Представитель ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития» в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие, в порядке, установленном главой 35 вышеназванного Кодекса.
Представитель Федеральной налоговой службы ФИО1 поддержала в судебном заседании доводы кассационной жалобы.
Выслушав представителя уполномоченного органа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность определения от 1 сентября 2008 года, вынесенного по делу № А19-8151/08-60, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Предметом кассационного обжалования является судебный акт, принятый по результатам рассмотрения заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом.
Судом первой инстанции установлено, что ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития» отвечает признакам отсутствующего должника, и этого обстоятельства не оспаривает заявитель кассационной жалобы.
По смыслу статьи 39 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 этого же Федерального закона и статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2005 года № 83-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченный орган одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам.
В качестве таких доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания. Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника.
Такие доказательства в материалах дела отсутствуют, при этом заявитель кассационной жалобы не ссылается на их наличие.
При отсутствии у должника имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве, а также для погашения задолженности по обязательным платежам, проведение процедур банкротства повлечет дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета, при этом не приведет к поступлению средств, которые бы позволили погасить задолженность по обязательным платежам.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» в случае, если имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц применительно к статье 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В материалах дела № А19-8151/08-60, поступивших в суд кассационной инстанции, отсутствуют заявления иных кредиторов, готовых нести расходы по делу о банкротстве ЗАО «Торгово-промышленная корпорация «Фонд регионального развития», и заявитель кассационной жалобы на наличие таковых не сослался.
При таких обстоятельствах, производство по делу № А19-8151/08-60 правомерно прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права и норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено, в связи с чем определение Арбитражного суда Иркутской области от 1 сентября 2008 года по делу № А19-8151/08-60 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 этого же Кодекса подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Заявитель кассационной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274,286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 1 сентября 2008 года по делу № А19-8151/08-60 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Н.Умань
Судьи
Н.В.Некрасова
О.А.Попов