ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
24 января 2024 года
Дело №А21-16108/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Бугорской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 25.12.2023,
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 17.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39834/2023) общества с ограниченной ответственностью «Дудук» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2023 по делу № А21-16108/2022, принятое
по иску государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами»
к обществу с ограниченной ответственностью «Дудук»
о взыскании,
установил:
Государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (далее – истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Дудук» (далее – Ответчик, Общество) о взыскании суммы 310002,85 рублей, в том числе, 304624,68 рублей задолженность за оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 25.05.2022 и 5378,17рублей пеня за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 10.06.2019 по 25.11.2022.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2023 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в иске отказать.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что 24.11.2021 Истец в одностороннем порядке изменил порядок расчетов в результате чего плата выросла с 1851,42рублей до 9857,67рублей, а также незаконно произвел перерасчет услуг за весь период действия договора, т.е. с 01.01.2019.
Кроме того, в период с 17.02.2020 по 28.06.2022 ООО «Дудук» не являлось собственником объекта оказания услуг по договору от 01.01.2019. Истцом также, по мнению стороны, допущен пропуск срока исковой давности, и неверным образом произведен расчет неустойки.
Истец возражал также в приобщении документов, поскольку не подтверждают позицию стороны и не имеют отношения к спорному объекту, в отзыве просит решение оставить без изменения, указывая на то, что перерасчет произведен на основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 16.06.2022 №295 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 года №218».
Срок исковой давности не пропущен в связи с корректировкой расчетов и направлением Ответчику корректировочных счетов. Кроме того, истец обратил внимание на то, что в жалобе приведены новые доводы и представлены документы, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции.
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы не принимаются судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку ответчик не обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
В судебном заседании стороны поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее- ТКО) на территории Калининградской области с 01.01.2019 и действует на основании выданной ему Лицензии №(39)-4360- СТУРБ/П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации , обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и Соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области и Предприятием 20.06.2018.
Между Истцом (Региональный оператор) и Ответчиком (Потребитель) заключен договор №230108324 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) (далее- договор) по заявке ответчика на заключение договора от 01.04.2019.
Договор подписан Ответчиком 30.05.2019.
Пунктом 5 договора предусмотрено, что дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2019.
Согласно пункта 6 договора расчетным периодом понимается один календарный месяц.
Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. При вступлении в силу нормативно-правовых актов, изменяющих порядок определения стоимости оказываемых услуг, а также принятия уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов решения об изменении действующего тарифа, расчеты будут производиться по стоимости, определенной на основании вновь принятых и вступивших в законную силу нормативно-правовых актов, с даты, установленной постановлениями уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов). Информация об установлении и изменении тарифов размещается в средствах массовой информации, в сети Интернет на сайте Регионального оператора esoo39.ru. При этом любой из способов признается сторонами надлежащим уведомлением.
Согласно пункта 7 договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Как следует из Приложения №1 к договору местом накопления ТКО является Продовольственный магазин, находящийся по адресу: Калининградский городской округ, <...> 15км, СНТ «Мечта».
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.03.2019 №28-06окк/19 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 07.12.2018 №96-04окк/18» был установлен единый тариф на услуги регионального оператора, который составлял с 01.01.2019 по 31.03.2019 – 425,63рублей/куб.м.(безНДС); с 01.04.2019 по 31.12.2019-407,17рублей/куб.м.(без НДС). НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа.
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 16.12.2020 №124-05окк/20 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2019 №131-07окк/19» был установлен единый тариф на услуги регионального оператора, который составлял с 01.01.2020 по 31.12.2020 – 506,16рублей/куб.м.(безНДС); с 01.01.2021 по 30.06.2021-506,16рублей/куб.м.(без НДС);с 01.07.2021 по 31.12.2021- 523,37рублей/куб.м.(без НДС); с 01.01.2022 по 30.06.2022 – 523,3737рублей/куб.м.(без НДС); с 01.07.2022 по 31.12.2022- 586,90рублей/куб.м.(без НДС). НДС в сумме 20% исчисляется сверх указанного тарифа.
Истец формировал и представлял Ответчику документы для оплаты услуг по обращению с ТКО по электронной почте, указанной в заявке на заключение договора.
Согласно п.17 договора стороны согласились производить учет объемами (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и(или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и(или) массы ТКО», следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области были утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018года №203»(далее - Приказ №218).
Методика расчета объема принимаемых ТКО в месяц: расчетная единица х норматив накопления: 12 месяцев = объем оказанных услуг в месяц.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области № 295 от 16.06.2022 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218» (далее - Приказ №295)внесены изменения в части расчетных единиц и нормативов накопления по категории объектов, а именно в части магазинов продовольственных, в том числе супермаркеты, гипермаркеты, универсамы, универмаги.
Приказом №295 установлен норматив накопления ТКО для магазинов продовольственных, в том числе супермаркеты, гипермаркеты, универсамы, универмаги из расчета на 1м2 общей площади – 0,6м3/год. Приказ вступил в силу с 16.06.2022 и распространяется на правоотношения , возникшие с 14.05.2018.
На основании Приказа №295 Истец произвел перерасчет платежей за период с 01.01.2019 по 25.05.2022 на сумму 304624,68рублей и выставил Ответчику корректировочные счета-фактуры с учетом оплаченных Ответчиком сумм по ранее действующим нормативом накопления и тарифам.
24.11.2022 Истец выставил Ответчику корректировочные счета к ранее выставленным счетам-фактурам за спорный период.
Согласно расчету Истца за период с 01.01.2019 ( счета-фактуры за период январь- май 2019 выставлены Истцом 31.05.2022 с учетом заключения договора в мае 2019) по 31.05.2022 Истцу было начислена за услуги по обращению с ТКО по ранее действующему нормативу накопления сумма 121234,71рублей, оплачена суммы 83197,21рублей, долг на 31.05.2022 – 38037,50рублей, корректировка по нормативам Приказа №295 – 266587,18рублей, итого задолженность: 38037,50рублей+ 266587,18рублей= 304624,68рублей
Истец направил Ответчику претензию исх. №21493 от 28.11.2022 с требованием оплаты долга в размере 304624,68рублей, которая получена Ответчиком 27.12.2022.
Поскольку требования по претензии Ответчиком удовлетворены не были, Истец обратился в арбитражный суд Калининградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции требования признал обоснованными как по праву, так и по размеру, руководствуясь статьями 309, 310, 781, 791 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами специального права – Закона №89-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам стороны.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Ответчик относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции не опроверг подтвержденные документально доводы Истца об оказании Региональным оператором услуг по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 25.05.2022.
Довод стороны о том, что оснований для взыскания долга в период с 17.02.2020 по 28.06.2022 не имелось, поскольку ООО «Дудук» не являлось собственником объекта оказания услуг по договору от 01.01.2019, подлежат отклонению. Договор не был расторгнут, сторона уведомлена о данном обстоятельстве не была, более того, данный довод предметом исследования в суде первой инстанции не был.
Ссылка на то, что расчет и корректировка стоимости услуг произведены с нарушением норм материального права обоснованно отклонена судом первой инстанции.
Задолженность перед Истцом по оплате оказанных услуг в сумме 38 037,50 рублей, рассчитанной по нормативам накопления по Приказу №218 имелась, доказательств обратного не представлено.
Приказом №295 были введены в отношении Объекта Ответчика новые нормативы накопления ТКО из расчета на 1м2 общей площади – 0,6м3/год. Приказ №295 вступил в силу с 16.06.2022 и распространяется на правоотношения , возникшие с 14.05.2018.
В связи с изданием Приказа №295 24.11.2022 Истец произвел корректировку начислений и выставил Ответчику корректировочные счета на сумму 266 587,18рублей
Услуги регионального оператора по обращению с ТКО относятся к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона №89-ФЗ), а характер правоотношений носит абонентский характер, исходя из положений статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации и норм Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641, подлежащих оказанию услуг на основании типового договора.
Определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.06.2023 по делу №66а-1334/2023 Приказ №295 признан действующим, в удовлетворении административных исковых требований АО «Военторг-Запад» об оспаривании строк 14, 15 п.п.1п.1, п.3 Приказа №295 отказано.
В п.3 Приказа №295 предусмотрено, что Приказ вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 14.05.2018. Таким образом, поскольку договорные отношения между сторонами возникли с 01.01.2019 корректировка долга произведена в соответствии с вышеперечисленными нормами.
Также не нашли своего подтверждения доводы о пропуске срока исковой давности.
Установление норматива накопления подлежит государственному регулированию.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
На основании п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования.
Из разъяснений, изложенных в пункте постановления Пленума 3 Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 43), следует, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Истец до издания Приказа №295 не знал о необходимости перерасчет платежей за спорный период до 16.06.2022 и до указанной даты не мог произвести корректировку платежей, соответствующие доначисления и обратиться в суд с иском о взыскании долга, следовательно, обратившись в суд за защитой нарушенного права 27.12.2022, Общество не допустило пропуска срока исковой давности.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки.
Пунктом 7 договора предусмотрено, что Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку Ответчик в указанные сроки услуги Истца не оплачивал, по состоянию на день вынесения решения услуги не оплачены, то есть Ответчиком допущена просрочка в исполнении обязательств по оплате за услугу по обращению с ТКО.
В пункте 22 Правил №1156, а также в пункте 24 договора, предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Требования Истца о взыскании с Ответчика пени в сумме 5 378,17 рублей за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по состоянию на 25.11.2022 правомерно удовлетворены, расчет проверен как судом первой, так и судом апелляционной инстанции, признан арифметически правильным.
Оснований для снижения пени на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не установлено.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2023 по делу №А21-16108/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Я.Г. Смирнова
Судьи
Г.Н. Богдановская
Н.А. Бугорская