ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-5289/2017 от 15.03.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 марта 2018 года

Дело № А21-5289/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      марта 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбачевой О.В.

судей  Будылевой М.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Бурак К.Д.

при участии: 

от истца (заявителя): не явился, извещен

от ответчика (должника): не явился, извещен

от 3-го лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-33812/2017 )  ЧОУ ДПО "Учебно-методический центр "Синтагма Профи" на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 26.10.2017 по делу № А21-5289/2017 (судья  Широченко Д.В.), принятое

по  заявлению ЧОУ ДПО "Учебно-методический центр "Синтагма Профи"

к ГУ - УПФР в городе Калининграде (межрайонному)

3-е лицо: МИФНС России № 9 по городу Калининграду

о признании решения недействительным

установил:

Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр «Синтагма Профи» (ОГРН 1053900169960, далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Калининграде (межрайонному) (ОГРН 1023900588690, далее - Управление ПФР, Управление, Фонд) о признании недействительным решения от 05.04.2017 № 04900617РВ040 о привлечении плательщика страховых взносов к  ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), начисления пени по состоянию на 31.12.2015  и уплате недоимки.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по городу Калининграду (ОГРН 1043905000017, далее - налоговый орган, инспекция).

Решением суда первой инстанции от 26.10.2017 в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе  учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и  принять новый судебный акт  об удовлетворении заявленных требований.

Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

 Как следует из материалов дела, Управление осуществило в отношении учреждения выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов., по результатам  которой  составлен акт от 21.02.2017 № 04900617АВ005.

По итогам  рассмотрения материалов проверки, возражений Учреждения, Фондом вынесено решение от 05.04.2017 № 04900617РВ040 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым учреждение привлечено к ответственности в порядке части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме  170 190,68 рублей, начислены пени по состоянию на 31.12.2015 в размере 124 587,66 рублей, недоимка по страховым взносам  в сумме 850 953,40 рублей.

Ссылаясь на несоответствие  решения Управления требованиям действующего законодательства и нарушение прав и законных интересов  юридического лица, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал на правомерность  выводов Фонда  о занижении  учреждением базы для начисления страховых взносов за проверяемый период в связи с не включением сумм выплат в виде стипендий, начисленных в пользу физических лиц, осуществляющих трудовые функции  по совместительству и являющихся слушателями «Программы повышения квалификации - Обучение внедрению программ разноуровневого содержания», реализованной учреждением.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

В ходе проверки Фондом установлено, что Учреждение является некоммерческим образовательным учреждением.  Согласно уставу юридического лица, учреждение создано с целью удовлетворения потребностей граждан в получении общего образования, дополнительного профессионального образования, дополнительных образовательных услуг, а также непрерывного повышения квалификации в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

В соответствии с действующей лицензией от 15 июля 2013 года №ДПО-О669, серия 39 Л01 №0000250,  в проверяемом периоде  Учреждение  осуществляло образовательную деятельность по следующим  образовательным программам:  подготовка детей к школе; иностранный язык; художественно-эстетическая – детское творчество; развитие детей  раннего дошкольного и школьного возраста; обучение внедрению программ разноуровнего содержания.

В проверяемом периоде  на постоянной основе  в Учреждении  осуществляли деятельность  5  человек (директор, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учетной работе, главный бухгалтер, администратор). Воспитатели   и преподаватели  осуществляли деятельность по совместительству на основании договоров   возмездного оказания услуг. Основным местом работы воспитателей и  преподавателей  являлись  дошкольные и общеобразовательные учреждения города Калининграда. Проверкой установлено, что  в 2013 году заключено 45 договоров возмездного оказания услуг, в 2014 году – 47 договор, в 2015 году – 50 договоров.

Оплата труда по договорам осуществлялась пропорционально отработанному времени исходя из утвержденных ставок.

Выплаченные  физическим лицам по  договорам возмездного оказания услуг денежные средства включены Учреждение в  состав базы для исчисления страховых взносов,  исчислены страховые взносы.

В проверяемом периоде  Учреждением реализовывались образовательные программы: подготовка детей к школе; иностранный язык; художественно-эстетическая – детское творчество; развитие детей  раннего дошкольного и школьного возраста, осуществляемые  на платной основе, а также Программа повышения  квалификации «Обучение внедрению программ разноуровнего содержания».

Учебная программа курсов повышения квалификации  «Обучение внедрению программ разноуровнего содержания» предназначена  для учителей начальных классов образовательных учреждений  г. Калининграда, срок обучения: 72 часа, форма обучения: без отрыва  от работы, цель программы: способствовать развитию  профессиональной компетенции слушателей по  составлению и реализации ООП, использованию  в образовательном процессе инновационных  технологий на основе  интеграции психолого-педагогических и собственно методических знаний с учетом  современных требований.

Обучение  по программе «Обучение внедрению программ разноуровнего содержания» осуществляется в  виде  семинарских занятий в период с 1 сентября  по 31 мая  соответствующего учебного года.

Учреждением утверждены  параметры реализации  программы повышения  квалификации, основанной на  бальной системе.

По окончании  программы каждому слушателю учреждения выдавался  сертификат, подписанный директором учреждения, о том, что  он принимал участие в семинаре и посещал авторский курс лекций.

В силу части 1 статьи 53 Закона об образовании основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.

В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании (часть 2 статьи 53 Закона об образовании).

Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем (часть 4 статьи 53 Закона об образовании).

На основании пункта 1 части 1 статьи 54 Закона об образовании договор об образовании заключается в простой письменной форме между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица).

Лицо, намеревающееся  участвовать в программе «Обучение внедрению программ разноуровнего содержания» направляло заявление о  зачислении слушателем  на  курсы непрерывного  повышения  квалификации с заключением  договора с учреждением, предметом которого  является оказание учреждением  услуг по  непрерывному повышению квалификации в связи  с  постоянным совершенствованием  образовательных стандартов. В соответствии с договором образовательное учреждение приняло на себя обязательства  по результатам собеседования  зачислить на курсы,  провести обучение  в соответствии с утвержденной программой, выплатить  в период обучения стипендию, устанавливаемую  ежемесячно по приказу директора, а слушатель обязался  пройти обучение, соблюдать учебную дисциплину, выполнять учебный план. Оплата за обучение слушателями программы не осуществлялась. Результат зачисления оформлялся приказом руководителя Учреждения.

В соответствии с представленными в материалы дела  Приказами руководителя учреждения  в 2013 году слушателями по программе повышения квалификации  с выплатой  в период ученичества  стипендии 74 человека, в 2014 году – 77 человек, в 2015 году – 64 человека.

В ходе проверки установлено, что в составе слушателей курса повышения квалификации, в том числе имелись  воспитатели   и преподаватели,  осуществляющие  в Учреждении деятельность по совместительству на основании договоров   возмездного оказания услуг.

Год

Количество совместителей

Количество слушателей курсов

В том числе  совместители

2013

45

74

29

2014

47

77

31

2015

50

64

36

Оценив  выявленные в ходе проверки обстоятельства,  Фонд сделал  вывод о том, что  выплата  слушателям  курса, являющимся одновременно  работниками Учреждения (по совместительству),  «стипендий», фактически  являются выплатами, начисленными в пользу физических лиц в рамках  трудовых отношений, что является основанием  о необходимости  исчисления с названных  выплат страховых взносов.

В силу положений подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации.

В соответствии с частью 1 статьи 7 названного Закона объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

Таким образом, в целях квалификации спорных выплат в качестве объекта обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование необходимо установить, что произведенные в адрес работников выплаты в виде стипендий начислены плательщиком страховых взносов по трудовому договору и не входят в перечень сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03 декабря 2013 года № 10905/13 по делу № А71-9175/2012 указал, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работника, сложности, качества, конкретных условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ. Согласно части 3 статьи 36 Закона об образовании Порядок и правила назначения государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержден Приказом Минобрнауки России от 28.08.2013 N 1000.

Размер стипендиального государственного  фонда определяется исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативов, установленных Правительством Российской Федерации по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся с учетом уровня инфляции. Нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований местного бюджета - органами местного самоуправления (часть 10 статьи 36 Закона об образовании).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, различные виды материальной поддержки обучающихся. Материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся (части 15 и 16 статьи 36 Закона об образовании).

В соответствии с уставом Учреждение является некоммерческим образовательным учреждением, создано с целью удовлетворения потребностей граждан в получении общего образования, дополнительного профессионального образования, дополнительных образовательных услуг, а также непрерывного повышения квалификации в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Пунктом 3.3. Устава  определено, что  Учреждение  реализует  дополнительные программы повышения квалификации, в том числе краткосрочное  (не менее 72 часов).

В соответствии  с  п. 4.21 Устава, слушатели  по программам дополнительного  профессионального  образования и лица, участвующие в программах обеспечиваются стипендиями. Размер, порядок выплат стипендий устанавливается Учредителем.

Решением учредителя образовательного  Учреждения утверждены Положения о стипендиальном обеспечении слушателей  повышения квалификации (от 29.08.2012, от 31.08.2015), в соответствии с которым  размер  стипендиального фонда  устанавливается  решением  учредителя, распределение  фонда осуществляется приказом директора учреждения. Стипендиальный  фонд формируется  исходя из суммы дохода в виде целевых поступлений и поступлений от экономической деятельности учреждения. Стипендиальный фонд предназначен для выплаты  стипендий обучающимся и направлена на стимулирование учебной, научной и  практической деятельности.

Стипендии назначаются  в зависимости от  успехов в учебе, с целью стимулирования и поддержки освоения соответствующих образовательных программ. Для назначения стипендии предъявлены следующие требования:  наличие высшего или  среднего  образования по специальности, профессиональная мотивированность, участие  в научно-исследовательских проектах,  участие  в образовательных, культурных, социальных и других проектах, реализуемых по месту работы и ее пределами, участие в общественной  жизни города Калининграда и Калининградской области.

Претендовать на стипендию  могут учителя и воспитатели, работающие в г. Калининграде и области  в лицеях, гимназиях, средних школах и дошкольных учебных заведениях. Стипендии выплачиваются  только действительным  работникам  учебных заведений. Увольнение с работы является основанием для прекращения выплаты стипендии.

Выплата стипендий производится  один раз в месяц. 

Из анализа положений части 3 статьи 36 Закона об образовании, Устава и Положения о стипендиальном обеспечении слушателей  повышения квалификации следует, что выплачиваемые стипендии  направлены на стимулирование работающих в образовательных учреждениях г. Калининграда и Калининградской области  в освоении  программы повышения квалификации  без отрыва от основного места работы.

Решениями учредителя утверждены размеры  стипендиального фонда, а также утверждены  параметры реализации программы повышения квалификации, основанной на бальной системе оценок, где 1 балл – 500 рублей.

Исходя из анализа утвержденных Параметров, ежемесячно учреждением определялось количество баллов, заработанных слушателями, и, исходя из утвержденного стипендиального фонда, определялся  размер стипендии, выплачиваемой слушателям.

 Размер выплачиваемой ежемесячно стипендии утверждается приказом директора.

Фактически в проверяемом периоде Учреждением выплачены стипендии слушателям курсов (2013 – 74  человека, 2014 – 77 человек, 2015 – 64 человека), как  осуществляющих  трудовую  деятельность в Учреждении (2013 – 29 человек, 2014 – 31 человек, 2015 – 36 человек),  так и лицам, не связанных с учреждением трудовыми  отношениями. Кроме того,  не все работники  учреждения (в том числе совместители: 2013 – 45 человек, 2014 – 47 человек, 2015 – 50 человек) являлись слушателями  курсов повышения квалификации, соответственно, лицам,  осуществляющим трудовые функции, но не зачисленным  на курсы, стипендия не выплачивалась.

Таким образом, ежемесячные стипендии  слушателям курсов повышения квалификации (учителям и воспитателям, работающим  в лицеях, гимназиях, средних школах и ДУЗ города Калининграда и Калининградской области), выплачивались  в виде материальной поддержки обучающихся за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, на основании ст. 36 Закона об образовании, Устава и локальных актов Учреждения, вне зависимости от наличия трудовых отношений между слушателями и учреждением.

Входе проведенной проверки органом Пенсионного фонда  не установлен  факт выплаты  стипендий исключительно слушателям,  осуществляющим трудовую деятельность учреждения.

Доказательств, что наличие трудовых отношений между работниками и Учреждением являлось условием, определявшим стипендиатов, в материалы дела не предоставлено.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что производимые выплаты физическим лицам в виде стипендий не были обусловлены трудовыми договорами либо гражданско-правовыми договорами, заключенными этими физическими лицами с работодателем.

Следует отметить, что  Фонд в ходе проверки произвел начисление   страховых взносов,  включив в базу для их исчисления  только стипендии, выплаченные  физическим лицам, состоявших в трудовых отношениях с  Учреждением. Стипендии, выплаченные иным слушателям, у которых отсутствовали трудовые отношения с Учреждением, в базу для исчисления взносов не включались, страховые взносы по факту выплаты денежных средств физическим лицам не начислялись.

Отсутствие связи с трудовыми либо гражданско-правовыми договорами, в силу требований статьи 7 Закона N 212-ФЗ исключает обязанность плательщика страховых взносов включать вышеназванные выплаты в облагаемую базу.

Таким образом, учитывая вышеизложенную правовую природу произведенных выплат, положения статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат применению к спорным правоотношениям.

Апелляционный суд также считает необходимым отметить, что  к рассматриваемым отношениям  не подлежат применению и положения ст. 198, 199 ТК РФ, регулирующей заключение работодателем  со своими работниками ученических договоров, поскольку в рассматриваемом случае  учреждением  ученические договоры со своими работниками не заключались, стипендия   по ученическим договорам не выплачивалась.

Осуществляемые  работникам выплаты в виде стипендий не связаны с наличие  трудовых отношений Учреждения и совместителей,  а обусловлена  образовательной деятельностью юридического лица, положениями Закона об образовании, Устава и локальных актов, предусматривающих назначение и выплату  стипендий всем обучающимся на курсах повышения квалификации, без учета наличия трудовых отношений  с  Учреждением.

С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховым взносов, с учетом вывода суда об отсутствии оснований для начисления спорных сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисление пени на суммы доначисленных Фондом страховых взносов также является необоснованным.

Поскольку совершение Учреждением  соответствующего нарушения не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, у Фонда отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) от 05.04.2017 № 04900617РВ040 о привлечении плательщика страховых взносов к  ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»  в виде штрафа в сумме 170 190,68 рублей, начисления пени в сумме 124 587,66 рублей, недоимки по страховым взносам  в сумме 850 953,40 рублей, подлежит признанию недействительным, а решение суда первой инстанции – отмене.

Доводы  Фонда, поддержанные судом  первой инстанции, о том, что  Учреждение  осуществляло деятельность  по реализации  дополнительных профессиональных программ повышения квалификации без соответствующей лицензии, а, следовательно, не имело  права реализовывать  соответствующие программы, набирать слушателей и производить  начисление стипендий, и как следствие, обязано было включить  в базу для исчисления страховыми  взносами выплаты в пользу физических лиц в виде стипендий,  признаются  апелляционным судом ошибочными.

Материалами дела подтвержден факт реализации  образовательным учреждением дополнительных  профессиональных программ, утверждение программы, набор слушателей, проведение занятий, выплаты стипендий, а также выдача сертификатов.

В соответствии с ч. 1 ст. 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование, как установлено ч. 1 ст. 2 Закона о лицензировании, осуществляется, в том числе в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно пункту 17 статьи 2 Закона N 273-ФЗ образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ. В свою очередь, образовательная программа определена как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (пункт 9 статьи 2 Закона N 273-ФЗ).

Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), пунктом 3 которого установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению. В Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, включены основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы.

Осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, при условии, что   образовательным учреждением  осуществляется деятельность  без получения лицензии, в качестве последствия указанного нарушения, предусмотрена  административная ответственность. Фонд не наделен полномочиями на проверку  соблюдения Учреждением требования Закона об образовании и Положения о лицензировании.

При этом, указанное обстоятельство, не влияет на квалификацию выплачиваемых  физическим лицам денежных средств в целях  начисления страховых взносов, поскольку в силу положений ст. 7, 8, 9 Закона № 212-ФЗ  правовое значение имеет наличие  связи между выплаченными денежными средствами и трудовыми отношениями, а не  правомерность осуществляемой работодателем экономической деятельности.

Вопросы о правомерности осуществления деятельности Учреждением по реализации дополнительных профессиональных программ кроме того находятся вне пределов предмета заявленного требования, и не подлежат рассмотрению  и оценке в рамках рассматриваемого дела о признании недействительным решения Фонда о доначислении страховых взносов, пени и санкций. 

Расходы по  уплате государственной пошлины  распределяются между сторонами в соответствии  со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда Калининградской  области от 26.10.2017 по делу N А21-5289/2017 отменить.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) от 05.04.2017 № 04900617РВ040 о привлечении плательщика страховых взносов к  ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»  в виде штрафа в сумме 170 190,68 рублей, начисления пени в сумме 124 587,66 рублей, недоимки по страховым взносам  в сумме 850 953,40 рублей.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) в пользу Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр «Синтагма Профи» (ОГРН 1053900169960) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей.

Возвратить Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр «Синтагма Профи» (ОГРН 1053900169960) из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 19.01.20118 госпошлину в сумме 1500 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Горбачева

Судьи

М.В. Будылева

 Л.П. Загараева