ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-10330/19 от 22.06.2020 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 июня 2020 года

Дело № А26-10330/2019

Резолютивная часть постановления объявлена   июня 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галенкиной К.В.,

судей  Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Самсоновой Е.В.,

при участии: 

от истца: представитель не явился (извещен),

от ответчика: представитель ФИО1, на основании доверенности от 20.11.2019,

от 3-го лица: представитель не явился (извещен),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-14139/2020 ) общества с ограниченной ответственностью «Мелиоратор» на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 05.03.2020 по делу № А26-10330/2019, принятое по иску:

истец:  Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия

ответчик: общество с ограниченной ответственностью «Мелиоратор»

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Северлеспром»;

об обязании освободить самовольно занятые лесные участки,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Мелиоратор» (далее – Общество) об обязании в течение месяца исполнить требование от 17.07.2018 № 11 об устранении нарушений лесного законодательства, а именно:

1. освободить самовольно занятые участки лесного фонда от незаконных построек в квартале 206, выдел 21 Нелгомозерского участкового лесничества:

- сарай дровяной размером 3*4 метра (12 кв.м);

- туалет размером 2*4 метра (8 кв.м);

- дом щитовой размером 7.3*4.3 метра (31.39 кв.м);

-  строение дощатое (генераторная) размером 2*2.5 метра (5 кв.м);

- баня деревянная, врытая в откос размером 4.5*5 метра (22.5 кв.м);

- склад кормов для рыбы с пристроенным дровяником размером 8.8*4.6 метра (40.48 кв.м),

2. освободить самовольно занятый участок лесного фонда, занятый под складирование железных и пластмассовых емкостей в квартале 206, выдел 7 Нелгомозерского участкового лесничества на площади 25 кв.м,

3. освободить самовольно занятые участки лесного фонда от незаконных построек в квартале 160, выдел 8 Нелгомозерского участкового лесничества:

- склад кормов размером 5.5*5.7 метра (31.35 кв.м) - фургон-склад размером 2.4*3.8 метра (9.12 кв.м);

4. освободить самовольно занятые участки лесного фонда от незаконных построек в квартале 160, выдел 4 Нелгомозерского участкового лесничества:

- сарай дровяной размером 5.5*4 метра (22 кв.м);

- сарай дровяной размером 3.5*3 метра (10.5 кв.м);

- деревянная генераторная будка размером 1.5*1.5 метра (2.25 кв.м);

- туалет размером 1.5*2 метра (3 кв.м).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Северлеспром».

Решением от 05.03.2020 суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество указывает, что оплата штрафа за использование работниками Общества спорных построек не является доказательством их возведения именно Обществом. Податель жалобы ссылается на непредставление Министерством доказательств месторасположения лесных участков и находящихся на них спорных построек, считает, что отсутствие указаний на кадастровый номер, координаты в местной системе координат о земельном участке, в пределах которого расположены указанные лесные участки, привязки месторасположения спорных построек к существующим лесным участкам препятствует удовлетворению иска и не позволит исполнить решение суда.

В настоящем судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Министерства и третьего лица не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представили.

В соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ (с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в пункте 5 постановления от 17.02.2011 № 12, и при соблюдении требований абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ), а также в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело (апелляционная жалоба) рассмотрено в отсутствие представителя Министерства и третьего лица.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30.03.2018 в рамках осуществления переданных полномочий представителями Министерства - должностными лицами Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Кондопожское центральное лесничество» осуществлялось патрулирование территории лесного фонда по маршруту Нелгомозерское участковое лесничество, автодорога Нелгомозеро-Вохтозеро, кварталы - 159-162, 206-208, 165-170, 195-32 км.

При осмотре участков лесного фонда в квартале 160 выделов 4, 8 и в квартале 206 выдела 21 Нелгомозерского участкового лесничества выявлены факты самовольного занятия и использования участков лесного фонда, которые отражены в актах осмотра от 30.03.2018. Указанные материалы были переданы для рассмотрения в отдел Министерства внутренних дел России по Кондопожскому району, где был составлен административный протокол от 21.05.2018 в отношении директора Общества. В результате рассмотрения дела об административном правонарушении 28.05.2018 вынесено постановление № 443/18м о назначении административного наказания директору ФИО2 по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

17.07.2018 государственным инспектором по охране Нелгомозерского участкового лесничества Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Кондопожское центральное лесничество» в присутствии директора Общества ФИО2 проведен осмотр квартала 206 выдела 7 (эксплуатируемые  леса), выдела 21 (ОЗУ, водоохранная зона озера Насоновское) (арендатор лесного фонда ООО «Северлеспром») Нелгомозерского участкового лесничества, в ходе которого выявлено, что  на участках лесного фонда у озера размещены постройки рыбного хозяйства:  сарай-дровяник размерами 3,0x4,0 м, жердевой в 50,0 м  от береговой  линии озеро Насоновское, туалет размером 2,0x4,0 м, дощатый; в 45,0 м от  береговой линии озеро Насоновское, у т. 4 - дом щитовой, размерами 7,3х4,3 м; в 40,0 м от озера Насоновское, у т. 5 - генераторная, строение дощатое, размером 2,0м х 2,5 м; в 30,0 м от озера Насоновское, у т. 6 - баня (врытая в береговой откос (землянка), бревенчатая, 4.5х5 м;  в 5,0 м от озера Насоновское, у т. 7 – склад кормов с пристроенным сараем-дровяником, дощатые, 8.8 х4.6 м,  в 0,0 м от озера  в квартале 206 выдела 7 у т. 8 сложены дрова в поленницы размером 4х5 м,  у т. 9  сложены  металлические и пластмассовые емкости на площади размером 5х5 м.  Строения, дрова и емкости расположены в прогалинах и просветах между деревьями, незаконной рубки и повреждения деревьев не выявлено.

17.07.2018 государственным инспектором по охране Нелгомозерского участкового лесничества Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Кондопожское центральное лесничество»  в присутствии директора Общества ФИО2 проведен осмотр квартала 160 выдела 8 Нелгомозерского участкового лесничества, водоохранная зона озера Вендюрское, а также осмотр квартала 160 выдела 4 Нелгомозерского участкового лесничества, водоохранная зона озера Вендюрское, в ходе которого также выявлено размещение склада кормов, складирование досок, размещение бочек-поплавков, домика на воде, сарая, вольера для собаки, генераторной будки, дровяных чурок на участках лесного фонда.

По результатам осмотра составлены акты, в которых зафиксированы выявленные нарушения и указано на самовольное занятие осмотренных участков  Обществом, поскольку Общество не имеет разрешительных документов на использование участков. Акты подписаны без замечаний директором Общества ФИО2 

По результатам осмотра Обществу было выставлено требование № 11 об освобождении земельных участков со сроком исполнения до 01.10.2018.

05.10.2018 произведен контрольный осмотр, по результатам которого  составлены соответствующие акты о том, что требование не исполнено. Директор Общества на осмотр не явился, извещен надлежащим образом.

Неисполнение требования № 11 послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Требования Министерства связаны с обязанием Общества устранить нарушения лесного законодательства путем освобождения самовольно занятых участков лесного фонда от незаконных построек.

Истец как законный владелец земельного участка вправе требовать устранения всяких нарушений его права, в том числе путем сноса самовольных построек лицом, осуществившим их возведение (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Государственный лесной контроль осуществляется Министерством на землях лесного фонда в соответствии с наделенными полномочиями в области лесных отношений, предусмотренных статьями 82 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

В соответствии со статьей 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, гражданам - в аренду и безвозмездное срочное пользование.

Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

206 квартал относится к землям лесного фонда и находится в аренде ООО «Северлеспром» по договору аренды лесного участка № 45-з от 15.12.2008. Квартал 160 также относится к землям лесного фонда.

Суд обоснованно отклонил довод Общества о неисполнимости судебного акта в случае удовлетворения требований Министерства по причине неверного указания координат самовольно занятых земельных участков. Схема чертежа, приложенная к актам, выполнена на основании фактических замеров с использованием геодезических приборов, точки у угла строений сняты при помощи навигатора. Проведены замеры привязки к квартальной сети. В актах осмотра содержатся сведения о кварталах и выделах лесного фонда, где находятся строения, в данных кварталах, а именно кварталах 160, 206 по данным устройства других земель нет, кроме земель лесного фонда, водоемов, автодороги, линии  ЛЭП. При определении местоположения занятых участков применялись материалы действующего  лесоустройства. Схема сделана на основе наложения чертежа фактических замеров геодезическими инструментами с привязкой к квартальной сети на планшет устройства, в соответствии с масштабом.

Подзаконные акты, регламентирующие порядок осуществления земельного надзора, не устанавливают требований к конкретным видам (моделям) технических средств, с помощью которых производится определение местоположения земельных участков при проведении проверок.

В частности, при проведении земельного надзора не требуется обязательного проведения геодезических работ и выноса в натуру указанных в ЕГРН координат характерных точек проверяемых земельных участков.

Возражения Общества относительно невозможности установления лица, осуществившего возведение построек и, как следствие, необоснованности возложения обязанности по освобождению лесных участков от спорных объектов на Общество, суд также обоснованно отклонил, поскольку Общество не оспаривает то обстоятельство, что является лицом, использующим спорные постройки.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным требование Министерства о  возложения на Общество обязанности по устранению спорных нарушений и удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 05.03.2020  по делу №  А26-10330/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

                    К.В. Галенкина

Судьи

Н.С. Полубехина

                   И.А. Тимухина