ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-10686/2022 от 16.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 ноября 2023 года

Дело №А26-10686/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2023 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,

судей С.А. Нестерова, М.А. Ракчеевой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Ю. Рудько,

рассмотрев в судебном заседании при участии:

от Министерства представитель не явился,

от Общества представителя ФИО1 (доверенность от 15.02.2023),

от ООО «Электрокомплект» представитель не явился,

от ТУ ФАУГИ представитель не явился,

апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.08.2023 по делу № А26-10686/2022 (судья И.С. Цыба), принятое по иску:

Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

к публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» (196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н; ОГРН <***>, ИНН <***>),

третьи лица:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (183038, Мурманская обл., Мурманск, ул. Пушкинская, д. 12; ОГРН <***>, ИНН <***>),

общество с ограниченной ответственностью «Электрокомплект» (198215, Санкт-Петербург, Бульвар Новаторов, д. 92; ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании неустойки,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» (далее – Общество) о взыскании 8 416 руб. 39 коп. неустойки.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее – ТУ ФАУГИ) и общество с ограниченной ответственностью «Электрокомплект» (далее – ООО «Электрокомплект»).

Решением от 03.08.2023 в иске отказано.

Не согласившись с указанным решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции необоснованно признал ничтожным подпункт «з» пункта 4.2 договора, объемы нарушений лесного законодательства указаны как в претензии, так и в расчетах, приложенных к ней.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит отказать Министерству в удовлетворении апелляционной жалобы, указывает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рамках сложившихся правоотношений требование Министерства о взыскании неустойки за оставление не вывезенной в срок древесины с лесного участка является неправомерным, а из буквального толкования подпункта «в» пункта 4.2 договора прямо следует, что размер неустойки определяется исключительно по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации, в связи с чем определение размера неустойки по калькуляции и иным документам арендодателя не допускается.

Определением председателя судебного состава от 16.11.2023 в составе суда, рассматривающего дело № А26-10686/2022, судья Масенкова И.В. заменена на судью Нестерова С.А. в связи с нахождением судьи Масенковой И.В в очередном отпуске.

В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующее.

На основании приказа Министерства от 31.09.2021 № 1749 между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 15.10.2021 № 121 аренды лесного участка площадью 0,5756 га, расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский муниципальный район, Лахденпохское лесничество, Яккимское участковое лесничество (Яккимское лесничество по лесоустройству), номер лесного квартала 19, лесотаксационные выделы 12, 19.1, 20, 21, 38. номер учетной записи в государственном лесном реестре: 176-2021-10(1009), с видом разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4.2 договора арендатор за невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков в соответствии с Правилами ухода за лесами, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами санитарной безопасности в лесах, Видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, захламление по вине арендатора просек и прилегающих к лесосекам полос шириной 50 метров уплачивает арендодателю неустойку в размере 5-кратной стоимости затрат, необходимых для очистки данной территории по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 4.2 договора арендатор за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ по расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения выплачивает Арендодателю неустойку в размере 7-кратной стоимости не вывезенной в срок древесины, определенную по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным Правительством Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для древесины лесных насаждений по первому разряду такс во всех лесотаксовых районах.

16.09.2022 произведен осмотр лесосеки, находящейся в аренде у ответчика, по результатам составлен акт заключительного осмотра лесосеки от 16.09.2022 № 90 без присутствия представителя ответчика, уведомленного о проведении осмотра, согласно которому на местах лесосечных работ выявлен факт оставленния не вывезенной древесины общим объемом 3,67 куб. м, а также факт неудовлетворительной очистки мест рубок на общей площади 0,06 га.

В связи с нарушением Обществом условий договора Министерство начислило Обществу неустойку в размере 8 416 руб. 39 коп.

В адрес ответчика 07.10.2022 направлена претензия № 40/22 с предложением оплатить неустойку в добровольном порядке в течение 10 календарных дней с момента получения претензии, в ответ на которую ответчик попросил представить дополнительную информацию.

В связи с неудовлетворением Обществом требований претензии Министерство обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, сославшись на несоответствие подпункта «з» пункта 4.2 договора постановлению Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604, а также несогласованность размера неустойки за нарушение, установленное подпунктом «в» пункта 4.2 договора.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Из материалов дела усматривается, что в настоящем деле Министерством заявлен иск о взыскании неустойки, начисленной за неисполнение Обществом установленной договором обязанности по вывозу древесины.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

В силу части 5 названной статьи порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 № 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Пунктом 17 указанных Правил установлены обязанности граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Обязанности арендатора указаны также в пункте 3.4 договора.

Согласно частям 2 и 3 статьи 20 ЛК РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 названного Кодекса, принадлежит Российской Федерации. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации» настоящие Правила устанавливают порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, в том числе в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Согласно пункту 6 названных Правил местом нахождения древесины является лесной участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил. При этом перемещение древесины допускается по согласованию с продавцом.

В силу пункта 25 Правил покупатель древесины обязан вывезти приобретенную древесину в течение 30 дней со дня заключения договора купли-продажи древесины. Ответственность покупателя за невывоз древесины устанавливается договором купли-продажи древесины.

Таким образом, ни договором, ни правовыми актами на арендатора лесного участка, использующего его в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта – линии электропередачи, не возложена обязанность по вывозу древесины, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика неустойки на основании подпункта «з» пункта 4.2 договора.

Министерством также заявлено требование о взыскании неустойки за неудовлетворительную очистку мест рубок от порубочных остатков (подпункт «в» пункта 4.2 договора).

В соответствии с пунктом 45 постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 названных Правил.

В частности, пунктом 26 названных Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Расчет неустойки произведен Министерством на основании утвержденной им 31.01.2022 нормативно-технологической карты на очистку мест рубок без сжигания порубочных остатков в расчете на 1 га, согласно которой стоимость работ по очистке леса в смешанном лесном хозяйстве в 2022 году составляет 4680,92 руб. за 1 га.

Возражая против взыскания неустойки за указанное нарушение, Общество указывает, что указанная калькуляция арендодателя по условиям договора не может быть применена для расчета неустойки, а в отсутствие нормативов в области лесного хозяйства, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, условие о неустойке не может считаться согласованным.

Сопоставив положения ранее действовавшей типовой формы договоров аренды лесных участков, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 № 693, и положения заключенного в соответствии с типовой формой договора лесного участка, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 542, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размер неустойки за нарушение правила об очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков определяется исключительно по нормативам в области лесного хозяйства, определение размера неустойки по калькуляции арендодателя не является допустимым.

Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно выводов суда первой инстанции, касающихся определения размера неустойки за нарушение правил об очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.08.2023 по делу № А26-10686/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

С.В. Изотова

Судьи

С.А. Нестеров

М.А. Ракчеева