ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
13 июля 2020 года | Дело № А26-4879/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2020 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
от 3-го лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-12446/2020 ) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.12.2019 по делу № А26-4879/2019 , принятое по иску:
истец: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия (адрес: Россия, 185035, <...> (Центр р-н), 9, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 29.11.2004, ИНН: <***>)
ответчик: общество с ограниченной ответственностью «Полигон» (адрес: Россия, 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, поселок городского типа Пряжа, улица Советская, 75, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 29.08.2014, ИНН: <***>)
третьи лица: 1. Администрация Пряжинского национального муниципального района (адрес: Россия, 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, поселок городского типа Пряжа, улица Советская, 61, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.11.2002, ИНН: <***>), 2. Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Отряд противопожарной службы по Пряжинскому району» (адрес: Россия, 186120, Республика Карелия, Пряжинский район, поселок городского типа Пряжа, улица М.Мелентьевой, 13, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.11.2005, ИНН: <***>)
о взыскании убытков, понесенных в результате ликвидации возгорания,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение «Специализированная пожарно-спасательная часть Федеральной противопожарной службы по Республике Карелия» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» (далее - Общество) о взыскании 90 384 руб. 35 коп. убытков, понесенных в результате ликвидации возгорания отходов, произошедшего 09.10.2018 в поселке городского типа Пряжа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Пряжинского национального муниципального района и Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Отряд противопожарной службы по Пряжинскому району».
Решением от 19.12.2019 судом в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия (далее – Управление) подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указывает, что, несмотря на то, что в документах содержится информация о принадлежности земельного участка к населенному пункту, фактически свалка расположена за пределами поселка городского типа Пряжа, что является существенным для данного дела.
Одновременно с апелляционной жалобой ее податель ходатайствовал о замене Федерального государственного казенного учреждения «Специализированная пожарно-спасательная часть Федеральной противопожарной службы по Республике Карелия» на Управление в порядке процессуального правопреемства.
Определением от 13.07.2020 суд произвел замену Федерального государственного казенного учреждения «Специализированная пожарно-спасательная часть Федеральной противопожарной службы по Республике Карелия» на Управление в порядке процессуального правопреемства.
В настоящее судебное заседание представитель Управления не явился, направил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Представители Общества и третьих лиц не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ (с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в пункте 5 постановления от 17.02.2011 № 12, и при соблюдении требований абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ), а также в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело (апелляционная жалоба) рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в поселке городского типа Пряжа Республики Карелия на земельном участке с кадастровым номером 10:21:010701:1 расположен полигон твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация принимает участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Между Администрацией и Обществом заключен договор аренды земельного участка от 11.07.2011 № 46 для эксплуатации свалки.
Обществу выдана лицензия от 13.02.2019 № (10)-7292-СТР (ранее от 21.05.2015 № 10051) на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, в частности, согласно приложению к лицензии - на осуществление работ по размещению (захоронению) отходов IV класса опасности.
В рамках осуществления указанной деятельности Общество эксплуатирует объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка в поселке городского типа Пряжа на основании договора аренды земельного участка от 11.07.2011 № 46 (в редакции дополнительного соглашения от 03.10.2014).
09.10.2018 на свалке произошло возгорание отходов. Согласно расписанию выезда пожарных подразделений к месту возгорания на свалку выехало подразделение ПЧ-48 поселка городского типа Пряжа в составе 1 единицы техники. По состоянию на 09.10.2018 площадь возгорания составляла 50 кв.м.
10.10.2018 площадь возгорания была увеличена до 500 кв.м. В период с 10.10.2018 по 18.10.2018 для осуществления мероприятий по тушению очагов возгорания на свалке привлекались силы и средства Управления, в том числе подчиненного ему Федерального государственного казенного учреждения «Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Республике Карелия».
11.10.2018 на экстренном заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности рассматривался вопрос о задымлении северной части поселка городского типа Пряжа и участка трассы «Кола».
Исходя из сложившейся на тот момент обстановки, а именно длительного времени горения отходов и наличия угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, Федеральное государственное казенное учреждение «Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Республике Карелия» в круглосуточном режиме осуществляло работы по тушению свалки.
В связи с проведением работ по локализации и ликвидации возгорания Федеральное государственное казенное учреждение «Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Республике Карелия» понесло определенные расходы. При подсчетах взыскиваемой суммы учитывались затраты на оплату труда личного состава, участвующего в тушении свалки.
15.03.2019 в адрес Общества направлена претензия в порядке досудебного урегулирования спора, которая осталась без ответа.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, для наступления ответственности за причинение вреда необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда.
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона № 69-ФЗ финансирование подразделений пожарной охраны определенного уровня осуществляется из средств соответствующего бюджета.
При этом в силу положений статьи 15 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 7 статьи 22 Закона № 69-ФЗ для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и телефонный номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Как установлено Положением о Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы (утв. постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 № 385), Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - Федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). При этом свою деятельность Федеральная противопожарная служба осуществляет, в том числе через структурные подразделения территориальных органов МЧС России (пункт 3 Положения).
Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России, также настоящим Положением (пункт 2 Положения)
Пункт 5 Положения относит к основным задачам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, в том числе осуществление тушения пожаров в населенных пунктах.
Как установлено статьей 18 Закона № 69-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся организация тушения пожаров силами государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).
Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (абзац 2 статьи 10 Закона № 69-ФЗ).
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся: осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей (статья 16 Закона № 69-ФЗ).
Как установлено статьей 22 Закона № 69-ФЗ, выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке на безвозмездной основе.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:21:010701:1, данный участок относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения свалки и подъездной дороги. Данные характеристики земельного участка указаны также в договоре аренды от 11.07.2011 № 46/470 (пункт 1.1 договора аренды).
С учетом данных сведений суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что объект размещения отходов, расположенный на указанном земельном участке, находится в границах земель населенных пунктов.
В силу пункта 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Пунктом 2 той же статьи установлено, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Таким образом, поскольку участок с кадастровым номером 10:21:010701:1 относится к категории земель населенных пунктов, и учитывая положения пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации следует признать, что участок расположен в границах населенного пункта, а значит выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляется на безвозмездной основе.
Следовательно, исходя из вышеизложенных положений действующего законодательства Федеральное государственное казенное учреждение «Специализированная пожарно-спасательная часть Федеральной противопожарной службы по Республике Карелия» (либо иное структурное подразделение МЧС России) обязано было организовать тушение пожара на свалке, понесенные при этом расходы должны быть компенсированы за счет средств бюджета соответствующего уровня.
Кроме того, для признания наличия юридически значимой для взыскания убытков причинно-следственной связи, действия ответчика должны создавать все необходимые предпосылки для возникновения убытков у истца и причинно-следственная связь между противоправными действиями ответчика и возникшими у истца убытками должна носить непосредственный (прямой) характер: между действиями ответчика и возникновением убытков не должны иметь место иные факты и обстоятельства, юридически значимые для гражданско-правовой ответственности (в том числе, действия третьих лиц).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Из абзаца 2 пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что под виной в гражданском праве понимается непринятие всех возможных мер по предотвращению неблагоприятных последствий своего поведения, необходимых при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру лежащих на нем обязанностей и конкретным условиям оборота.
09.10.2018 мастером Общества ФИО1 обнаружено возгорание отходов на объекте размещения, в связи с чем им был совершен звонок в органы МЧС (по телефону <***>) для вызова специалистов по тушению пожара. При этом Общество обратилось в органы полиции с заявлением о поджоге. Вместе с тем уголовное дело возбуждено не было в виду отсутствия достаточных доказательств вмешательства третьих лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие доказательств того, что Общество объективно могло предвидеть и самостоятельно предотвратить наступление пожара.
Суд первой инстанции правомерно сослался на отсутствие совокупности обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, а именно: наличие противоправного поведения ответчика, повлекшее причинение вреда истцу, наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками, возникшими у истца в результате ликвидации пожара.
Ссылка подателя жалобы на приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» подлежит отклонению.
Действительно, видом разрешенного использования участка является «для размещения свалки и подъездной дороги», что не свидетельствует о том, что он не находится в границах населенного пункта.
Выводы суда основаны на исследовании представленных сторонами в материалы дела доказательств, которым суд дал правильную оценку. Нормы материального и процессуального права при рассмотрении дела не нарушены.
При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.12.2019 по делу № А26-4879/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | К.В. Галенкина | |
Судьи | Ю.С. Баженова Н.С. Полубехина |