ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
26 января 2021 года | Дело № А26-8042/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме января 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34469/2020) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.10.2020г. по делу № А26-8042/2020, принятое
по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия
об оспаривании действий и предписания
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия (далее – ответчик, Министерство) о признании незаконными действий по проведению внеплановой выездной проверки, а также о признании недействительным предписания № 8-ГО от 26 августа 2020 года, выданного по результатам проведенной проверки.
Решением суда первой инстанции от 26.10.2020г. в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 26.10.2020г. отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, проверка проведена в нарушение закона № 294-ФЗ, поскольку распоряжение о проведении проверки подписано неуполномоченным лицом. Кроме того, Управление полагает, что сохранение существующих объектов гражданской обороны и поддержка их в состоянии постоянной готовности к использованию в мирное время лежит на органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления на соответствующих территориях.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Министерством на основании распоряжения от 06.08.2020 №8-ГО проведена внеплановая выездная проверка в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <...>.
Право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией 17.01.2008 года за № 10-10-01/069/2007-236. Имущество состоит на учете как защитное сооружение гражданской обороны с 30.11.1979 года на основании паспорта убежища № 118.
В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 468 от 19.12.2016 года, заявитель осуществляет функции по управлению федеральным имуществом на территории Мурманской области и Республики Карелия.
Проведение внеплановой выездной проверки согласовано Прокуратурой города Петрозаводска.
В ходе проверки Министерством установлены нарушения, которые отражены в акте проверки № 8-ГО от 26.08.2020г.
По результатам рассмотрения материалов проверки Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия заявителю выдано Предписание по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны № 8-ГО от 26.08.2020г.
Заявитель, не согласившись с действиями по проведению проверки, а также с вынесенным по результатам проверки предписанием, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности проведения проверки и выдаче предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении требований, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемых действий и предписания незаконными.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года № 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Из материалов дела следует, что по адресу: <...>, находится защитное сооружение гражданской обороны, которое входит в состав имущества Российской Федерации. Право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией 17.01.2008 года № 10-10-01/069/2007-236. Имущество состоит на учете как защитное сооружение гражданской обороны с 30.11.1979 года на основании паспорта убежища № 118. Таким образом, указанный в оспариваемом Предписании объект является защитным сооружением гражданской обороны и относится к федеральной собственности.
Согласно приложению № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность", объекты оборонного производства, в том числе объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.4 приказа МЧС Российской Федерации от 15.12.2002 года № 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее- Приказ № 583) спорное защитное сооружение гражданской обороны имеет паспорт объекта, состоит на учете в Управлении МЧС по Республике Карелия и ему присвоен инвентарный номер 118.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что защитные сооружения гражданской обороны являются объектами федеральной собственности, при содержании и использовании которых необходимо соблюдение установленных норм и правил.
Факт нахождения защитного сооружения на территории коммерческой организации и отсутствие доказательств снятия защитного сооружения гражданской обороны с учета в установленном законом порядке, не свидетельствует об утрате им статуса защитного сооружения гражданской обороны и прекращении прав Российской Федерации на данный объект.
В отсутствие надлежащих доказательств передачи объекта какой - либо организации в пользование указанный объект является самостоятельным объектом недвижимости и не может быть отнесен к помещениям, используемым коммерческой организацией.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что предписание выдано неуполномоченному лицу - Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
Исходя из текста выданного предписания заявителю предписано совершить мероприятия по устранению выявленных нарушений, которые по существу заключаются в приведении защитных сооружений гражданской обороны в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне.
В соответствии с приложением 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к исключительной собственности Российской Федерации относятся все объекты оборонного производства, в том числе защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432, установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктами 4, 5.47 вышеуказанного Положения № 432 определено, что Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе выполняет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на него функций.
Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, утвержденному Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 года № 468, территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Мурманской области и Республики Карелия (пункт 1).
На основании пункта 4 указанного Положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Таким образом, Управление Росимущества выполняет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Карелия.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В связи с чем именно Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, выполняя полномочия собственника, обязано нести бремя по содержанию федерального имущества.
Ссылка заявителя на пункт 9 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29.11.99 N 1309 отклоняется апелляционным судом, поскольку нарушения, указанные в предписании, вменяются заявителю исключительно как лицу (территориальному органу), осуществляющему полномочия собственника в отношении федерального имущества.
Иное толкование пунктов Правил является ошибочным.
Статьей 7 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне", определено, что федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В пунктах 2, 3, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 года № 804, определено, что подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления осуществляется их соответствующими органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат объекты гражданской обороны; обеспечивают поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое Предписание соответствует положениям действующего законодательства о гражданской обороне и не нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности.
Также судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о нарушении ответчиком Закона 294-ФЗ в связи с тем, что распоряжение о проведении проверки подписано неуполномоченным лицом.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 года № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.
Приказом МЧС России от 26.06.2012 года № 358 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, пунктом 2 которого определено, что исполнение государственной функции осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления, утвержденного приказом Главного управления от 31.01.2020 года № 65ДСП, Управление надзорной деятельности и профилактической работы является структурным подразделением Главного управления.
Отдел надзорной деятельности и профилактической по городу Петрозаводску Управления надзорной деятельности и профилактической работы, в соответствии с пунктом 4 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 года № 305, входит в структуру Управления надзорной деятельности и профилактической работы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны.
Задачами Управления надзорной деятельности и профилактической работы в силу пунктов 5.2 и 6.1 Положения № 305 является как планирование, организация и осуществление надзора в области гражданской обороны, так и организация осуществление государственного надзора в области гражданской обороны.
Более того, Территориальные отделы Управления надзорной деятельности и профилактической работы в соответствии с пунктами 7.6.1 и 7.6.2 Положения № 305, ведут учет субъектов надзора в области гражданской обороны, организуют и осуществляют проведение проверок на субъектах надзора в области гражданской обороны.
При этом в силу пункта 8.9 Положения №305 Управлению предоставляется право беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю.
Таким образом, Отдел надзорной деятельности и профилактической по городу Петрозаводску Управления надзорной деятельности профилактической работы, является органом, осуществляющим государственный надзор в области гражданской обороны (надзорным органом) на субъектах надзора в области гражданской обороны на территории Петрозаводского городского округа, а заместитель начальника территориального отдела является заместителем руководителя органа, осуществляющего государственный надзор в области гражданской обороны (надзорного органа), имеющим право выносить распоряжения о проведении проверок.
Кроме того, в соответствии с приказом МЧС России от 26.12.2014 года № 732 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны» должностные лица территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы, в том числе заместитель начальника отдела уполномочены осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на то, что Отдел надзорной деятельности не является органом, осуществляющим государственный надзор в области гражданской обороны, отклоняется апелляционным судом, поскольку он в соответствии с Положением о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, является уполномоченным органом на осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
В связи с чем судом первой инстанции сделан обоснованный выводоб отсутствии нарушений положений Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Несогласие подателя жалобы с выводами суда, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доводам и доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26 октября 2020 года по делу № А26-8042/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Л.В. Зотеева | |
Судьи | М.И. Денисюк А.Б. Семенова |