ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
31 мая 2022 года
Дело №А26-8362/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5074/2022) Акционерного общества «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2022 по делу № А26-8362/2021 (судья Александрович Е.О.), принятое
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (адрес: 185035, <...> (Центр р-н), 2/24, ОГРН: <***>);
к Акционерному обществу «Сегежский целлюлозно - бумажный комбинат» (адрес: 186420, <...> ОГРН: <***>);
об обязании провести обследование лесного участка,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Акционерному обществу «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» (далее – ответчик, Общество), в котором просило обязать Общество в 14-дневный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу произвести лесопатологическое обследование поврежденного лесного участка с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий, с оформлением и направлением необходимых материалов в Министерство; в месячный срок с момента получения разрешения на проведение санитарно-оздоровительного мероприятия обеспечить его проведение.
Решением суда от 13.01.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 13.01.2022 отменить, в удовлетворении иска отказать. В апелляционной жалобе ее податель, ссылаясь на положения Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 19.12.2020 № 2047, указал, что у Общества был год на проведение спорных мероприятий, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска.
Определением апелляционного суда от 05.04.2022 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено, Министерству было предложено представить в апелляционный суд мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
18.05.2022 от Общества в апелляционный суд поступило ходатайство, в котором последнее доводы апелляционной жалобы поддержало, кроме того, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Министерство, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, определение апелляционного суда от 05.04.2022 не исполнило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие истца и ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Обществом (далее – арендатор) заключен договор аренды лесных участков от 19.12.2008 № 59-з от (далее – договор), по условия которого арендатор принял во временное пользование (аренду) часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 196 193 га (далее – лесной участок).
Лесной участок является частью земельного участка с кадастровым номером 10:11:000000:01, имеющего следующие характеристики: Республика Карелия, Беломорский район, ГК РК «Сосновецкое центральное лестничество».
Согласно пункту 1.4 договора арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины.
На основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 31.12.2010 № 676р-П, государственное казенное учреждение «Беломорское центральное лесничество» является правопреемником государственного учреждения Республики Карелия «Беломорское центральное лесничество».
Согласно пункту 4.4.5 договора арендатор обязан выполнять требования по неистощительному, рациональному и равномерному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, предусмотренные лесным законодательством. в квартале
В соответствии с пунктом 4.4.13 договора арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ. Осуществлять санитарно - оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду.
В силу пункта 5.1 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором.
25.06.2021 при патрулировании лесного участка квартала 108,92,74,57-59,42-45,35 Тунгудского участкового лесничества (Кевятозерского по лесоустройству) ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» лесничим Тунгудского участкового лесничества обнаружены усыхающие насаждения 43 выдел 44 на площади 0,3 га, о чем составлен акт осмотра от 25.06.2021 № б/н.
В этой связи Министерство направило в адрес Общества претензию, в которой просил в срок до 01.09.2021 произвести лесопатологическое обследование поврежденного лесного участка с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий, с оформлением и направлением необходимых материалов в Министерство для рассмотрения и при получении разрешения на проведение санитарно-оздоровительного мероприятия обеспечить его проведение в срок не позднее 01.01.2022.
Поскольку в добровольном порядке требования Министерства не были исполнены Обществом в установленный срок, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт подлежащим изменению ввиду следующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Лесное законодательство возлагает на лиц, использующих лесные участки, обязанности по защите лесов, в том числе, по выполнению необходимых санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах.
Так, в соответствии со статьей 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:
1) лесозащитное районирование;
2) государственный лесопатологический мониторинг;
3) проведение лесопатологических обследований;
4) предупреждение распространения вредных организмов;
5) иные меры санитарной безопасности в лесах.
Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 60.3 ЛК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 60.6 ЛК РФ порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции верно установлено, что мероприятия, предусмотренные договором и действующим законодательством, Обществом не проводились, доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Министерства.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, судом первой инстанции не учтено следующее.
С 01 января 2021 года по 01 января 2027 года действуют Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 (далее – Правила № 2047).
Указанные правила устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах (пункт 1 Правил № 2047).
Согласно пункту 16 Правил № 2047 уполномоченными органами обеспечивается проведение лесопатологических обследований в срок не позднее одного года со дня проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
Лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, обеспечивается проведение лесопатологических обследований в срок не позднее одного года со дня получения от уполномоченных органов информации о необходимости проведения такого лесопатологического обследования.
В соответствии с пунктом 15 Правил № 2047 в случаях, когда по результатам проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений подтверждено наличие в таких насаждениях признаков их повреждения, лицами, указанными в пункте 5 настоящих Правил, должно быть обеспечено проведение лесопатологических обследований.
Уполномоченные органы обязаны в 10-дневный срок со дня проверки информации об обнаружении погибших и поврежденных лесных насаждений проинформировать лицо, которому лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, о необходимости проведения лесопатологического обследования на соответствующем лесном участке.
Санитарно-оздоровительные мероприятия (рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (рубки древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий) в лесном насаждении, назначенные по результатам лесопатологического обследования, проводятся в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее 2 лет с даты проведения лесопатологического обследования.
Как следует из материалов дела, требование произвести лесопатологическое обследование поврежденного лесного участка с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий было направлено истцом в адрес ответчика и получено последним 12.07.2021, соответственно, в силу пункта 16 Правил № 2047, проведение лесопатологических обследований должно быть проведено Обществом в течение одного года, то есть до 12.07.2022, а проведение санитарно-оздоровительного мероприятия должно быть осуществлено в порядке пункта 15 Правил № 2047, то есть в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования, но не позднее 2 лет с даты проведения лесопатологического обследования.
С учетом приведенного, требования Министерства обоснованы и правомерны, однако, подлежали частичному удовлетворению с учетом сроков, предусмотренных пунктами 15-16 Правил 2047 на исполнение соответствующей обязанности (статья 174 АПК РФ).
На основании изложенного, учитывая, что нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2022 по делу № А26-8362/2021 подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ путем частичного удовлетворения исковых требований Министерства.
При этом в соответствии со статьей 110 АПК РФ, а также разъяснениями, данными в абзацем вторым пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», согласно которым правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежит применению при разрешении исков неимущественного характера, государственная пошлина по иску подлежит отнесению на Общество в полном объеме.
В свою очередь, поскольку в суде апелляционной инстанции судебный акт фактически принят в пользу Общества с учетом изложенных им доводов в силу статьи 110 АПК РФ с Министерства в пользу Общества подлежат взысканию 3 000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.01.2022 по делу № А26-8362/2021 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Иск удовлетворить частично.
Обязать Акционерное общество «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в рамках исполнения обязательств по договору аренды лесного участка № 59-з от 19.12.2008 в срок до 12.07.2022 произвести лесопатологическое обследование поврежденного лесного участка с целью назначения санитарно-оздоровительных мероприятий, с оформлением и направлением необходимых материалов в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Обязать Акционерное общество «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) обеспечить проведение санитарно-оздоровительного мероприятия в порядке пункта 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Акционерного общества «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» в доход федерального бюджета 6 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по иску.».
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в пользу Акционерного общества «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» 3 000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С. А. Нестеров
Судьи
К. В. Галенкина
Н. С. Полубехина