ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-8471/2022 от 11.12.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 декабря 2023 года

Дело №

А26-8471/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,

при участии (до перерыва) от казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» ФИО1 (доверенность от 01.11.2022),

рассмотрев 05.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу № А26-8471/2022,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, <...> (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», адрес: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Учреждение), с иском об обязании провести лесовосстановление.

Определением суда первой инстанции от 21.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Технострой», адрес: 190000, <...>, помещ.1-Н,офис № 109 (далее – Общество).

Решением суда первой инстанции от 17.04.2023 иск удовлетворен. Суд обязал Учреждение в срок до 15.09.2023 произвести работы по компенсационному лесовосстановлению на площади 8,2644 га согласно Приказу № 747 от 06.04.2021 о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Постановлением апелляционного суда от 03.08.2023 решение суда первой инстанции от 17.04.2023 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы в силу исключения, предусмотренного частью 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) у него отсутствует обязанность выполнять работы по лесовосстановлению; площадь земельного участка для проведения работ по лесовосстановлению судами завышена.

В судебном заседании (до перерыва) представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, между Учреждением и Обществом заключен государственный контракт от 23.03.2020 № 6-ОС/20 на реконструкцию автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Карелия «Педасельга - Ладва – Ветка» (подъезд к ООО «Маяк»), (I этап, участок км 0+000 - км 5+000).

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 06.04.2021 № 747 «О предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования» Учреждению предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок общей площадью 8,2644 га, расположенный в границах кварталов №№ 31, 32 Педасельгского участкового лесничества.

Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия от 16.12.2021 № 4731@ (ответ на запрос Министерства от 10.12.2021 № 21958/МПРиЭ-и) в сведения ЕГРН о категории земель в отношении указанных земельных участков внесены изменения - перевод в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Министерство, указав на невыполнение Учреждением в нарушение части 2 статьи 63.1 ЛК РФ работ по лесовосстановлению на землях лесного фонда Республики Карелия на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Исковые требования обоснованы статьями 43 - 46, 63.1 ЛК РФ, Правилами выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 (далее - Правила № 566).

Суд первой инстанции удовлетворил иск. С ним согласился и суд апелляционной инстанции.

Заслушав пояснения представителя Учреждения, изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.

В соответствии со статьей 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Статьей 45 ЛК РФ регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута).

В силу части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.

Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых ЛК РФ возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 ЛК РФ).

Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (статья 62 ЛК РФ).

Федеральным законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» (далее - Закон № 212-ФЗ) ЛК РФ дополнен статьей 63.1, а также внесены изменения в отдельные его статьи.

Так, согласно части 2 статьи 62 ЛК РФ (в редакции Закона № 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с ЛК РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.

Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений, на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.

В соответствии с частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 212-ФЗ) если иное не предусмотрено названной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 212-ФЗ) установлено, что лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, обязано не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого земельного участка, в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 02.07.2021 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» (далее - Закон № 303-ФЗ) в ЛК РФ внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 ЛК РФ.

В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 303-ФЗ) если иное не предусмотрено данной статьей, лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.

Таким образом, в соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ (как в редакции Закона № 212-ФЗ, так и в редакции Закона N 303-ФЗ) лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, в том числе при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление в законодательно установленный срок на площади, равной площади использования.

Однако Законом № 303-ФЗ статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно пункта 3 которой данная статья не распространяется на случай перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу части 4 статьи 4 Закона № 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона № 303-ФЗ.

При этом применение данной нормы обусловлено конкретными целями (в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения; в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства) соответствующего перевода земель лесного фонда в земли иных категорий.

Довод подателя жалобы об отсутствии у него обязанности выполнять работы по лесовосстановлению вне зависимости от целей перевода земель лесного фонда основан на неверном толковании норм материального права.

Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что Учреждение не исполнило возложенную на него законодательством обязанность по проведению работ по лесовосстановлению в связи с переводом переданного ему лесного участка в земли иной категории, в связи с чем правомерно удовлетворили требования Министерства об обязании Учреждения произвести работы по компенсационному лесовосстановлению на площади 8,2644 га.

Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2023 по делу № А26-8471/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу казенного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Л.Б. Мунтян

В.М. Толкунов