ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-9028/18 от 25.11.2020 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 декабря 2020 года

Дело № А26-9028/2018

Резолютивная часть постановления объявлена      ноября 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Полубехиной Н.С.

судей  Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Самсоновой Е.В.

при участии: 

от истца: Тойвола Е.А. (доверенность от 18.03.2020)

от ответчика: 1) Жукова В.В. (доверенность от 07.02.2020), 2), 3) не явились, извещены.

от 3-го лица:  не явился, извещено.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-28030/2020 )  МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.08.2020 по делу № А26- 9028/2018 (судья Лайтинен В.Э.), принятое по иску ООО "Автоспецтранс" к 1)Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия; 2)Федеральному агентству лесного хозяйства; 3)МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и республике Карелия о взыскании, 3-е лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» (далее – истец, ООО «Автоспецтранс», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство) о взыскании 1858877 руб. 60 коп. расходов по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Требования обоснованы статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства (далее – ответчик, Рослесхоз) и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее – ответчик, МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия).

Решением от 17.06.2019, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2020  с Министерства в пользу Общества взыскано 1326000 руб. 00 коп. убытков и 22534 руб. 00 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано. В удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства и Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.12.2019 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено в Арбитражный суд Республики Карелия на новое рассмотрение.

Как указал суд кассационной инстанции, ликвидация несанкционированных свалок, ТКО на землях лесного фонда не является полномочием, которое Российская Федерация передала Республике Карелия, не относится к охране, защите и воспроизводству лесов, поэтому финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета, в связи с чем недостаточно обоснован вывод судов о возможности возмещения убытков за счет Министерства, кроме того, не дана оценка возможности применения утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542 Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее – Правила № 542).

В ходе судебного разбирательства истец уточнил требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Федерального агентства лесного хозяйства, Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия 1326000 руб. 00 коп. убытков в виде расходов по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Решением от 27.08.2020 иск удовлетворен. С Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» взыскано 1326000 руб. 00 коп. в счет возмещения расходов по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и 26260 руб. 00 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия и Федеральному агентству лесного хозяйства отказано.

Не согласившись с решением, МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, сославшись на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, ООО «Автоспецтранс» 23.04.2018 на территории Медвежьегорского района (Медвежьегорское лесничество, квартал 154 Сергиевского участкового лесничества, выдел 4, 1500 метров от п. Сергиево по дороге в сторону г. Медвежьегорска) выявлено место несанкционированного размещения ТКО площадью 1,6 га.

Согласно сведениям о характеристике объекта недвижимости, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем земельного участка, на котором выявлено место несанкционированного размещения ТКО, является Российская Федерация, категория земель - земли лесного фонда (том дела 1, листы 15 -18).

В соответствии с требованиями подпунктов «а» и «б» пункта 16 Правил обращения с ТКО (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Общество 18.05.2018 направило в адрес Министерства и Управления соответственно уведомления о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО и проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

Поскольку Министерство в течение 30 дней со дня получения уведомления договор на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО не подписало, указанная ликвидация осуществлена ООО «Автоспецтранс».

В направленной Министерству 24.08.2018 претензии Общество потребовало возместить расходы на ликвидацию несанкционированно размещенных ТКО.

Неисполнение Министерством указанного требования в добровольном порядке послужило поводом для предъявления настоящего иска в суд.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Проанализировав нормы Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542 (далее - Правила № 542), Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 № 445 (далее - Правила № 445), судом установлены следующие обстоятельства.

Правила № 542 регулируют порядок осуществления ликвидации накопленного вреда окружающей среде органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В силу норм ст. 80.1. Закона № 7-ФЗ выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным opганом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в п. 3 ст. 80.1 Закона № 7-ФЗ результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде; организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется в порядке, установленном статьей 80.2 Закона № 7-ФЗ, в которой установлено, что ликвидация накопленною вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный и реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

В отношении рассматриваемого места несанкционированного размещения ТКО (далее - Объект) органами государственной власти Республики Карелия и органами местною самоуправления не проводилась организация работ по ликвидации накопленного вреда в порядке, предусмотренном пунктом 3 Правил № 542. Объект не включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, размещенный на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу исходя из фактических правоотношении, определив при этом круг обстоятельств, имеющих значение для разрешении спора и подлежащих исследованию, а также применимые в конкретном спорном правоотношении правовые нормы.

При рассмотрении дела судом установлено, что правоотношения по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО регулируются специальными нормами Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156) (пункты 15, 16), устанавливающими обязанность регионального оператора по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в случае их выявления  и устанавливающие порядок такой ликвидации.  Факт имевшейся несанкционированной свалки в 154 квартале выделе 4 Сергиевского участкового лесничества Медвежьегорского района Республики Карелия на площади 1,6 га не оспорен ответчиком и подтвержден материалами дела, в том числе актом осмотра № 1 от 23.04.2018, актом обследования № 1 от 11.06.2018.

На основании пункта 18 Правил № 1156, возлагающих обязанность по самостоятельной ликвидации места несанкционированного размещения ТКО на собственника земельного участка, которым является Российская Федерация согласно сведениям выписки из ЕГРН. С учетом положений статьи 210, пункта 1 статьи 125 и пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 9, статьи 42 Земельного кодекса РФ, пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 судом правильно  применены специальные нормы Правил № 1156.

Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о неприменении к спорным правоотношениям пoлoжeний Правил № 542.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Нахождение спорного участка в федеральной собственности установлено судом и подтверждено материалами дела.

Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с Земельным кодексом РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы 4 и 8 статьи 42). В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп. 2 п. 2 ст. 13 этого же кодекса).

Частью 3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ установлено, что охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом РФ и Законом № 7-ФЗ.

Согласно пункту 1 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства но управлению государственным имуществом в Мурманской oбласти и Республике Карелия, утвержденного Приказом Росимушества от 19.12.2016 № 468 (далее - Положение) МТУ Росимушества осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Мурманской области и Республики Карелия.

В пункте 4 Положения предусмотрено, что МГУ Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно пункту 5.47 Положения МТУ Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание его территориальных органов и подведомственных  учреждении и финансовое обеспечение возложенных на МТУ Росимущество функций.

Судом установлено, что к правомочиям МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, согласно пункту 4 Положения, утвержденного Приказом Росимущества от 19.12.2016 № 468. относится осуществление полномочий собственника в отношении иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имушества в соответствии с Положением.

В силу пункта 18 Правил № 1156 именно собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

На основе анализа указанных норм, учитывая, что ликвидация несанкционированных свалок ТКО на землях лесного фонда не является полномочием, которое Российская Федерация передала Республике Карелия, судом сделан правильный вывод о том, что МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия наделено Российской Федерацией правомочиями собственника в отношении участков земель лесного фонда, содержание которых раскрыто в статье 209 ГК РФ.

К спорным правоотношениям не могут быть применены положения Правил № 542, регулирующие порядок осуществления ликвидации накопленного вреда окружающей среде органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в связи с чем ответчиком по настоящему делу не может быть орган государственной власти Республики Карелия, либо соответствующий opган местного самоуправления.

Таким образом, довод ответчика о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, не основан на нормах права, подлежащих применению в настоящем деле.

Доводы  истца, приведенные в исковом заявлении, тщательно исследованы судом и подробно изложены в решении.

В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 27.08.2020  по делу №  А26-9028/2018   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

К.В. Галенкина

 И.А. Тимухина