ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-10040/2017 от 07.03.2018 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                         Дело №А27-10040/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2018 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего  Бородулиной И.И.

судей Полосина А.Л., Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания сиспользованием средств аудиозаписи до перерыва помощником судьи Ермаковой Ю.Н., после перерыва секретарем судебного заседания Полевый В.Н.

при участии:

от истца: Батуриной Г.М. по доверенности от 01.02.2018 (на 1 год),

от ответчика: до перерыва: Дуничевой Е.Ф. по доверенности от 07.12.2017 (по 31.12.2020), Носовой О.А. по доверенности от 07.12.2017 (по 31.12.2020),

от третьих лиц: без участия,

рассмотрев  в судебном заседании апелляционные жалобы Осинниковского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области и Комитета социальной защиты Администрации города Новокузнецка

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20 декабря 2017 года по делу № А27-10040/2017 (судья Сластина Е.С.)

по исковому заявлению Осинниковского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области (ОГРН 1044222000239, ИНН 4222009202, 652800, Магистральный проезд, 8, г. Осинники, Кемеровская область)

к Комитету социальной защиты Администрации города Новокузнецка (ОГРН 1024201468378, ИНН 4216006718, 654080, ул. Кирова, 71, г. Новокузнецк, Кемеровская область)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Кемеровская область в лице Департамента социальной защиты населения Кемеровской области (ОГРН 1024200699500, ИНН 4207012190, 650000, пр. Кузнецкий, 19 А, г. Кемерово)

Департамент транспорта и связи Кемеровской области (ОГРН 1074205025146, ИНН 4205144794, 650000, пр. Советский, 63, г. Кемерово)

Главное финансовое управление в Кемеровской области (ОГРН 1024200685233, ИНН 4200000630, 650000, пр. Советский, 58, г. Кемерово)

о взыскании 2 766 131 рубля,

У С Т А Н О В И Л:

Осинниковское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области (далее – Осинниковское ГПАП, автотранспортное предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Комитету социальной защиты Администрации города Новокузнецка (далее – Комитет, ответчик) о взыскании суммы возмещения затрат за оказание услуг по перевозке граждан города Новокузнецка, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законами Кемеровской области автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения (кроме такси), в размере 2 766 131 рубль за период с января по март 2017 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кемеровская область в лице Департамента социальной защиты населения Кемеровской области, Департамент транспорта и связи Кемеровской области, Главное финансовое управление в Кемеровской области (далее – третьи лица).

Решением от 20.12.2017 Арбитражного суда Кемеровской области (с учетом определения суда от 20.12.2017 об исправлении опечатки) исковые требования удовлетворены частично, с ответчика, действующего от имени муниципального образования Новокузнецкого городского округа, за счет казны Новокузнецкого городского округа в пользу истца взыскано 177 144 рубля в возмещение затрат по перевозке граждан, 2 209 рублей 86 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

В остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе автотранспортное предприятие просит состоявшийся судебный акт отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Указывает, что предложение Комитета по расчету суммы возмещения расходов, связанных с предоставлением перевозчиком мер социальной  поддержки льготным категориям граждан является некорректным, поскольку возмещает фактические потери предприятия за 4 аналогичных дня предоставления жителям города Новокузнецка льгот при оплате за проезд в автобусах Осинниковского государственного пассажирского автотранспортного предприятия. В соответствии с порядком возмещения расходов, связанных с предоставлением мер  социальной поддержки, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19..07.2010 № 317, возмещению подлежат  4 поездки  в месяц на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки. В результате обследования пассажиропотока, имеются данные только о количестве поездок льготными категориями граждан, фактически воспользовавшимися своим правом на льготный проезд в пригородном транспорте. Учитывая, что невозможно  разделить граждан города, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по направлениям пригородных маршрутов, наиболее оптимальным является распределение компенсации выпадающих доходов по машино-часам работы автотранспорта общего пользования в приоритетных льготными категориями граждан направлениях.

Стоимость за машино-час для каждой категории льготников соответствует той стоимости, которую Комитет использует  для обоснования начальной максимальной  цены контракта в электронном аукционе от 13.12.2016 на оказание услуг по перевозке  граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законами Кемеровской области, автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения (кроме такси) в 1 квартале 2017 года.

Учитывая, что услуги по перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, в соответствии с законодательством Кемеровской области автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения (кроме такси) идентичны (одинаковы) во всех пригородных направлениях Новокузнецкого городского округа, то и расчетная стоимость машино-часа не может быть установлена разной для различных перевозчиков.

Комитетом также подана апелляционная жалоба на состоявшийся судебный акт, который просит изменить и принять новый судебный акт.

Указывает, что суд неправомерно ссылается на статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку истец не предъявлял в судебном заседании доказательств и обоснования расчета причинения убытков.

Суд указывает на необходимость руководствоваться статьями 421, 422, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку действующее законодательство не регламентирует требований к условиям заключения таких договоров, существенным условием договора в силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации является его предмет. Данный вывод суда является неправомерным, поскольку заключение контрактов (договоров) регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных н муниципальных нужд», согласно которому цена является обязательным условием договора.

Выводы суда о том, что в пригородном направлении Осинники-Новокузнецк истец являюсь единственным поставщиком услуг по перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Кемеровской области,не соответствуют действительности, поскольку в сторону Осинники имеется маршрут №164 Новокузнецк-поселок Высокий, включенный в распоряжение администрации города Новокузнецка от 15.02.2016 №239 «О реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок» (данный реестр был представлен в суд), осуществляемый ОАО Пассажирским автотранспортным предприятием №1.

Компенсация выпадающих доходов не является обязательством Новокузнецкого городского округа и осуществляется за счет субвенций из областного бюджета Кемеровской области. Согласно Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.07.2010 №317 «Об утверждении Порядка, условий предоставления некоторым категориям граждан мер социальной поддержки в натуральной форме и возмещения расходов, связанных с их предоставлением», главным распорядителем средств областного бюджета является Департамент социальной защиты населения Кемеровской области.

Полагает неправомерном возложение обязанности по возмещению затрат по перевозке граждан за счет казны Новокузнецкого городского округа.

Комитет возмещает затраты на оказание услуг по перевозке граждан в соответствии с Распоряжением администрации города от 15.02.2016 №239. В данном реестре отсутствует маршрут №120 «Осинники - Новокузнецк».

Комитетом направлялся автотранспортному предприятию для подписания договор на возмещение затрат на оказание услуг по перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, в соответствии с Законом Кемеровской области автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения (кроме такси) на февраль 2017 года, а не на первый квартал 2017 года, однако стороны не достигли соглашения по основному условию договора - цене.

В Комитет не поступали документы, подтверждающие оказание услуг по  проезду льготной категорииграждан автотранспортным предприятием.

При расчете начальной (максимальной) цены договора Комитет использовал тарифныйметод, поскольку согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных н муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цепа контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

Данный расчет также используется при определении объема финансирования компенсации выпадающих доходов из областного бюджета.

Расчет, представленный истцом, не соответствует нормам Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.

В условиях отсутствия муниципального контракта на оказание спорных услуг, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ, фактическое оказание истцом услуг не может влечь возникновения у ответчика обязательств по их оплате.

В соответствии с частью 2 статьи 130, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы объединены для совместного рассмотрения в одно производство. 

Отзывы на апелляционные жалобы от третьих лиц, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к началу судебного заседания не поступили.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих апелляционных жалоб, настаивали на их удовлетворении.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Суд апелляционной  инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.

В судебном заседании 28 февраля 2018 года был объявлен перерыв до 09 часов 30 минут 07 марта 2018 года. После окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителя истца.

Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, в рамках заключенного по результатам конкурса между Комитетом социальной защиты Администрации города Новокузнецка (заказчик) и Осинниковским государственным пассажирским автотранспортным предприятием Кемеровской области (исполнитель) муниципального контракта от  18.07.2016 № 002016.162.882 на оказание услуг по перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, в соответствии с Законами Кемеровской области автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения (кроме такси) исполнитель оказывал услуги по перевозке указанной категории граждан в соответствии с условиями настоящего контракта, а заказчик производил оплату оказанных услуг.

В соответствии с пунктом 1.2 муниципального контракта услуги оказывались за период с даты заключения муниципального контракта по 31.12.2016 гражданам, пользующихся мерами социальной поддержки на основании Законов Кемеровской области от 20.12.2004 № 105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда», от 27.01.2005 № 15-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», от 20.12.2004 № 114-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», от 08.04.2008 № 14-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей» от 14.11.2005 № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области».

Исполнение контракта осуществлялось за счет субвенций областного бюджета, предусмотренных в бюджете Новокузнецкого городского округа на 2016 год.

Контракт в соответствии с пунктом 4.2 действовал до 31.12.2016.

Письмом от 18.11.2016 (вх. от 23.11.2016 №89) истец был извещен ответчиком о том, что конкурсные процедуры на 2017 год с участием Осинниковского ГПАП проводиться не будут, поскольку в постановлении Администрации города Новокузнецка от 18.02.2016 №19 «Об утверждении реестров муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах Новокузнецкого городского округа» маршрут №120 (Осинники (Ефимова)-Вокзал) в реестре не значится. На согласовании в Администрации Кемеровской области находится постановление «Об утверждении порядка предоставления субсидий перевозчикам на возмещение затрат, возникающих в случае перевозки отдельных категорий граждан, для которых законодательством Кемеровской области установлены меры социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта», после его принятия порядок работы с перевозчиками с 01.01.2017 будет изменен.

Истец в ответ на указанное письмо обратился с просьбой к ответчику о включении  пригородного маршрута № 120 «Новокузнецк-Осинники» для дальнейшего возмещения расходов автотранспортному предприятию в состав конкурсных процедур при формировании муниципального заказа на 2017 год на оказание услуг по перевозке автомобильным транспортом граждан, пользующихся мерами социальной поддержки.

Комитет уведомил Осинниковское ГПАП (письмо от 23.12.2016 №5457) о невозможности их взаимодействия по основаниям, действующим в 2011 году, поскольку в тот период решение об оплате за услуги по перевозке льготной категории граждан на маршруте Новокузнецк - Осинники принималось с учетом наличия данного маршрута в маршрутной сети города Новокузнецка и соответствующего объема субсидий. Со второго полугодия 2016 года расходы на оплату услуг по проезду граждан, имеющих меры социальной поддержки на пригородном транспорте, установленные Законом Кемеровской области от 27.01.2005 №15-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» не финансируются. При этом указал, что вопрос о возможности финансового обеспечения проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, по маршруту Новокузнецк - Осинники будет рассмотрен после получения документов, подтверждающих наличие пассажиропотока указанной категории граждан из числа жителей города Новокузнецка на данном направлении.

Истец, указывая на обследование пассажиропотока по маршруту Новокузнецк – Осинники, в результате которого установив, что им перевезено по указанному маршруту № 120 льготной категории граждан города Новокузнецка в количестве 163 человека, с учетом стоимости проезда жесткого типа в 56 рублей, мягкого- 61 рубль, просит ответчика возместить расходы за оказанные услуги с января 2017 года (письмо от 30.01.2017 № 24).  

Комитетом данное письмо направлено в адрес Департамента по транспорту и связи Кемеровской области с указанием на возможное взаимодействие на февраль – март 2017 года  с Осинниковским ГПАП на основании муниципального контракта до 100 тысяч рублей, заключенного с единственным поставщиком в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, уведомляя при этом, что в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.07.2010 №317 «Об утверждении порядка, условий предоставления некоторым категориям граждан мер социальной поддержки в натуральной форме и возмещения расходов, связанных с их предоставлением» расчет за февраль составит 39772 рубля (163*4 ездки*61 рубль (тариф для автобусов мягкого типа).

Как следует из материалов дела, муниципальный контракт между сторонами в 2017 году не заключался, договор на возмещение затрат за оказание услуг по перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, в соответствии с Законами Кемеровской области автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения (кроме таки) в связи с не достижением  согласия по одному из существенных его условий – его стоимости и порядка ее определения, сторонами не был подписан.  

Полагая, что им понесены расходы в связи с предоставлением мер социальной поддержки льготной категории граждан города Новокузнецка за период январь, февраль, март 2017 года в размере 2 766 131 рубль, истец обратился в суд с настоящим заявлением.

Расчет понесенных расходов определен истцом расчетным способом по каждому месяцу в отдельно по отдельным категория граждан.

Истец расчетным способом определил общее время работы по маршруту № 120 в 1 квартале 2017 года – 5 610 часов, исходя из следующих показателей: требуемое количество подвижного состава – 9 единиц малой вместимости, время начала и окончания движения – 5:10 час.-21:30 час., протяженность маршрута – 31, 3 км., количество рейсов в сутки – 51 рейс, интервал движения – 55 мин. Исходя из среднего времени рейса по указанному маршруту, 1:13:20, общее время работы на маршруте рассчитано следующим образом: 73,33 мин. (среднее время рейса)/60 (минут в час)*51 рейс (суточное задание по условиям договора)*90 дней (число дней 1 квартала 2017) = 5 610 рублей.

Применительно к каждой категории льготников истцом взята расчётная стоимость машино- часов в рублях, которая по пояснениям истца соответствует той стоимости, которую Комитет использует для обоснования начальной максимальной цены контракта в электронном аукционе от 13.12.2016 № 0139300002916001212 на оказание услуг по перевозке граждан имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законами Кемеровской области автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения (кроме такси) в 1 квартале 2017 года в Единой информационной системе zakupkigov.ru.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции, руководствуясь  положениями статей 16, 421, 422, 432, пунктом 5 статьи 790, статьей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законам Кемеровской области: от 27.07.2005 № 99-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения», от 20.12.2004 № 105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда», от 27.01.2005 № 15-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», от 20.12.2004 № 114-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», от 08.04.2008 № 14-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей» от 14.11.2005 № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области»; Порядком предоставления некоторым категориям граждан мер социальной поддержки в натуральной форме и возмещения расходов, связанных с их предоставлением, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.07.2010 № 317; Порядком предоставления мер социальной поддержки, а также возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом Кемеровской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей», утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.05.2008 № 184, правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 № 1476/07, от 05.02.2008 № 16069/07, от 05.02.2008 № 12479/07, от 23.06.2009 № 2992/09, от 25.01.2011 № 9621/10, от 26.04.2011 № 17828/10, от 25.07.2011 № 5481/11, исходил из того, что поскольку транспортными предприятиями города Новокузнецка пригородные автобусные перевозки по направлению Новокузнецк-Осинники не осуществлялись, льготные категории граждан продолжали пользоваться бесплатным проездом в пригородном сообщении на автотранспорте истца, единственном поставщике услуг по перевозке граждан, при наличии акта учета перевезенных лиц льготной категории граждан от 07.02.2017, от 22.03.2017 и 19.06.2017, составленных в одностороннем порядке контролерами – сотрудниками Осинниковского  ГПАП, пришел к выводу о несении истцом реальных расходов по перевозке льготной категории граждан – жителей города Новокузнецка, которые подлежат возмещению Комитетом за счет казны Новокузнецкого городского округа. Согласившись с тем, что при расчете следует использовать расчетный метод, вместе с тем, признав расчет истца ошибочным, поскольку при расчете размера компенсации выпадающих доходов следует учитывать количество поездок: автомобильным транспортом в пригородном сообщении - 4 поездки в месяц, и приняв составленные истцом в одностороннем порядке акты учета перевезенных лиц льготной категории граждан, с  учетом нормативного количества поездок, подлежащего возмещению, предусмотренного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.07.2010 № 317 «Об утверждении Порядка, условий предоставления некоторым категориям граждан мер социальной поддержки в натуральной форме и возмещения расходов, связанных с их предоставлением, в редакции действующем на момент спорных правоотношений, признал обоснованными заявленные требования в сумме 177 144 рубля за 1 квартал 2017 года.

Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 9 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В силу части 2 статьи 18 названного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.

Таким образом, по смыслу приведенных норм вопросы организации транспортного обслуживания населения городского поселения в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям администрации, поэтому необходимые для их решения денежные средства подлежат включению в расходы бюджета муниципального образования исходя из положений статей 6, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 1838/13).

В целях реализации приведенных норм закона и обеспечения прав граждан по предоставлению им мер социальной поддержки на территории Кемеровской области  принят Закон Кемеровской области от 27.07.2005 № 99-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» (далее - Закон Кемеровской области № 99-03).

Статьями 2,3  Закона Кемеровской области № 99-03 органы местного самоуправления города Новокузнецка наделены отдельным государственным полномочием по предоставлению меры социальной поддержки, установленных законом Кемеровской области «О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта»:

бесплатный проезд на автомобильном (кроме такси), водном транспорте в пригородном сообщении в соответствии с Законом Кемеровской области «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»;

бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения (внутрирайонного, внутриобластного) в соответствии с Законом Кемеровской области «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда»;

снижение на 50 процентов стоимости проезда на водном транспорте пригородного сообщения в соответствии с законами Кемеровской области «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда», «О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей», «О мерах социальной поддержки отдельных категорий приемных родителей»;

бесплатный проезд для обучающихся государственных или муниципальных общеобразовательных организаций на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном (внутрирайонном) сообщении в соответствии с Законом Кемеровской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области»; бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении (кроме такси) между населенными пунктами, расположенными на территории Кемеровской области, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в междугородном сообщении (внутрирайонном, внутриобластном) в пределах Кемеровской области, на водном транспорте в пригородном сообщении в соответствии с Законом Кемеровской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»;

снижение на 50 процентов стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении (кроме такси) в пределах Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области «О социальной поддержке инвалидов»;

бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного сообщения в пределах Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей», «О мерах социальной поддержки отдельных категорий приемных родителей» (далее - проезд на автомобильном транспорте пригородного сообщения).

В целях реализации Законов Кемеровской области от 20.12.2004 N 105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда», от 20.12.2004 № 114-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», от 27.01.2005 № 15-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», от 08.04.2008 № 14-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей», от 07.02.2013 № 9-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий приемных родителей», от 28.12.2016 № 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта» Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.07.2010 № 317 утвержден Порядок, условия предоставления некоторым категориям граждан мер социальной поддержки в натуральной форме и возмещения расходов, связанных с их предоставлением.

Согласно пункт 1.7 Порядка объем средств на реализацию законов утверждается законом Кемеровской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Средства на реализацию законов  распределяются бюджетам муниципальных районов и городских округов, главным распорядителем средств областного бюджета - Департаменту  социальной защиты населения Кемеровской области, Департаменту охраны здоровья населения Кемеровской области.

Расходование средств, поступающих в бюджеты муниципальных районов и городских округов на реализацию законов, осуществляют уполномоченные органы.

Главные распорядители бюджетных средств, уполномоченные органы строят свои отношения с организациями, предоставляющими меры социальной поддержки, на договорной основе (пункт 1.8 Порядка).

Пункт 2.10 устанавливает порядок компенсации выпадающих доходов организациям, предоставившим меры социальной поддержки по проезду на транспорте, перечень документов, подлежащих предоставлению, расчет размера компенсации.

В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции, зачисляются на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Указанная норма запрещает увязывать доходы бюджета с определенными расходами.

Государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных  нужд, регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ. До 01.01.2014 данные правоотношения регулировались Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94- ФЗ).

Следуя материалам дела, в период с 2011 года по 2016 год истцом осуществлялась перевозка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законами Кемеровской области, автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения (кроме такси) по маршруту № 120 «Осинники - Новокузнецк» на основании заключенных с Комитетом муниципальных контрактов.

Распоряжением администрации города Новокузнецка от 15.02.2016 №239 определен реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок», который не содержит маршрут № 120 « Осинники - Новокузнецк».

Направленная Комитетом 22.02.2017 в адрес Осинниковского  ГПАП оферта договора на возмещение затрат за оказание услуг по перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законами Кемеровской области автомобильным транспортом общего пользования пригородного сообщения (кроме такси),  на февраль 2017 года  подписана истцом  с указанием на наличие протокола разногласий к нему. Протокол разногласий был рассмотрен Комитет и подписан также с указанием на наличие протокола разногласий, который истцом не подписан.

Пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Однако материалы дела не содержат доказательств того, что в целях урегулирования  возникших разногласий по отдельным пунктам договора истец обращался в арбитражный суд в порядке статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, и было вынесено судебное решение.

Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, в указанном направлении услуги по перевозке оказываются не единственным перевозчиком Осинниковским  ГПАП, в указанном направлении по маршруту №164 «Новокузнецк - поселок Высокий», включенный в распоряжение Администрации города Новокузнецка от 15.02.2016 №239 « О реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок», перевозку пассажиров льготной категории граждан осуществляет также ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие №1».

Представленные истцом акты, положенные в основу расчета и составленные в одностороннем порядке заинтересованным лицом, не свидетельствуют о достоверности такого расчета. Оспаривая их достоверность, в том числе объем и расчет, методику такого расчета, ответчик ссылался в суде первой инстанции на составление их в одностороннем порядке истцом, без вызова представителя Комитета.

Кроме того, компенсация выпадающих доходов не является обязательством Новокузнецкого городского округа и осуществляется за счет субвенций из областного бюджета Кемеровской области, главным распорядителем средств областного бюджета является Департамент социальной защиты населения Кемеровской области.  

На основании изложенного неправомерным является вывод суда первой инстанции о взыскании возмещения затрат по перевозке граждан за счет казны Новокузнецкого городского округа.

 Взыскание таких затрат за фактически оказанные при отсутствии муниципального контракта услуги давало бы недобросовестным исполнителям оказываемых услуг и государственным (муниципальным) заказчикам возможность приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Федерального закона № 44-ФЗ. Между тем никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения. Таким образом, оказание услуг без муниципального контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, свидетельствует о том, что лицо, оказывающее услуги, не могло не знать, что они выполняются при очевидном отсутствии обязательства, с учетом того, что в предыдущие периоды  такие услуги оказывались с соблюдением требований ранее действовавшего Федерального закона № 94-ФЗ.

Указанная позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2013 № 37/3 по делу № А23-584/2011, от 28.05.2013 №18045/12 по делу №А40-37822/2012.

При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленного требования Осинниковским  ГПАП.

Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.12.2017 подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а апелляционная жалоба Комитета – удовлетворению.

В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  Седьмой  арбитражный апелляционный  суд  считает необходимым  принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований автотранспортного предприятия  в полном объеме.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20 декабря 2017 года по делу № А27-10040/2017 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований Осинниковского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области о взыскании с Комитета социальной защиты Администрации города Новокузнецка о взыскании суммы возмещения затрат за оказание услуг по перевозке граждан города Новокузнецка в размере 2 766 131 рубль за период с января по март 2017 года отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия,  может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Председательствующий:                                                            И.И. Бородулина

Судьи:                                                                                          А.Л. Полосин

                                                                                                     Н.А. Усанина