Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А27-11007/2011
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2012 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2012 года |
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Ильина В.И.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «Трансвик» на решение от 25.01.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судьи Смычкова Ж.Г.,
ФИО2, ФИО3) по делу № А27-11007/2011 по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Трансвик» (654029, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту цен и тарифов Кемеровской области (650992, <...>, ИНН<***>, ОГРН <***>)об оспаривании нормативного правового акта.
Другое лицо, участвующие в деле: прокурор Кемеровской области.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Трансвик» (далее – заявитель, ООО «Трансвик») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействующим постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области (далее – департамент) от 30.05.2011 № 35 «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения, водоотведения ООО «Трансвик» (г. Новокузнецк)»как несоответствующего пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 3, части 2 статьи 7, статье 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон о тарифах), пункту 5 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.04.2008 № 48 «Об утверждении методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса», пунктам 21, 23, 36 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47; об обязании департамента пересмотреть тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения.
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил прокурор Кемеровской области.
Решением от 25.01.2012 Арбитражного суда Кемеровской области оспариваемый нормативный акт признан соответствующим закону и иным нормативным правовым актам.
В кассационной жалобе ООО «Трансвик» просит отменить решение суда первой инстанции от 25.01.2012, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит принятое по делу решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Отзыв на кассационную жалобу от прокурора Кемеровской области не поступил.
Судебное заседание в порядке статьи 158 АПК РФ было отложено на 07 июня 2012 года на 08 часов 50 минут.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 АПК РФ.
Согласно материалам дела, оспариваемым постановлением департамента для общества (впервые как для вновь созданной организации) на период с 01.07.2011 по 30.06.2012 согласована производственная программа в части финансовых потребностей для ее реализации в сфере холодного водоснабжения в размере 69 582,44 тыс. руб.; водоотведения в размере 42 229,34 тыс. руб. и установлены тарифы на услуги холодного водоснабжения в размере 34,36 руб./куб. м; водоотведения в размере 16,91 руб./куб. м.
Данное постановление опубликовано в сборнике «Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» и размещено на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области».
Полагая, что оспариваемое постановление противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, устанавливает заниженные тарифы, нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Трансвик» обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества исходя из того, что тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения установлены департаментом в пределах компетенции; утвержденные тарифы не противоречат приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.04.2008 № 48; в нарушение статей 65, 192 АПК РФ заявитель не определил, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует оспариваемое постановление и не представил доказательств экономической необоснованности утвержденных тарифов.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ, проверив обоснованность доводов подателя кассационной жалобы и правильность применения арбитражным судом при принятии обжалуемого решения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат государственному регулированию (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона о тарифах).
Согласно части 2 статьи 3 Закона о тарифах регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с Законом о тарифах и правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, определяющие принципы, методы регулирования тарифов и порядок установления тарифов (далее – Основы ценообразования; Правила регулирования тарифов).
К общим принципам регулирования тарифов часть 1 статьи 3 Закона о тарифах относит:
достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;
установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о тарифах регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Производственную программу, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и тарифов разрабатывает и направляет в орган регулирования организация коммунального комплекса (части 2, 3 статьи 9 Закона о тарифах). Требования к содержанию производственной программы закреплены в части 2 статьи 7 Закона о тарифах. Перечень документов, необходимых для установления тарифов, содержится в пункте 3 Правил регулирования тарифов.
В соответствии с пунктами 3, 4 части 4 статьи 4 Закона о тарифах согласование производственных программ организаций коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок (пункт 17 Правил регулирования тарифов).
Согласно пунктам 5.2, 5.7 Положения о Департаменте цен и тарифов Кемеровской области, утвержденного Коллегией Администрации Кемеровской области от 10.11.2009 № 454, полномочия по государственному регулированию тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, полномочия по согласованию производственных программ организаций коммунального комплекса в части финансовых потребностей на их реализацию осуществляет департамент.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в целях утверждения тарифов обществом представлены в департамент производственная программа в сфере холодного водоснабжения, производственная программа в сфере водоотведения сточных вод, расчет финансовых потребностей для реализации производственных программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения сточных вод, расчет тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения сточных вод, независимая экспертиза экономически обоснованных тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые обществом.
Согласно пункту 4 Основ ценообразования, тарифы рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Министерством регионального развития Российской Федерации.
Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены приказом Министерстварегионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что согласно представленному обществом расчету плановый тариф
ООО «Трансвик» на 2011 год составил 99,44 руб./куб.м на услуги холодного водоснабжения и 100,98 руб./куб.м на услуги водоотведения;
по результатам, проведенной обществом с ограниченной ответственностью «Авангард» экспертизы тарифов на услуги холодного водоснабжения, водоотведения ООО «Трансвик» расчетный тариф на услуги водоснабжения для потребителей составил 61,23 руб./куб.м и 50,80 руб./куб.м на услуги водоотведения.
Департамент утвердил для общества оспариваемым постановлением тарифы на услуги холодного водоснабжения в размере 34,36 руб./куб.м и водоотведения в размере 16,91 руб./куб.м., ссылаясь на часть 5 статьи 9 Закона № 210-ФЗ, согласно которой в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
Разногласия между обществом и департаментом в отношении установленных оспариваемым постановлением тарифов были предметом рассмотрения Федеральной службы по тарифам в порядке, предусмотренном Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208.
Из материалов дела следует, что по результатам согласительного совещания по рассмотрению данных разногласий Федеральная служба по тарифам признала требования общества экономически необосноваными и пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества (протоколы от 12.07.2011 № ЕП-60, от 24.08.2011 № НБ-10, приказ от 24.08.2011 № 522-э, том 5 л.д. 120-132).
Вместе с тем арбитражным судом при принятии обжалуемого решения не учтено, что при обращении в арбитражный суд и рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции обществом приводились доводы о необоснованности исключения департаментом при установлении спорных тарифов части расходов общества по следующим статьям затрат:
- «Арендная плата»;
- «Ремонт и техническое обслуживание»;
- «Расходы на проведение аварийно-восстановительных работ»;
- «Прочие прямые расходы»;
- «Цеховые и общеэксплуатационные расходы»;
- «Прибыль на реализацию производственной программы».
В частности, заявителем приводились доводы относительно расходов по оплате труда, численности работников, состава арендной платы, способа проведения ремонтных работ, затрат на выполнение мероприятий по энергосбережению и прочие экономические обоснования (подробно доводы общества изложены в заявлении в суд об оспаривании нормативного правового акта, возражениях на отзыв департамента (том 1 л.д. 7-22, том 6 л.д. 8-15).
Между тем судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта оценка данным доводам общества в нарушение требований части 7 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170 АПК РФ не дана.
В обжалуемом судебном акте не отражены доводы и возражения департамента, на которого в силу части 6 статьи 194 АПК РФ возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта.
Вывод суда первой инстанции о том, что утвержденные оспариваемым постановлением тарифы не противоречат приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.04.2008 № 48 «Об утверждении методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса» также надлежащим образом не мотивирован со ссылкой на конкретные нормы, доводы сторон и представленные в материалы дела документы.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении от 19.04.2011 № 15741/10 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вывод суда о признании оспариваемого нормативного правового акта соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не может считаться законным и обоснованным при отказе арбитражного суда от установления соответствия оспариваемого акта отдельным положениям акта, имеющего большую юридическую силу (часть 4 статьи 194 АПК РФ).
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неполного исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо, исходя из положений частей 4, 5 статьи 194 АПК РФ проверить оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, с учетом установленных законодательством о регулировании тарифов принципов, методов регулирования тарифов и порядка установления тарифов, исследовать и дать правовую оценку всем доводам сторон и представленным в подтверждение данных доводов доказательствам.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.01.2012 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-11007/2011 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий В.П. ФИО4
Судьи В.И. Ильин
О.Ю. Черноусова