СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А27-12960/2020
25 января 2021 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Кемеровской области (№ 07АП-12268/20), на решение от 17.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-12960/2020 по иску Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области (г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Профессиональное-Молоко» (Кемеровская обл. – Кузбасс, д. Камышная, ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 12 463 руб. 73 коп.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
У С Т А Н О В И Л:
государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области (далее – Пенсионный фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Профессиональное-Молоко» (далее – ООО «Профессиональное-Молоко», Общество, ответчик) о взыскании 12 463 руб. 73 коп. ущерба, причиненного в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета, повлекших переплату пенсии ФИО1
Решением от 17.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в связи с несвоевременным представлением ООО «Проф-Молоко» сведений индивидуального персонифицированного учета на ФИО1 была выплачена сумма индексации размера пенсии 4983 рубля 96 копеек за период с 01.12.2016 года по 31.01.2018 года, а также была выплачена сумма индексации размера пенсии 7479 рублей 77 копеек за период с 01.03.2018 года по 31.08.2018 года. Ссылка суда первой инстанции на обстоятельство того, что на момент принятия Пенсионным фондом решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии ООО «Проф-Молоко» были в срок представлены сведения за последующие периоды в отношении ФИО1, как о работающем пенсионере, не свидетельствует о надлежащем исполнении страхователем обязанностей по достоверному представлению сведений за спорный период, поскольку сведения за предыдущие и последующие периоды не устраняют недостоверность или неполноту, допущенную ООО «Проф-Молоко» в отношении застрахованных лиц в предшествующих периодах. В данном случае усматривается прямая причинно-следственная связь между несвоевременным представлением страхователем ООО «Профессиональное молоко» сведений индивидуального персонифицированного учета на ФИО1 по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года, за март 2018 года, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в целях осуществления индексации неработающим пенсионерам, и произведенной излишней выплаты индексированной пенсии спорным лицам. Факт несвоевременного представления учреждением в установленный срок индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года, за март 2018 года подтверждается материалами настоящего дела. Доказательств, подтверждающих отсутствие вины ООО «Проф-Молоко» в произведенных пенсионным фондом выплатах пенсионеру в спорные периоды с учетом повышающего коэффициента ответчиком не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность определение арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ООО «Профессиональное-Молоко» зарегистрировано в качестве страхователя Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее – УПФР).
Сведения по форме СЗВ-М (исх.) за сентябрь 2016 года на 1 застрахованное лицо – ФИО1 представлены ООО «Профессиональное-Молоко» в УПФР 15.12.2017 по телекоммуникационным каналам связи.
Сведения по форме СЗВ-М (исх.) за март 2018 года на 1 застрахованное лицо – ФИО1 представлены ООО «Профессиональное-Молоко» в УПФР 12.07.2018 по телекоммуникационным каналам связи.
Непредставление ответчиком в установленный законодательством срок сведений по форме СЗВ-М (исх.) за сентябрь 2016 года и март 2018 года, по мнению истца, повлекло выплату застрахованному лицу ФИО1 за периоды с 01.12.2016 по 31.01.2018 и с 01.03.2018 по 31.08.2018 пенсии в завышенном размере – с учетом индексации (увеличения) и корректировки, которая не могла быть установлена работающему пенсионеру, в результате чего, по мнению истца, Пенсионному фонду причинен ущерб в размере 12 463 руб. 73 коп. в виде излишне выплаченной пенсии.
Обществу были направлены претензии от 13.09.2018 № 06-10050, от 17.09.2019 № 06-10234 с требованием добровольно возместить причиненный ущерб, неисполнение которых в добровольном порядке послужило основанием для обращения Центра по выплате пенсий в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Пенсионным фондом сумм пенсий.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.
Таким образом, истец, требуя возмещения убытков, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать наличие всех указанных элементов ответственности в их совокупности.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) ООО «Профессиональное-Молоко» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167- ФЗ Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца (не позднее 10-го числа месяца – в 2016 году), следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный 5 номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013№ 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ).
Согласно пункту 1 части 10 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
В силу части 6 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 данного Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 данного Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу данного Федерального закона.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Частью 4 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с частью 5 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н (далее - Правила), установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда РФ пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 данного Федерального закона.
Пунктом 101 Правил установлено, что излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 данного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Таким образом, в период осуществления оплачиваемой работы пенсионером индексация и корректировка размера страховой пенсии не должна производиться.
В отношении периода переплаты пенсии с 01.12.2016 по 31.01.2018 в связи с несвоевременным представлением сведений о застрахованном лице за сентябрь 2016 года (15.12.2017) истцом указано, что в августе 2016 года ФИО1 являлась работающим пенсионером.
Судом установлено, что ООО «Профессиональное-Молоко» 05.10.2016 представлены сведения по форме СЗВ-М (исх.) за октябрь 2016 года (следующий месяц), 08.12.2016 – за ноябрь и декабрь 2016 года, в которых ФИО1 указана в качестве работающего лица.
Аналогичные сведения за 2017 год за январь (06.02.2017), февраль (15.03.2017), март (11.04.2017), апрель (10.05.2017), май (15.06.2017), июнь (15.06.2017), июль (08.08.2017), август (11.09.2017), сентябрь (13.10.2017), октябрь (13.11.2017), ноябрь (15.12.2017), декабрь (15.12.2017) в отношении ФИО1 были представлены ООО «Профессиональное-Молоко» своевременно.
Получение данных сведений подтверждается соответствующими протоколами проверки отчетности, документы приняты без ошибок.
Возражений относительно своевременности получения данных сведений, а также конкретных данных, содержащихся в представленных формах СЗВ-М за указанные периоды, истцом не заявлено.
Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, истец, располагая на момент принятия решения об индексации (20.11.2016) сведениями о том, что указанное лицо продолжало работать в организации, имел возможность проверить, что было в действительности: факт увольнения застрахованного лица или представление страхователем неполных (недостоверных) сведений за сентябрь 2016 года.
При этом в целях обеспечения проведения такой проверки часть 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусматривает не автоматический перерасчет пенсии при непоступлении сведений по форме СЗВ-М за очередной месяц, а поэтапное осуществление Пенсионным фондом действий, в частности: - принятие решения об индексации пенсии (в месяце, следующем за поступлением сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ - отчет СЗВ-М); - непосредственная выплата проиндексированной пенсии (в следующем месяце после принятия вышеуказанного решения).
На каждом этапе решение должно приниматься обоснованно, с учетом актуальной информации о состоянии лицевого счета застрахованного лица в целом, всех поступивших по нему сведений по всем предусмотренным формам отчетов.
Общий срок с момента поступления сведений в отношении пенсионера до выплаты ему проиндексированной пенсии составляет три месяца (включая месяц поступления сведений).
Территориальные органы Фонда имеют право требовать от страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, в том числе по их учетным данным (пункт 68 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987н (далее - Инструкция).
В силу пункта 69 Инструкции Территориальные органы фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений в соответствии с настоящей Инструкцией.
Между тем, Пенсионный фонд не осуществил 10 контроль за своевременностью представления Обществом сведений за сентябрь 2016 года, информацию относительно прекращения застрахованными лицами трудовой деятельности у страхователя не запросил.
Так, Пенсионный фонд, не получив своевременно от страхователя сведения по форме СЗВ-М (исх.) за сентябрь 2016 года в отношении ФИО1, но получив 05.10.2016 сведения по форме СЗВ-М (исх.) за октябрь 2016 года с указанием этого пенсионера в качестве работающего лица, никакую дополнительную проверку не проводил, сведениями, указанными в СЗВ-М за октябрь 2016 года, не воспользовался, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления в установленный законом срок сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что на дату вынесения решения о выплате пенсии истец располагал сведениями об осуществлении пенсионером оплачиваемой трудовой деятельности, следовательно, причинно-следственная связи между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Пенсионным фондом сумм пенсий отсутствует.
Относительно периода переплаты пенсии с 01.03.2018 по 31.08.2018 в связи с несвоевременным представлением сведений о застрахованном лице за март 2018 года (12.07.2018) суд установил, что ООО «Профессиональное-Молоко» 25.01.2018 представлены сведения по форме СЗВ-М (исх.) за январь 2018 года, 06.03.2018 – за февраль 2018 года, 14.05.2018 – за апрель 2018 года (следующий месяц), в которых ФИО1 указана в качестве работающего лица.
Аналогичные сведения за 2018 год за май (13.06.2018), июнь (12.07.2018), июль (14.08.2018) в отношении ФИО1 были представлены ООО «Профессиональное-Молоко» своевременно.
Получение данных сведений подтверждается соответствующими протоколами проверки отчетности, документы приняты без ошибок.
Возражений относительно своевременности получения данных сведений, а также конкретных данных, содержащихся в представленной форме СЗВ-М за указанный период, истцом не заявлено.
Как указано истцом, индексация пенсии ФИО1 в связи с непредставлением в отношении данного застрахованного лица сведений по форме СЗВМ за март 2018 года была произведена Пенсионным Фондом распоряжением о перерасчете пенсии с 01.02.2018 в соответствии с ближайшим месяцем, в котором произошла всероссийская индексация пенсий (февраль 2018 года).
Пенсия с учетом индексации выплачивалась с июня 2018 года (в которую дополнительно включена индексация и доплаты еще за март, апрель и май 2018 года) по 31.08.2018.
Между тем, истец не доказал обоснованность выплаты пенсии в повышенном размере за март-май 2018 года, учитывая, что перерасчет пенсии при не поступлении сведений по форме СЗВ-М происходит поэтапно: решение об индексации пенсии в рассматриваемом случае должно было быть принято в мае 2018 года; непосредственная выплата проиндексированной пенсии – в июне 2018 года.
Возможность включения в сумму пенсии за июнь 2018 года проиндексированной части пенсии за предыдущие месяцы законодательством не предусмотрена.
Причинно-следственная связь между действиями/бездействием ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Пенсионным фондом сумм пенсий за март-май 2018 года истцом не доказана и судом не установлена.
Суд первой инстанции правомерно установил в данной части непосредственную ошибку истца в начислении пенсии.
Истцом после непредставления ООО «Профессиональное-Молоко» формы СЗВМ (исх.) за март 2018 года не было принято индивидуальное решение об индексации пенсии в мае 2018 года (в месяце, следующем за поступлением сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ - отчет СЗВ-М), т.е. Пенсионным фондом не была соблюдена процедура индивидуального перерасчета, предусмотренная частью 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
При соблюдении истцом процедуры принятия решения в мае 2018 года у истца уже имелись бы сведения по форме СЗВ-М (исх.) за январь 2018 года (25.01.2018), февраль 2018 года (06.03.2018), апрель 2018 года (14.05.2018) с указанием ФИО1 в качестве работающего лица, которыми истец мог воспользоваться и провести дополнительную проверку, тем самым не произвел бы индексацию пенсии с июня по август 2018 года.
Более того, выплату пенсии за июнь 2018 года истец произвел 30.05.2018, т.е. на момент выплаты пенсии истец уже обладал всей указанной выше информацией, в связи с чем, мог принять меры по предотвращению выплаты пенсии в необоснованном размере.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно установил, что истцом не доказана обоснованность индексации пенсии в связи с несвоевременным представлением сведений о застрахованном лице за март 2018 года с марта по август 2018 года; истцом не соблюдена процедура принятия решения об индексации пенсии, между тем, при ее соблюдении, у истца на момент принятия решения и выплаты пенсии уже имелись бы сведения СЗВ-М за апрель 2018 года, следовательно, он бы имел возможность проверить, что было в действительности: факт увольнения застрахованного лица или представление страхователем неполных (недостоверных) сведений за март 2018 года.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-12960/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Кемеровской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий К.Д. Логачев
С.В. Кривошеина
Т.В. Павлюк