ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-14216/17 от 17.10.2017 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск Дело № А27-14216/2017

17 октября 2017 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кривошеиной С. В., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал № 18 на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.08.2017 по делу № А27-14216/2017 (судья Драпезо В.Я.) (рассмотрено в порядке упрощенного производства) по заявлению Избирательной комиссии Кемеровской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Кемерово, к Государственному учреждению – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал № 18 (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Кемерово, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, г. Кемерово, о признании недействительным решения от 09.06.2017 № 18000082осс,

У С Т А Н О В И Л:

Избирательная комиссия Кемеровской области (далее – заявитель, Избирательная комиссия) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал № 18 (далее – заинтересованное лицо, Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 09.06.2017 №18000082осс о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Арбитражный суд Кемеровской области рассмотрел дело по существу в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (далее – третье лицо, Управление).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.08.2017 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить, принять по делу новый судебный акт.

По мнению заинтересованного лица, размер выплаты единовременного пособия напрямую зависит от квалификации работника, стажа, присвоенного классного чина, наличия дисциплинарных взысканий, то есть по своей природе относится к единовременному поощрению работника в связи с выходом на государственную пенсию и напрямую зависит от оплаты труда, следовательно, выплата единовременного пособия, производимая гражданским служащим Кемеровской области в связи с выходом на пенсию, не относится к государственным пособиям и иным подобным выплатам.

В предложенный определением суда от 21.09.2017 срок Избирательная комиссия в нарушение статьи 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не представила.

В соответствии с требованиями статьи 272.1 АПК РФ, пунктов 47, 49 постановления от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Кемеровской области рассмотрена судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена выездная проверка с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов Избирательной комиссией Кемеровской области за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт выездной проверки №18000082осс от 10.05.2017 с указанием на выявленные нарушения.

По результатам рассмотрения материалов проверки ГУ КРОФСС вынесено решение № 18000082осс от 09.06.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона №212-ФЗ, в виде штрафа в размере 2 908,92 руб., а также доначислены страховые взносы в сумме 14 544,59 руб. и пени в сумме 1 274,18 руб.

Не согласившись с вышеуказанным решением, Избирательная комиссия обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались с 01.01.2010 Федеральным законом Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), который с 01.01.2017 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (часть 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, в том числе организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.

Статья 9 Закона № 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.

Из приведенных норм Закона № 212-ФЗ, а также анализа статей 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.

При этом факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Как установлено судом первой инстанции работники Избирательной комиссии являются государственными служащими Кемеровской области, оплата труда которых регулируются Законом Кемеровской области от 01.08.2005 № 103-ОЗ «О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области» (далее – Закон № 103-ОЗ), а также предоставляется ряд гарантий, не связанных с оплатой труда, в частности, выплата единовременного пособия в связи с выходом на пенсию (подп. 8 п. 1 статьи 54 Закона № 103-О3).

Расходы, связанные с предоставлением гарантий государственным служащим, производятся за счет средств областного бюджета (пункт 2 статьи 54 Закона № 103-ОЗ).

Согласно абзацу первому Положения о порядке выплаты лицам, замещающим государственные должности Кемеровской области, и государственным гражданским служащим Кемеровской области единовременного пособия в связи с выходом на пенсию, утвержденного Постановлением Губернатора Кемеровской области от 01.03.2007 №4-пг (далее – «Положение»), в соответствии со статьей 54 Закона № 103-ОЗ выплата единовременного пособия в связи с выходом на пенсию является дополнительной государственной гарантией лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Кемеровской области.

Единовременное пособие государственному гражданскому служащему в связи с выходом на пенсию является государственной гарантией, выплачиваемой в соответствии с законодательным актом субъекта Российской Федерации (Кемеровской области), за счет средств бюджета Кемеровской области на безвозмездной основе, не является оплатой (вознаграждением) или поощрительной мерой за труд. То есть, обладает всеми признаками государственного пособия.

Данные выплаты (единовременное пособие в связи с выходом на пенсию) относятся к выплатам социального характера, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12.

Таким образом, единовременное пособие в связи с выходом на пенсию является социальной гарантией не связанной с выполнением трудовой функции работника в рамках трудового договора и не является объектом обложения страховыми взносами.

Доказательства, свидетельствующие о том, что произведенные выплаты являлись оплатой труда работника, носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества работы или трудового вклада работников, Фондом социального страхования в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлены.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что оплата труда гражданского служащего, к числу которых в соответствии с законодательством Кемеровской области относятся сотрудники Избирательной комиссии.

При таких обстоятельствах, у Фонда социального страхования отсутствовали основания для доначисления Избирательной комиссии страховых взносов со спорной суммы выплат, привлечения его к ответственности по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, начисления соответствующих сумм пени.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Иное толкование Фондом социального страхование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 229, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.08.2017 по делу № А27-14216/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья С. В. Кривошеина