ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-15353/17 от 08.12.2017 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск

Дело № А27-15353/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2017 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2017 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сбитнева А.Ю.

судей: Колупаевой Л.А.,

Кривошеиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. без использования средств аудиозаписи,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явился;

от заинтересованного лица – не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 6) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 сентября 2017 г. по делу № А27-15353/2017 (судья Конкина И.В.)

по заявлению Местной религиозной организации Православный Приход храма святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (г. Ленинск-Кузнецкий, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к государственному учреждению – Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 6) (г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения от 24.05.2017 № 60001443 ПТ в пункте 3 подпункта 3.1 (уплата недоимки),

У С Т А Н О В И Л:

Местная религиозная организации Православный Приход храма святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее – заявитель, Организация, Приход) обратилась в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 6) (далее – заинтересованное лицо, Фонд социального страхования, ГУ-КРОФСС) от 24.05.2017 № 60001443 ПТ об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части предложения Местной религиозной организации Православный Приход храма святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы г. Ленинска – Кузнецкого Кемеровской области Кемеровской Епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 2 001 руб. (подпункт 3.1 пункта 3 решения).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области (далее – Межрайонная ИФНС № 2 по Кемеровской области, Инспекция).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.09.2017 заявленные требования удовлетворены, решение Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 6) (далее – заинтересованное лицо, Фонд социального страхования, ГУ-КРОФСС) от 24.05.2017 № 60001443 ПТ об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части предложения Местной религиозной организации Православный Приход храма святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы г. Ленинска – Кузнецкого Кемеровской области Кемеровской Епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат) уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 2001 руб. (подпункт 3.1 пункта 3 решения) признанно недействительным.

Суд обязал Государственное учреждение – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 6) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на неверное толкование судом норм права, на неполное выяснение обстоятельств.

В обосновании доводов апелляционной Фонд социального страхования указывает на отсутствие у заявителя права применения пониженного тарифа страховых взносов, поскольку деятельность религиозных организаций не включает в себя и не относится к деятельности по социальному обслуживанию населения, прямо не поименована в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов апеллянта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме в связи с законностью и обоснованностью решения суда первой инстанции.

Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) приобщен к материалам дела.

Межрайонная ИФНС № 2 по Кемеровской области отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представила.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.

В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в качестве страхователя в филиале № 6 Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования 29.06.2009.

30.03.2016 приходом был представлен в ГУ-КРОФСС расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2016 год, на основании которого была проведена камеральная проверка своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов (страхователем).

В ходе проведения камеральной проверки установлено – Организацией неправомерно применен пониженный тариф при исчислении суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.10.2016 по 31.12.2016.

14.04.2016 Фондом был составлен акт камеральной проверки № 60001443 ПТ.

Решением от 24.05.2017 № 60001443 ПТ Фонд социального страхования отказал в привлечении к ответственности Местной религиозной организации Православный Приход храма святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Этим же решением Приходу было предложено, в том числе, уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 001 руб. (подпункт 3.1 пункта 3 решения) и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета (пункт 4 решения).

Не согласившись с решением ГУ-КРОФСС, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признавая недействительным решение ГУ-КРОФСС, и удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь положениями статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон № 165-ФЗ), статей 38, 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), приняв по внимание положения Устава религиозной организации Прихода во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришел к выводу о том, что Приход является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, в том числе в области социального обслуживания населения, которая отвечает критериям социальной направленности и в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ позволяет применить заявителю пониженный тариф для исчисления и уплаты страховых взносов.

Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, исходит из правильно примененных судом норм материального права и обстоятельств, установленных по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Заявитель является страхователем в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 12 указанного закона страхователи обязаны: встать на учет и сняться с учета у страховщика в порядке, установленном федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы.

Часть 2 статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ устанавливает обязанность плательщика страховых взносов правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ, внесшим изменения в часть 1 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ, для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1-5.3 настоящей статьи, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, применяются пониженные тарифы страховых взносов, в том числе в Фонд социального страхования 0 % (часть 3.4 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ).

Указанные плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3.4 настоящей статьи, при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным частью 3.4 настоящей статьи, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов (пункт 5.1. статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ): доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 настоящей статьи, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ; доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 настоящей статьи и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ; доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подпунктах «р» - «ф», «я.4» - «я.6» пункта 8 части 1 настоящей статьи.

Из пункта 11 части 1 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ следует право на применение пониженного тарифа некоммерческими организациями, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей установленных частями 5.1-5.3 настоящей статьи.

Согласно части 5.1 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ, указанные в пункте 11 части 1 настоящей статьи плательщики страховых взносов применяют пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:

1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 данной статьи, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (целевые поступления);

2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 данной статьи и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (гранты);

3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подпунктах «р» - «ф», «я.4» - «я.6» пункта 8 части 1 данной статьи (научные исследования и разработки; образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг; деятельность спортивных объектов, прочая деятельность в области спорта; деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов), деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий, деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников).

В случае, если по итогам расчетного периода применительно к указанному расчетному периоду организация не выполняет условия, установленные пунктом 11 части 1 и частью 5.1 настоящей статьи, такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3.4 настоящей статьи, с начала периода, в котором допущено несоответствие условиям, указанным в настоящей части. При определении объема доходов организации для проверки соответствия выполнению условий, установленных частью 5.1 настоящей статьи, учитываются целевые поступления и гранты, поступившие и не использованные организацией по итогам предыдущих расчетных периодов (пункт 5.3 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ).

Сумма доходов определяется плательщиками, указанными в пункте 11 части 1 настоящей статьи, по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 346.15 НК РФ с учетом требований части 5.1 настоящей статьи. Контроль за соблюдением условий, установленных пунктом 11 части 1 и частью 5.1 настоящей статьи, осуществляется, в том числе, на основании отчетности, представляемой некоммерческими организациями в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона (пункт 5.2. статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Суд установил, что Приход является некоммерческой организацией, созданной в целях совместного исповедания и распространения православной веры и преследующей определенные ее уставом цели, зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и применяющей упрощенную систему налогообложения.

Фондом не оспорено и не оспаривалось, что Приход применяет упрощенную систему налогообложения и не имеет доходов от осуществления коммерческой деятельности.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава религиозной организации Приход в целях и для достижения своих задач осуществляет, в том числе, и благотворительную деятельность в сфере социального обслуживания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пожилых граждан и инвалидов.

Как следует из материалов дела, Приход организовал Православное Сестричество святой перподобномученицы великой княгини Елисаветы, для оказания срочной помощи гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности. В 2015 году была оказана помощь тяжелобольным людям на дому, малоимущим, а также оказывалась помощь бездомным людям, сиротам, осуществлялась планомерная психолого-педагогическая помощь детям - инвалидам, проживающим в г. Ленинске-Кузнецком и Полысаево. Приход осуществляет сотрудничество с «Социальным приютом для детей и подростков» г. Ленинска-Кузнецкого, с Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Полысаево, с Социальным приютом для детей и подростков «Гнездышко» г. Полысаево, Муниципальным учреждением здравоохранения «Городская больница №1» г.Ленинска-Кузнецкого, Муниципальным образовательным учреждением для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3» г. Ленинска-Кузнецкого, Муниципальным учреждением «Дом ребенка» г. Полысаево.

В соответствии с учетной политикой Приход ведет раздельный учет доходов (пожертвований) в разрезе видов деятельности по счету 86 «Целевое финансирование» (пункт 5.1.).

В 2015 году организацией по деятельности в сфере социального обслуживания доходы составили 892 715, 33 руб., по религиозной деятельности – 0 рублей.

Таким образом, доходы от оказания социальных услуг составили более 70 % от всехполученных доходов.

Судом учтено, что доля доходов в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ, превысила 70 % суммы всех доходов организации по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным частью 3.4 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

На основании изложенного суд пришел к правомерному выводу о том, что заявителем соблюдены требования положений пункта 11 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ, в силу чего им правомерно применен пониженный тариф для исчисления и уплаты страховых взносов, поскольку вышеприведенными нормами закона право на применение пониженного тарифа обусловлено характером фактической отраженной в учредительных документах деятельности страхователя.

Довод подателя апелляционной жалобы о том, что деятельность заявителя не относится к деятельности социального обслуживания населения, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и исследования апелляционным судом, подлежит отклонению как необоснованный, поскольку в Уставе страхователя предусмотрен вид деятельности по социальному обслуживанию граждан; фактическая реализация указанной деятельности Приходом подтверждена материалами дела.

Несостоятельной признается и ссылка Фонда социального страхования на Приказ Минтруда России от 17.04.2014 № 258н «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания», поскольку пунктом 4 указанного Приказа к организациям, предоставляющим срочные социальные услуги, отнесены иные организации, осуществляющие срочное социальное обслуживание, при этом в Уставе заявителя предусмотрен вид деятельности по социальному обслуживанию граждан и фактическая реализация такой деятельности Приходом подтверждена материалами дела.

Ссылка апеллянта на иную судебную практику не может быть принята апелляционной коллегией во внимание, так как какого-либо преюдициального значения не имеет, принята судами по конкретным делам.

Таким образом, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора, на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое решение Фонда социального страхования от 24.05.2017 № 60001443 ПТ, удовлетворив требования Прихода (статьи 71, 198, часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Иное толкование ГУ-КРОФСС положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.

Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.

При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятие доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Поскольку ГУ-КРОФСС освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 сентября 2017 г. по делу № А27-15353/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий А.Ю. Сбитнев

Судьи Л.А. Колупаева

С.В. Кривошеина