СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А27-21139/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., ФИО1 В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е. В. рассмотрел апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (№07АП-1602/2022) на решение от 29.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-21139/2021 (судья Верховых Е.В.), по заявлению публичного акционерного общества «Россети Сибирь», г. Красноярск (ОГРН <***>, ИНН <***>) к комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа, г. Киселевск, Кемеровская область-Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа выраженного в письме от 25.08.2021 №02-12/2897, об обязании рассмотреть письмо от 15.06.2021 №1.4/02/5062 и исключить из распоряжений установлении публичного сервитута от 25.03.2021 №220-р, от 30.03.2021 №233-р, от 20.05.2021 №381-р, от 20.05.2021 №382-р пункт 5, условие о платности публичного сервитута,
У С Т А Н О В И Л:
публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 25.08.2021 №02-12/2897, об обязании рассмотреть письмо от 15.06.2021 №1.4/02/5062 и исключить из распоряжений установлении публичного сервитута от 25.03.2021 №220-р, от 30.03.2021 №233-р, от 20.05.2021 №381-р, от 20.05.2021 №382-р пункт 5, условие о платности публичного сервитута.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что собственники земельных участков, которые ранее были предоставлены в аренду для размещения сооружений правообладателям таких сооружений, после установления публичного сервитута для размещения указанных сооружений в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 3.6 Закона № 137-ФЗ, не вправе требовать платы за публичный сервитут; при этом собственник линейного объекта не освобождается от обязанности возмещения убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в отношении такого линейного объекта.
Общество отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, ПАО «Россети Сибирь» обратилось в адрес КУМИ г.Киселевска с ходатайствами от 24.12.2020 №1.4/01/11814-исх, от 03.11.2020 №1.4/01/9774-исх, от 10.11.2020 №1.4/01/9980-исх, от 10.11.2020 №1.4/01/9978-исх об установлении публичного сервитута в отношении воздушной линии электропередачи напряжением 35 кВ К-16-17 с отпайками на ПС завода «Знамя», ПС Шахты №12: от ПС Афонинская до ПК Киселевская – заводская, запись в ЕГРН от 29.05.2008 №42-42-07/027/2008-147.
Рассмотрев данные ходатайства, КУМИ Киселевского городского округа вынесло распоряжения об установлении публичного сервитута от 25.03.2021 №220-р, от 30.03.2021 №233-р, от 20.05.2021 №381-р, от 20.05.2021 №382-р.
Распоряжением КУМИ Киселевского городского округа от 25.03.2021 №220-р установлен публичный сервитут на части земельных участков с кадастровыми номерами 42:25:0105014:27, площадь 3 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0103003:96, площадью 7 кв.м., распложенного по адресу: <...>; 42:25:0103004:30, площадью 7 кв.м. ,распложенного по адресу: <...>; часть земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 2356 кв.м. в целях размещения (эксплуатации) воздушной линии электропередачи напряжением 35кВ К-23-24: от ПС Афонинская до ПС Красный Камень-тяговая, сроком на 49 лет.
Пунктом 5 распоряжения 25.03.2021 №220-р, предусмотрена плата за публичный сервитут, установленная п. 2-п.5 ст. 39.46 ЗК РФ. Размер платы на земли, государственная собственность на которые не разграничена, площадь 2356 кв.м. за весь срок действия публичного сервитута составляет 17 777 руб. Плата за публичный сервитут вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.
Распоряжением КУМИ Киселевского городского округа от 30.03.2021 №233-р установлен публичный сервитут на части земельных участков с кадастровыми номерами 42:25:0105011:466, площадью 9 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0105014:961174 площадью 29 кв.м., распложенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Киселевский городской округ, <...>; часть земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 588 кв.м. в целях размещения (эксплуатации) воздушной линии электропередачи напряжением 35кВ АТ-41-42: от ПС Афонинская до ПС Терентьевская-тяговая, сроком на 49 лет.
Пунктом 5 распоряжения 30.03.2021 №233-р, предусмотрена плата за публичный сервитут, установленная п. 2-п.5 ст. 39.46 ЗК РФ. Размер платы на земли, государственная собственность на которые не разграничена и часть земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц за весь срок действия публичного сервитута составляет 4676 руб. Плата за публичный сервитут вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.
Распоряжением КУМИ Киселевского городского округа от 20.05.2021 №381-р установлен публичный сервитут на части земельных участков с кадастровыми номерами 42:25:0105014:310, площадью 1 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Гайдара, д69; 42:25:0105014:489 площадью 15 кв.м., распложенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, <...>; 42:25:0105014:289 площадью 21 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0105014:177 площадью 25 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0000000:1661 площадью 17 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0102012:441 площадью 11 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, в границах горного отвода АОА «Поляны»; 42:25:0102011:293 площадью 55 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0108003:1082 площадью 14 кв., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0108002:10 площадью 12 кв.м., расположенного по адресу: <...>; часть земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 1525 кв.м. в целях размещения (эксплуатации) воздушной линии электропередачи напряжением 35кВ К-19-20 с отпайкой на ПС Киселевская-тяговая: от ПС Афонинская до ПС Шахты №13, сроком на 49 лет.
Пунктом 5 распоряжения 30.03.2021 №381-р, предусмотрена плата за публичный сервитут, установленная п. 2-п.5 ст. 39.46 ЗК РФ. Размер платы на земли, государственная собственность на которые не разграничена и часть земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц за весь срок действия публичного сервитута составляет 11943 руб. Плата за публичный сервитут вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.
Распоряжением КУМИ Киселевского городского округа от 20.05.2021 №382-р установлен публичный сервитут на части земельных участков с кадастровыми номерами 42:25:0107016:281, площадью 11 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0000000:2043 площадью 1 кв.м., распложенного по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, <...>; 42:25:0107008:73 площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0107007:252 площадью 3 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0107006:11 площадью 1 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0107006:89 площадью 12 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0107006:259 площадью 9 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0107006:103 площадью 1 кв., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0107001:359 площадью 27 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0107001:361 площадью 67 кв.м., расположенного по адресу: <...>; 42:25:0107001:365 площадью 209 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск; часть земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 1777 кв.м. в целях размещения (эксплуатации) воздушной линии электропередачи напряжением 35кВ К-16-17 с отпайками на ПС завода «Знамя»: от ПС Шахты до ПС Шахты №12: от ПС Афонинская до ПС Киселевская-заводская, сроком на 49 лет.
Пунктом 5 распоряжения 20.05.2021 №382-р, предусмотрена плата за публичный сервитут, установленная п. 2-п.5 ст. 39.46 ЗК РФ. Размер платы на земли, государственная собственность на которые не разграничена и часть земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц за весь срок действия публичного сервитута составляет 13916 руб. Плата за публичный сервитут вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.
Полагая, что указанные распоряжения в части установления оплаты за публичный сервитут противоречит земельному законодательству, заявитель 15.06.2021 обратился к Комитету с требованием №1.4/02/5062-исх о внесении изменений в распоряжения в части установления платы за пользование публичным сервитутом.
Письмом от 25.08.2021 №02-12/2897 Комитетом во внесении изменений отказано в части исключения платы со ссылками на п. 1, п.6 ст. 39.46 ЗК РФ, указано, что деятельность филиала ПАО «Россети Сибирь», для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не относится к безвозмездному сервитуту.
Приведенные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в случае установления публичного сервитута за размещение определенных в законе объектов, право собственности на которое возникло до 01.09.2018, плата за пользование публичным сервитутом не устанавливается.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сервитут может устанавливаться для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.
Сервитут может устанавливаться, в том числе, для эксплуатации линейных объектов, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Как верно отметил суд первой инстанции, законодатель установил специфику установления публичного сервитута, где главным критерием является не интерес конкретных собственников земельного участка, а общественный интерес, который не связан непосредственно с нуждами соседнего земельного участка.
В силу п. 8 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут, как и частный, может устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для эксплуатации участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Согласно п. 3 ст. 3.6 Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
Пунктом 6 той же статьи предусмотрено, что лица, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, вправе заключить с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. В случае отсутствия соглашения об осуществлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, указанных в решении об установлении публичного сервитута.
Плата за публичный сервитут, устанавливаемый в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, не устанавливается, в том числе в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности (п. 4 ст. 3.6. ФЗ РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Обязанность по оплате за публичный сервитут предусмотрена ст. 39.46 ЗК РФ в редакции ФЗ РФ от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов».
Согласно ст. 12 ФЗ РФ от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2018 года.
Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Из положений п. 3, 4 ст. 39.39 ЗК РФ следует, что установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления, осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Судом установлено, что ВЛ-35 необходима обществу для организации электроснабжения населения и подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно свидетельству от 29.05.2008 №42АВ 747140 о государственной регистрации права, право собственности на: сооружение – ВЛ-35 кВ отходящее от подстанции Афонинская 1) Воздушная линия электропередачи напряжением 35кВ К16-17 отпайками на ПС завода «Знамя», ПС Шахты №12: от ПС Афонинская до ПС Киселёвская – заводская; 2) Воздушная линия электропередачи напряжением 35кВ К19-20 с отпайкой на ПС Киселевская –тяговая: от ПС Афонинская до ПС Шахты №13; 3) Воздушная линия электропередачи напряжением 35кВ К-19-20 с отпайкой на ПС Киселевская –тяговая: от ПС Афонинская до ПС Шахты №13; 3) Воздушная линия электропередачи напряжением 35кВ АТ-41-42: от ПС Афонинская до ПС Терентьевская-тяговая; 4) Воздушная линия электропередачи напряжением 35кВ К-23- 24: от ПС Афонинская до ПС Красный камень-тяговая; 5) Воздушная линия электропередачи напряжением 35кВ К-51-52: от ПС Краснокаменская до ПС Красный Кузбасс, назначение – нежилое, адрес объекта: Кемеровская области, Прокопьевский район, г. Киселёвск. до ПС Шахты №13 возникло до 1 сентября 2018 года.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из возникновения права собственности на объект до 01.09.2018.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в случае установления публичного сервитута за размещение определенных в законе объектов, право собственности на которое возникло до 01.09.2018, плата за пользование публичный сервитутом не устанавливается. Соответственно, оснований для определения платы за публичный сервитут не имелось.
Утверждение Комитета об обратном основаны на неверном толковании норм права.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 29.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-21139/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий С. В. Кривошеина
Судьи И. И. Бородулина
ФИО1